Большой научный и познавательный интерес представляет организация почтовой службы в Воронежском крае на ранних стадиях развития региона. Почтовое сословие было привилегированным. Ямщики освобождались от налогов, рекрутской и земской повинностей. Им отводились места для строительства, земля, лес, сенокос, выгон, жалованье и деньги на покупку коня. В ямщики приходили люди по строгому отбору: трезвые, надёжные, с поручением за них товарищей, «чтобы он на собственный счёт держал на ямскую гоньбу по три мерина добрых» (мерин стоил около 4 рублей).

Ямщик содержал тогда 3 лошади на яму или в слободе. На языке предков это называлось «править ямщину». Ямщиной назывался и денежный сбор за ямскую гоньбу, что собирали особые ямщики, или ямские целовальники.

Персонал Ямской слободы состоял из рядовых ямщиков,  подчинявшихся ямщичьему старосте. Ямские прикащики выдавали подорожные. Сам воевода не имел права распоряжаться ямскими лошадьми без согласия прикащика. Прикащики наблюдали, чтоб ямщики не возили лиц, не имевших на то права. В остальном ямщики подчинялись Ямскому Приказу, который сносился с воеводами через ямских приставов, а для ревизии станов и других дел Ямской Приказ высылал своих дьяков и подьячих. Ямскому Приказу поручался сбор полоняных денег на выкуп русских пленников.

Ямским слободам выделялись луга для пастьбы, поэтому они располагались на окраинах городов. И по мере их роста переселялись. Такие слободы существовали только в значительных городах, а промежуточные станции назывались станами, или ямами. А сама дорога, по которой проводилась ямская гоньба, называлась ямскою.

Правительство сначала для доставки особо важных документов назначало надёжных людей —верных голов, целовальников. А для переезда этих лиц устраивало по стране ямы. Для доставки экстренных распоряжений существовали скорые гонцы (нарочные посыльщики).

Для перевозки клади ямщики ставили заводные подводы. Если требовались лишние, прибавляли подставные или запасные. Но тяжёлые грузы перевозились на сошных (крестьянских), а не ямщицких лошадях.

По указу царя Федора Иоанновича была учреждена Воронежская ямская слобода, а место под неё было поручено отвести Борису Хрущеву (впоследствии казачий голова в этом крае), он отвёл место под слободу, а сам уехал к запорожским казакам по поручению правительства.

Вскоре Воронеж был разрушен отрядом литовской конницы, высланным из Канева. Всё население Воронежа, в том числе ямщики, было изрублено мечами. При Борисе Годунове и в смутное время было не до почты. Только в 1624 году по указу царя Михаила Федоровича Ив. Вас. Волынскому и Сем. Вас. Усову было поручено устроить на Воронеже Ямскую слободу, а Степану Стрешневу набрать охотников-ямщиков для Воронежского яма. Он отвёз в Воронеж семерых ельчан и троих из Брянска.

Таким образом, официальное распоряжение об учреждении Воронежского яма следует отнести к концу 80-х годов XVI века, а фактическое открытие — к 1624 году. Ямская слобода из 10 ямщиков была построена на западной окраине Воронежа в районе Воскресенской церкви. Их старостой был Минка Пупынин. Южным пунктом ямской гоньбы был город Валуйки. Там было 20 ямщиков, так как они провожали и встречали послов и поддерживали связь с Белгородом и Старым Осколом. Ямская дорога шла из Москвы через Ливны на Елец и Воронеж. Когда ж Пётр I учредил правильное почтовое сообщение с Азовом в 1697 году, так называемую «уставленную почту», то новая дорога шла из Москвы в Воронеж через Серпухов, Тулу, Демидов, Богородицкий, Ефремов, Елец, неизвестный ям в 20 верстах от Ельца и 5 от Дона, Воронеж, Коротояк, Н. Оскол, Валуйки, Гундорово, Черкасск и Азов.

Воронежский ям терпел обиды от воеводы Стрешнева, набегов татар и пожаров. В XVII веке Воронежский ям состоял из 10 ямщиков с жалованьем в 10 рублей в год. Ямские деньги собирали с вотчинных, сошных монастырских крестьян. При Алексее Михайловиче оклад был с чети пашни по 14 алтын и 2 деньги. А с монастырских — с чети пашни по 1 рублю 14 алтын и 2 деньги. Церкви и монастыри платили ямской и полоняночный сбор с их земель не в Воронеж, а в Ямской Приказ, где получали платёжные отписи За наёмные подводы платили 1,5-2 рубля в месяц.

Путешествие на ямских лошадях лет 400 назад было большим удовольствием, особенно зимою. Сани низкие, тулуп теплый, езда плавная, без тряски. Клонило в сон. Неудобно было ночевать в крестьянских избах при большой скученности людей, где были и животные, трудно было в пути достать продовольствие. Предпочитали ночевать в степи или в лесу. Раскладывали костер, вокруг ставили сани и, закутавшись в тулупы, спали до утра. Двигались круглые сутки.

Ямщицкий труд был тяжёлым и бесправным. Зимой 1697 года староста Воронежского яма Константин Астафьев послал в Москву жалобу на воевод от имени своих товарищей, в 1704 году был издан указ Петра Великого «О незаписании ямщиков в посады и о возвращении записавшихся в прежнее звание их». Как сказано выше, в 1697 году Петр I учредил «Уставленную почту», которой ведал Пушкарский приказ. Впервые на трёх участках дороги от Москвы до Азова: Валуйки — Гундоровка, Гундоровка — Черкасск, Черкасск — Азов — почтовая гоньба была вольной. Её осуществляли конные казаки-почтари, получавшие жалованье от правительства.

16 февраля 1700 года указом царя Петра I была организована почта на новых началах. Впервые исправлена почтовая дорога от Москвы до Воронежа. В 1701 году через каждую милю (5 верст) установлены верстовые столбы и рядом посажены деревца. В это время учреждается специальная почта, для которой на каждой станции выделяется по 2 лошади. Она существует параллельно с ямами. Но обе подчиняются Ямскому приказу. Новая почта стала называться купеческой, старая — ямской. Ямская и купеческая почта ходили по 2 раза между Санкт-Петербургом и Москвой, между другими городами — 1 раз в неделю. Но дни почт не совпадали.

Сбор между Москвой и Петербургом с золотника весу — полденьги. С 20 мая 1720 года учреждается третья почта — ординарная (правительственная). Все три почты существовали до конца царствования Петра I. Ординарная впоследствии была упразднена, а казённая корреспонденция поручена обыкновенной, письменной почте.

С середины XVIII века история воронежской почты теряет свой исключительно местный характер. С течением времени Ямской приказ заменила Ямская канцелярия. Станы были переименованы в станции. В столице появляется Генеральный двор, или Почтамт, а в провинциальных городах вместо почтовых дворов — почтовые конторы. Продолжали существовать 2 типа почтовых учреждений: письменная и пассажирская почта. Письменная с появлением железных дорог ещё более развилась, а пассажирская постепенно становится достоянием истории.

В начале XIX века появляется настоящий ямщик, лихой молодец в синем суконном кафтане, с шляпой набекрень, которую сменяла шапка малинового цвета. Тогда раздавалась широкая русская песня под звон колокольчиков.

 

См.: Сыроватский Н.И. Отчий край. – Воронеж, 1996. – 628 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *