Одним из первых исследователей института предпринимательства стал ирландский экономист и коммерсант Ричард Кантильон (1680-1734). Хорошо зная предпринимательское дело изнутри,[i] Кантильон изложил свои взгляды на коммерческую деятельность в труде под названием «Очерк о природе торговли вообще» (1755), который был признан впоследствии выдающимся произведением.

По сути дела, Кантильон стал основоположником теории формирования прибыли в условиях неопределенности. Он обнаружил, что дисбаланс между спросом и предложением создает возможность покупать дешево и продавать дорого, и именно этот тип сделок приводит конкурентные рынки в состояние равновесия. Кантильон назвал людей, использующих эти нереализованные возможности извлечения прибыли «предпринимателями», то есть индивидами, желающими купить что-либо по известной цене и продать по неизвестной. Более того, он отметил, что операции такого рода не обязательно требуют производственной деятельности и не обязательно поглощают личные средства предпринимателя, хотя часто это необходимо. Таким образом, предпринимательство для Кантильона – вопрос предвидения и желания брать на себя риск, что не обязательно связано с вовлечением труда в некий производственный процесс.

Оригинальные взгляды на природу предпринимательской деятельности изложил в своих трудах немецкий экономист Иоганн Тюнен (1783-1850). В своей работе «Изолированное государство в отношении с народным хозяйством и национальной экономией» Тюнен открыл качественно новый подход к теории предпринимательства. Тюнен определил прибыль предпринимателя как доход, оставшийся от валовой прибыли деловой операции, во-первых, после уплаты процента на инвестированный капитал; во-вторых, платы за управление; и, в-третьих, страховой премии по исчисленным рискам потерь. Вознаграждение предпринимателя, по Тюнену, является, таким образом, доходом за принятие на себя рисков, которые из-за непредсказуемости не покроет ни одна страховая компания. Так как инновационная деятельность – тот же процесс, при котором невозможно предсказать вероятность дохода или убытков, предприниматель с необходимостью является «изобретателем и исследователем в своей области».

Усиление влияния категории неопределенности мы замечаем и у позднего Кейнса. Спустя год после публикации «Общей теории» Кейнс вновь изложил «Общую теорию занятости» на страницах журнала «Quoterly Journal of Economics», и в первой половине этой статьи сделал еще больший упор на неопределенность, господствующую в экономической жизни и не поддающуюся вероятностным оценкам. Вследствие этого инвестиции обречены колебаться вместе с колебаниями доверия в сфере бизнеса, которые не находятся ни в какой предсказуемой зависимости от стандартных экономических величин.[ii]

По-иному смотрит на бизнес и рыночные процессы американский экономист Фрэнк Найт (1885-1972). В его работах четко просматривается не только экономический анализ предпринимательской деятельности, но и делаются далеко идущие политические выводы. В частности, Найт считает, что система свободного предпринимательства – единственно возможный способ рациональной организации народного хозяйства. Предполагать же возможность существования альтернатив системе свободного предпринимательства, – значит, – согласно Найту, – проявлять политический романтизм. Рассматривая социалистическую экономику, он неизменно утверждает, что плановое хозяйство – это хорошо организованная тюрьма.

Основа деятельности любого предпринимателя, отмечает Найт, не просто рискованные операции, риски от которых могут быть количественно оценены и застрахованы, но деятельность, прямо вытекающая из неопределенности, существующей в экономической системе. Найт в своей работе «Риск, неопределенность и прибыль», анализируя данный аспект проблемы, замечает, что многие из неопределенностей экономической жизни подобны шансам умереть в определенном возрасте: их объективная вероятность исчислима и поэтому они могут быть переложены на чужие плечи посредством страхования. Такого рода риски становятся статьей издержек производства, вычитаемой из прибыли, а не их причиной. Однако существуют неопределенности иного рода, которые никогда не могут быть подвержены объективному измерению, так как они касаются беспрецедентных ситуаций. «Единственный «риск», ведущий к прибыли, – пишет Найт, – есть уникальная неопределенность, проистекающая из осуществления функции ответственности в последней инстанции. Эта неопределенность по своей природе не может быть ни застрахована, ни капитализирована, ни оплачена в форме заработной платы». Высокие доходы от рискованных предприятий – это просто премия за неподдающийся измерению риск либо за неопределенность. Если потери превышают доходы, то те, кто взял на себя бремя риска, вынуждены заплатить владельцам производительных услуг сумму, превышающую их вклад. Следовательно, те, кто брал на себя риск, оказались чрезмерными оптимистами. Когда же доходы больше убытков, владельцы производительных услуг получают меньше, чем они получили бы в случае более точной оценки будущих возможностей. Таким образом, в общем виде, часть прибыли – это плата за услуги тех, кто берет на себя риск. Соответственно прибыль есть вычет из всех других платежей и в действительности есть часть того, что поступает владельцам производительных услуг.

Совсем иначе смотрят на категорию неопределенности представители социалистического направления. Они считают неопределенность устранимой из экономической системы величиной. Планирование, считают социалисты, главная альтернатива неопределенности. Где есть плановое начало, там нет инфляции, безработицы и экономических кризисов. Это утверждение отчасти подтверждают данные об экономике Китая и Индии, прошедшие кризис 2008-2010 гг. без существенных потерь и даже сохранивших темпы экономического роста. Но об этом подробнее мы поговорим ниже.

 

2.Неопределенность как макроэкономическая категория. Спекуляция рыночными активами

Современной науке основополагающие законы развития материального и нематериального мира известны не всегда, не полностью или неизвестны вообще. Поэтому для отдельных индивидов и для общества в целом из-за неполноты знания всегда существует неопределенность. Этот принцип имеет универсальную природу; он применим ко всем объектам материального и нематериального характера, в том числе явлениям и системам сложного типа с огромным количеством взаимосвязей и взаимозависимостей – в первую очередь, социальным и экономическим системам.

Таким образом, важнейшей особенностью любой экономической системы и ее имманентным свойством является неопределенность. Неопределенность представляет собой объективно существующую экономическую категорию, которая в той или иной мере присутствует в экономических системах самого разного типа – в меньшей мере неопределенность свойственная системам с элементами планирования; в гораздо большей степени – экономическим системам рыночного типа.

Обратимся к анализу неопределенности как фундаментальному свойству, лежащему в основе функционирования рискоспекулятивных рынков и движения капитала. Введем в рассмотрение определение неопределенности. Отдельные научные школы под неопределенностью понимают недостаточное количество информации о рынке и рыночных процессах, что не позволяет однозначно определить динамику и перспективы будущих событий. Так, например, нобелевский лауреат Кеннет Эрроу напрямую увязывает понятия неопределенности и информации. Он отмечает: «Где существует неопределенность, имеется возможность ее уменьшения, называемая информацией. Информация – понятие, прямо противоположное термину неопределенность». Данная формулировка предполагает, что чем полнее и объемнее будет маркетинговая информация о рынке, тем меньшая неопределенность для предприятия будет иметь место.

На наш взгляд, значительно более валидной дефиницией является определение Фрэнка Найта, который под неопределенностью понимает «невозможность предвидения будущих перспектив развития как с точки зрения случайных отклонений, так и возможных кардинальных сдвигов в сфере производства и обращения».

Определение Ф.Найта ставит априорный барьер на точные предсказания развития рыночных процессов. Любой объем собранной маркетинговой информации не гарантирует предприятие от провалов на рынке. Соответственно, выстраивание управленческой системы компании, ее производственно-сбытовой и организационной структуры под будущие тренды спроса и рыночной конъюнктуры – дело весьма рискованное.

Представим неопределенность как глобальный критерий и подразделим его на составляющие, каждая из которых создает конкретный вид неопределенности. Получим три локальных критерия, выделенных по факторному признаку.

1. Неопределенность, вызываемая недостатком информации – данный критерий обозначим за Y1. Именно эту составляющую глобальной неопределенности К.Эрроу считает единственной и полагает, что полная информация о рыночных процессах и ценообразующих факторах целиком компенсирует неопределенность. Другими словами, если предположить, что какой-либо субъект рынка обладает всей полнотой информации, то неопределенности для него не существует. Такое суждение ошибочно по причине необходимости адекватной обработки информации и выведения верных выводов из нее (предполагается, что вся поступающая информация полностью достоверна). Таким образом, следует учесть это обстоятельство и ввести в рассмотрение соответствующий критерий.

2. Неопределенность, вызванная необходимостью адекватно обработать и истолковать имеющуюся информацию – критерий Y2. Следует отметить, что, даже обладая всей полнотой информации, субъект рынка не всегда может ею воспользоваться в силу неопределенности ранжирования по важности информационных сигналов – какой из них имеет больший «информационный вес», а какой меньший. В связи с этим возникает неопределенность другого типа, связанная с семантикой информации.

В свою очередь, существование данного критерия обусловливает введение в рассмотрение новой категории – «избыточная информация», которая находится в непосредственной связи с категорией неопределенности. Простой, казалось бы вопрос, каким будет соотношение курсов доллар/евро или цена нефти через неделю или месяц, остается без точного ответа из-за объема информации и сложности отделения главных ценообразующих факторов от второстепенных или излишних данных.

Нарастающий со временем общий объем информации порождает для субъектов экономики ряд серьезных проблем:

  • проблему селекции, т.е. выбора необходимой информации и отделения «фоновой» (балластной) информации;
  • проблему ценности и значимости информации, ее «веса» для принятия решений;
  • проблему обработки информации. Когда объемы поступающей информации несоразмерны с возможностями ее обработки, возникает кризисная ситуация, связанная с нарастанием неопределенности: с одной стороны, часть информации не может быть обработана и отбрасывается (в том числе информация, содержащая ценные сведения); с другой стороны, избыточная информация порождает проблему выбора из n-вариантов, когда вместе с увеличением количества вариантов нарастает вероятность принятия неверного решения.

Проиллюстрируем сказанное в графической форме (см. рис.1). Из общего информационного потока I, достигшего в момент времени t0 значение I1, необходимо вычленить значимую информацию об объекте ΔI путем ее селекции из общего массива.

Рис.1. Информационные потоки, вызывающие неопределенность и ошибки в принятии решений.

Рис.1. Информационные потоки, вызывающие неопределенность и ошибки в принятии решений.

В результате подобной операции накапливаются неопределенности за счет Iз (значимой информации) и Iл (ложной и балластной информации, включенной в базу принятия решений).

3. Неопределенность – как следствие возникающих эмерджентных (внезапно возникающих) факторов – критерий Y3. Этот вид неопределенности связан с качественными изменениями в экономических и политических системах, прогнозировать которые не представляется возможным. Такие факторы Нассим Талеб назвал «черными лебедями» (см. работу «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости»). То есть неопределенность этого типа связана с ограниченностью знания и со спецификой объекта исследования – социально-экономическими системами, где количество возможных состояний чрезвычайно велико.

Таким образом, в формализованном виде глобальный критерий неопределенности Y можно представить в виде аддитивной функции локальных критериев с различными весовыми коэффициентами:

Y = A1Y1 + A2Y2 + A3Y3 → Opt

где А1, А2, А3 – весовые коэффициенты;

0 ≤ А1, А2, А≤ 100%.

Неопределенность в рыночной системе порождает поливариантность развития событий и делает возможным само существование рискоспекулятивных рынков. Другими словами, рискоспекулятивные операции невозможны там, где будущее определено однозначно.

Если экономический субъект в своей деятельности ориентируется на один из возможных вариантов развития событий, но осознает, что этот вариант не единственный и вероятным является развитие событий по альтернативным сценариям, то будем считать, что данный субъект несет риск. Таким образом, под риском будем понимать возможность для экономического субъекта оценить для себя последствия того или иного действия и оценить выигрыш или проигрыш с той или иной степенью вероятности. Риск является категорией вероятностной. Взаимосвязь между неопределенностью, риском и спекуляцией можно показать следующим образом (см. рис.2).

Рис.2. Структура взаимосвязи «рынок – спекуляция».

Рис.2. Структура взаимосвязи «рынок – спекуляция».

В связи с тем, что категория неопределенности и риска являются взаимно обусловленными, таковой является и категория спекуляции. Поясним этот факт следующим образом.

Вследствие дискретности актов покупки и продажи какого-либо товара во времени, каждый из контрагентов сделки становится вынужденно или добровольно спекулянтом из-за постоянного изменения цен на рынке. В результате одна сторона оказывается в выигрышном положении, а другая несет ущерб. Затрагивая эту сторону проблемы В.И.Ленин подчеркивал, что «спекуляцию нельзя отличить от «правильной» торговли, если понимать спекуляцию в смысле политико-экономическом. Свобода торговли есть капитализм, капитализм есть спекуляция, закрывать на это глаза смешно» (Ленин В.И. О продовольственном налоге /Соч. в 55 т. – Т.43. – С.236).

Таким образом, категория спекуляции распадается на две составляющие:

  1. стихийную спекуляцию, органически присущую процессу купли-продажи;
  2. профессиональную спекуляцию, которая характерна для экономических субъектов, сделавших спекуляцию  средством извлечения дифференцированного дохода между ценой покупки и ценой продажи какого-либо актива.

Участники рискоспекулятивных рынков стремятся ограничить свою деятельность лишь сферой обращения, в определенной степени обособляясь от сферы материального производства. Такого рода обособление происходит в связи с тем обстоятельством, что спекулятивные сделки носят краткосрочный характер и ориентированы на быстрое извлечение дифференциальной прибыли за счет перепродажи актива; процесс производства материальных благ обычно продолжителен во времени и не укладывается в рамки рискоспекулятивных операций.

Таким образом, можно дать следующее определение рискоспекулятивным рынкам следующим образом: рискоспекулятивными являются такие рынки, субъекты которых строят отношения по поводу купли-продажи в сфере обращения, исключая из системы оборотов производство товаров. Типичными примерами рискоспекулятивных рынков являются секторы экономики с быстрым оборотом капитала – торговля, денежный рынок, рынок ценных бумаг и деривативов, рынок коммодитиз. В нашем дальнейшем анализе мы будем часто обращаться к данному понятийному аппарату.


[i] Р.Кантильон активно занимался предпринимательской деятельностью – торговлей и финансовыми операциями. В частности, он разбогател, будучи купцом в Лондоне, а затем банкиром в Париже.

[ii] Прив. по: Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. – М.: «Дело Лтд», 1994. – С.622.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *