11 мая 1926 года в Воронеже открылось трамвайное сообщение, по улицам города пошёл долгожданный электрический трамвай. Планы устройства в городе трамвая выдвигались ещё до революции, но осуществить их удалось только Советской власти. Трамвайные вагоны весной 1926 года ходили по единственному в городе маршруту: вокзал – маслозавод. От железнодорожного вокзала трамвай выходил на проспект Революции, затем, обогнув Кольцовский сквер, поворачивал через Староконную площадь на улицу Свободы.

Староконная площадь занимала тогда небольшую часть современной площади Ленина, а улица Свободы (очень узкая в то время) называется с 1934 года улицей Кирова.

У маслозавода, находившегося у пересечения современных улиц Кирова и 20-летия Октября, вагоновожатый переводил трамвайную дугу, и вагон отправлялся в обратный путь.

Трамвай получил быстрое признание у воронежцев, и в том же 1926 году была проложена ещё одна трамвайная линия – к Ботаническому саду (позже городской парк культуры и отдыха).

Другой исследователь — А.Фурсов — указывает другую дату пуска воронежского трамвая — 16 мая. В частности, он отмечает: 16 мая 1926 года начал свою работу воронежский трамвай. До этого момента в городе по рельсовым маршрутам ходили конки – то есть «трамваи на лошадиной тяге». После электрификации Воронежа и прокладки контактной сети на маршруты стали выходить вагоны, не привычные для глаза обывателей, так как впереди не было привычных лошадей. Это было удивительно и вызывало большой ажиотаж при движении нового вида транспорта.

По планам коммунального треста 5 вагонов трамваев в день должны были перевозить 4 тысячи человек, принося 600 руб. выручки. 16 мая 1926 года с 15 часов (с 11.00 до 15.00 трамваи ходили бесплатно) до 23 часов ночи было перевезено 4453 пассажира и выручено 735 рублей.

Примечательно, что после запуска трамвая рабочие стали жаловаться на высокую цену проезда, которая составляла тогда 10 копеек.

На церемонии открытия трамвайного движения в Воронеже присутствовал корреспондент газеты «Гудок» Илья Ильф, один из соавторов знаменитого романа «12 стульев». Своё видение этого события он изложил в уста героев этого нетленного произведения.

Источники:

1. Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника. С.164-165.

2. Фурсов А. История Воронежского трамвая. – Воронеж: Кварта, 2010. – 152 с.

1 Comment

  • После закрытия трамвайного движения на верхнем ярусе моста с течением времени пришла в упадок существующая пешеходная дорожка, которая длительное время не ремонтировалась. Случаи обвала её бетонных элементов на проезжающие внизу автомобили освещались журналистами местных средств массовой информации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *