На современном этапе развития экономических отношений как российские, так и зарубежные инвесторы уделяют большое внимание тому, как осуществляется управление компаниями и каким образом компании откликаются на их запросы и требования. В настоящее время наиболее значимой с экономической точки зрения формой организации компании является корпорация. Корпорация определяется российским законодательством как коллективная форма собственности, высшим органом управления которой является общее собрание участников.

Выделяют следующие четыре модели корпоративного управления: американская, европейская, японская, семейная.

Первая модель — американская (англосаксонская) модель корпоративного управления. В первую очередь, она формировалась под влиянием развития национального фондового рынка, где роль институциональных инвесторов крайне высокая. К недостаткам модели можно отнести высокие затраты на контролирующие функции экономической системы, а также низкий уровень прав миноритарных инвесторов. Структура акционерного капитала в этой модели дисперсная, рынок капитала высоколиквидный, а система социальных ценностей базируется на индивидуализме и свободе выбора. Акцент в этой модели делается на акционеров/владельцев компании. Данная модель характерна для компаний на территории таких стран как США, Великобритания, Австралия, Канада, Новая Зеландия.

Для данной модели международного корпоративного управления характерно наличие в советах директоров постоянно действующих комитетов, задача которых состоит в разработке рекомендаций по основным решениям, принимаемым советом.

Из положительных сторон американской модели корпоративного управления можно выделить:

• Высокий уровень привлечения частных накоплений, который обеспечивает фондовый рынок;

• Направленность акционеров на поиск отраслей с высокой доходностью;

• Задача корпорации состоит в обеспечении роста стоимости бизнеса;

• Открытость корпораций.

Из отрицательных сторон американской модели международного корпоративного управления можно выделить:

• Дороговизна привлеченного капитала (высокие дивиденды);

• Деятельность фондового рынка приводит к существенным искажениям реальной цены активов;

• Нет строгого разделения управленческих и контролирующих функций.

Интересы акционеров корпораций чаще всего представляет большое количество отдельных мелких инвесторов, что усиливает контролирующую функцию фондового рынка.

Европейская (немецкая) модель корпоративного управления состоит из трех уровней, а функция управления и наблюдения разграничены между советом директоров и правлением компании. При этом, управляющие компании не имеют право участвовать в предпринимательской деятельности без согласия высшего органа управления. Структура акционерного капитала в этой модели существенно сконцентрированная, рынок капитала ликвидный. Также здесь наблюдается активная роль у трудовых коллективов, средняя стоимость капитала, акцент на общественные интересы и система социальных ценностей, направленная на социальное взаимодействие и согласие. Типична для стран Центральной Европы, Скандинавских стран, менее характерна для Бельгии и Франции.

Важная характеристика моделей международного корпоративного управления немецкого типа — это ее закрытость, в отличие от англо-американской модели международного корпоративного управления.

Еще одно отличие немецкой модели от американской состоит в том, что совет директоров имеет двухуровневую конструкцию, включающую непосредственно правление, а также наблюдательный совет, который определяет состав правления, контролирует деятельность правления и работу всей корпорации.

В своей работе члены правления полностью подотчетны совету, и является недопустимым факт участия одного представителя в двух структурах одновременно. Представители правления не имеют права заниматься какой-либо коммерческой деятельностью помимо работы в этом корпоративном органе. Состав правления обычно включает от 5 до 15 человек, работающих по основным направлениям деятельности корпорации. Основная задача членов правления — это руководство хозяйственно-экономической деятельностью корпорации с полной личной ответственностью за результат.

В круг основных задач наблюдательного совета входит подбор менеджмента и контроль его работы. Кроме того, члены этого органа осуществляют выработку стратегии международного корпоративного управления.

Из положительных сторон немецкой модели международного корпоративного управления можно выделить:

• Низкая цена привлечения капитала;

• Направленность на решение долгосрочных задач;

• Высокая финансовая устойчивость;

• Четкая грань между управлением и контролем.

Из отрицательных сторон немецкой модели международного корпоративного управления можно выделить:

• Несущественное влияние такого внешнего фактора, как фондовый рынок;

• Высокий уровень концентрированности капитала;

• Слабое внимание к миноритарным акционерам;

• Низкая степень прозрачности, что создает препятствия для инвестиций.

Сравнительно с американской германская модель международного корпоративного управления отличается низкой ориентированностью на фондовые рынки и стоимость акций, так как она предусматривает самостоятельный контроль конкурентоспособности и результатов деятельности. Следует отметить, что законы Евросоюза дают возможность корпорациям использовать как одноуровневые, так и двухуровневые модели управления (американские/немецкие).

Японская модель корпоративного управления имеет огромное влияние со стороны национальных культурных особенностей, которое приводит к высокой роли корпоративной культуры, социальной политики, социальной общности и солидарности. При этом, есть такие следующие особенности, как ведущая роль банков, наличие финансово-промышленных сетей и система пожизненного найма персонала. Неформальные объединения играют важную роль в поддержке дружеских, доверительных отношений и способствуют обмену информацией в среде менеджмента высшего уровня различных взаимодействующих компаний. Система социальных ценностей построена на взаимодействии и доверии. Рынок капитала относительно ликвидный, а стоимость капитала — низкая. Акцент делается на национальные ценности. Модель характерная для Японии и Южной Кореи.

Корпоративное управление в японской модели отличается такими факторами:

• Концентрация собственности у акционеров крупного и среднего уровня;

• Перекрестное владение акциями, распространенными среди компаний, входящих в одну финансово-промышленную группу (кейрецу);

• Центральная роль банков в функционировании промышленной группы;

• Основная задача промышленных групп Японии — расширение рынка сбыта.

Из положительных сторон японской модели международного корпоративного управления можно выделить:

• Невысокая стоимость привлекаемого капитала;

• Долгосрочная направленность;

• Ориентированность корпораций на высокую конкурентоспособность;

• Финансовая устойчивость корпораций.

Из отрицательных сторон японской модели международного корпоративного управления можно выделить:

• Низкое внимание к прибыльности инвестирования;

• Полное преобладание банковского финансирования;

• Низкая открытость корпораций;

• Невнимательное отношение к миноритарным акционерам.

Данная модель управления корпорациями отличается закрытой системой, базирующейся на жестком контроле со стороны финансовых организаций. Это дает возможность решить проблему контроля деятельности менеджмента, характерную для американской модели.

Семейная модель корпоративного управления распространена во всем мире. Члены одной семьи управляют крупнейшими компаниями, капитал распределяется по семейным каналам, и контроль над бизнесом тоже находится в руках этой семьи. Ее принято считать старейшей моделью корпоративного управления, так как она возникла раньше других моделей. Традиции семьи в данном случае являются гарантией качества. Влияние фондового рынка незначительно. К положительным чертам данной модели можно отнести возможность контролирования бизнеса суровым образом, низкий уровень рисков собственников, т.е. семьи, компании отличаются устойчивостью, существует возможность аккумуляции капитала для реализации крупных проектов.

Можно сказать, что модель семейного международного корпоративного управления является противоположностью рыночной модели. Контроль над компаниями в семейной бизнес-группе устанавливается с помощью пирамидального построения самой группы, выпуска двойного класса акций и перекрестного владения акциями. Как правило, семейная управляющая компания контролирует целый ряд фирм, которые в свою очередь контролируют следующую группу компаний и т.д.

Инвесторы могут привлекаться при необходимости получения дополнительного капитала, но они не получают большинства голосов ни в одной из компаний семейной группы.

Часто в сочетании с пирамидальной (вертикальной) структурой построения бизнес-группы используется горизонтальная структура перекрестного владения акциями. Все эти инструменты контроля используются семейной компанией для того, чтобы переводить прибыли компаний, которые входят в группу, на верхний уровень пирамиды, где головная компания имеет все права на капитал и полный контроль. Перераспределение денежных потоков осуществляется методами трансфертного ценообразования, взаимного страхования и перекрестного финансирования.

Семейные группы для сохранения контроля над другими фирмами часто выпускают акции с неравными правами голосования. Для обращения на бирже размещаются акции с меньшим количеством голосов на акцию, а семейная фирма владеет акциями с большим количеством голосов. Если все акции компании имеют по одному голосу, то акции, принадлежащие семье, получают дополнительные преимущества (исключительное право при выборе членов совета директоров). Данный инструмент позволяет контролировать деятельность компании, не имея крупного пакета акций. Выпуск двойного класса акций часто сочетается с пирамидальным построением бизнес-группы, что позволяет усиливать систему контроля.

Российская модель корпоративного управления обладает существенной спецификой, что объясняется траекторией и революционной динамикой ее развития. Вопросы корпоративного управления активно обсуждаются на протяжении всего периода новейшей истории. Однако характер исследуемых проблем, возникающих у компаний, существенно различается в разные периоды.

В условиях догоняющей модернизации российской экономической системы институциональный каркас корпоративного управления развивался очень быстро, но хаотично и часто фрагментарно. Данный факт в совокупности с геополитическими изменениями заставляет задуматься о том, какие пробелы существуют в системе корпоративного управления российских компаний.

В целом Россия предлагает уникальные условия для изучения качества корпоративного управления. С одной стороны, до недавнего времени компании страдали от огромных проблем с управлением. Тем не менее прогресс в законодательстве и восприятии вопросов корпоративного управления в последние десятилетия впечатляет. С другой стороны, корпоративное управление и организационная культура в современной России резко контрастируют с этими явлениями в развитых странах. Замедление темпов экономического роста последних лет и функционирование компаний в новых условиях порождают массу вопросов к построению эффективной системы корпоративного управления. Если в начале развития системы речь шла о конструировании базовых институтов системы корпоративного управления, то сейчас — об эффективности этих институтов. Стало очевидно, что эти процессы напрямую связаны с внутриорганизационной эффективностью компании и ростом корпоративной стоимости.

 

Источники:

  1. Изгагин А. В. Сравнение моделей корпоративного управления // Формула менеджмента. 2018. Вып.5.
  2. Орехова С.В., Кудин Л.Ш. Российская модель корпоративного управления: эволюция, специфика, проблемы эффективности //Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 3 (425). Экономические науки. Вып. 64. С.140-152.
  3. Ященко Е.А. Особенности международного корпоративного управления //Стратегии бизнеса .2019. №7 (63).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *