Ступиносело Рамонского района Воронежской области. Возникло, видимо, в последнее десятилетие XVI века (1590-1600 гг.) и к 1615 году было уже большим по тому времени селом. Числилось оно за детьми боярскими и за атаманами, которые несли службу по охране южных окраин Московского государства. В Ступино в 1615 году было 4 двора детей боярских, 33 двора атаманских и несколько дворов крестьянских. Ступинскйе атаманы быстро собирались в поход на дальнее расстояние. Так, в 1635 году при поступлении известия о приходе татарской конницы в 300 всадников на реку Ворону ступинские атаманы вместе со служилыми людьми Нелжи и Пчельников немедленно выступили в поход и прогнали кочевников из воронежских степей. Ступинцы внесли свои вклад в воронежское кораблестроение, причём это дело было здесь освоено задолго до того, как в Воронежском крае начали строить суда по указам царя Петра. Ещё в 1660-е годы у села сооружались речные суда для отправки казакам в низовья Дона продовольствия и вооружения. А в период, когда в Воронежском крае строился военный флот, рядом с селом Ступино на реке Воронеж была отведена площадка в 2000 квадратных саженей: для сооружения судов. В мае 1697 года здесь дружно закипела работа. В лесу рубили деревья; свозили их в Ступино. Делали разные детали для кораблей, топорами из целых бревен тесали доски. Позднее была установлена «пильная мельница», которая ускорила дело и позволила экономить лес. 6 октября 1697 года началось сооружение ступинской пристани и изготовление 10 барбарских кораблей (боевое судно с малой осадкой). В разгар строительства произошли неурядицы. Руководили кораблестроением иностранные специалисты. Они часто спорили между собой, от чего страдало дело. Это явилось причиной того, что в Ступино побывал сам Пётр Первый. Узнав о ссорах, грозный царь, бывший в то время в Воронеже, распорядился послать в Ступино специальную комиссию. Её возглавил любимый мастер Петра — Федосей Скляев. В составе комиссии, в числе других, был и долговязый мастер Пётр Михайлов, в котором все сразу узнали самого царя. Он поразил ступинских крестьян и работных людей тем, что брался за инструмент и искусно им орудовал, хорошо разбирался в корабельных делах. А приговор его был неумолим — все 10 барбарских судов переделать!

О происхождении названия этого села пока можно строить только предположения. В «Книге Большому Чертежу», относящейся к первой половине XVII века, говорится: «А выше Усмани 25 верст с Нагайской стороны пала в Воронеж речка Ивница под Ступною поляною». Название поляны донесло до нас или напоминание о месте, где рубили колоды для изготовления ступ, или имя какого-то служилого человека Ступина.

См.: Прохоров В.А. Вся Воронежская земля. С.309-310

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *