Сейчас нам кажется, что мы далеко ушли от своих предков в понимании природы, разума, в значении знаний и образования. Однако исследования общественного мнения, проводимые по поводу существования высших сил или самолечения, показывают картину, близкую к вековой давности. Так, опрос ВЦИОМ от 2016 года зафиксировал, что в религиозные чудеса верит 50% россиян, в существование дьявола – 40%, не верят в Бога – 14% наших сограждан.

А вот самолечением, по данным на 2019 год, занимается почти 60% жителей России, 1% респондентов хотя бы раз обращались к знахарям и целителям. В исследовании, приводимом RT, отмечается, что 74% жителей России ходят к врачам только при странных для них симптомах или тяжёлом состоянии.

Откуда же растут корни такого мышления и поведения? На этот вопрос отвечают в своей работе воронежские учёные из ВГАУ им. Петра Великого.

А. Фон Кремер писал об особенностях воззрений жителей села Верхняя Тишанка Воронежской губернии следующее: «Крестьяне села Верхотишанки, как и вообще весь простой русский народ, придерживаются многих суеверных обычаев и предрассудков; из них некоторые уже слишком нелепы, а другие, напротив того, придуманы довольно умно; так, например, чтобы приучить молодую хозяйку к опрятности, говорят: «кто молоко или сметану держит не закрывши, тот хочет, чтобы недобрый (дьявол) туда наплевал»».

Исповедоваемые поверья и обычаи жителей Воронежской губернии характеризовались смешением христианской традиции и остатков языческого менталитета. Для крестьян было обычным, например, совершать молитвенное обращение и одновременно верить в силу приговоров. «При раздувании в избах огня говорят: «Господи Иисусе Христе!» и крестятся. Когда же огонь долго не вздувается, то приговаривают: «Святой огонюшек, дайся нам!»».

Смешение церковных традиций и предрассудков проявлялось и в обычае причащения крестьян Воронежской губернии. Существовало поверье, что в продолжение шести недель после участия в Евхаристии не следовало плеваться, петь песен и участвовать в народных гуляньях. Именно поэтому крестьяне некоторых воронежских сёл старались причащаться на первой седмице Великого поста, для того чтобы к Светлой (Пасхальной) седмице быть готовыми встретить праздник.

В Воронежской губернии существовало и другое странное поверье. На Светлой седмице, когда дома крестьян посещало духовенство для совершения праздничных молебнов, жители ставили лавку, на неё полагали скатерть или полотенце, а поверх него помещали иконы. После совершения молебна крестьяне просили причетника бросить эту скатерть на крышу избы, так как полагали, что в таком случае лён родится долгим. Данное поверье показывает, что крестьяне приписывали священно- и церковнослужителям не только духовную, но и магическую силу. В этой связи среди крестьян бытовало и другое предубеждение. В дни празднования Рождества Христова при виде приближающегося к избе для совершения молебна священнослужителя с крестом в руках жители стелили на лавку полушубок и непременно приглашали клирика сесть на него. Считалось, что благодаря этому наседки будут садиться на яйца.

В канун великих и двунадесятых праздников крестьяне Воронежской губернии нередко совершали гадания. Одним из наиболее распространенных было гадание в канун праздника Рождества Христова. В сёлах после появления первой звезды жители приносили в дома связку соломы или сена, помещали её на прилавке, сверху покрывали скатертью, на которую полагали святые иконы. Перед иконой ставили стол с кутьёй (каша из пшеницы или ячменя) и узвар (напиток из сухих фруктов). Перед образами начинался ужин, при этом часть кутьи съедалась, а часть отдавалась курам (существовало поверье, что от этого они будут лучше нестись). Во время ужина совершались гадания о будущем урожае. Из-под скатерти вытягивали несколько соломинок, по виду которых определяли перспективы будущего урожая: если соломинка оказывалась с полным колосом, то год следовало ожидать изобильным, пустой колос свидетельствовал о том, что будет неурожай.

Имелись предрассудки и в области медицины. Так, среди крестьян существовало поверье, согласно которому эффективным средством для борьбы с простудными заболеваниями являлся так называемый херувимский ладан (то есть ладан, который был использован за каждением в ходе Херувимской песни). «Берут из церкви херувимский ладан, разводят его в воде и пьют от разных болезней». Многие известные на тот момент медицинские способы борьбы с болезнями считались грехом. Таковым объявлялось оспопрививание. Прививка оспы считалась печатью антихриста.

Достаточно распространенным среди жителей губернии являлось знахарство. Многие болезни приписывались жителями сглазу, порче, проделкам «злых людей». Соответственно и боролись с ними посредством магических песен, нашептываний, заклинаний. Так, например, жители села Солдатского Новоусманского уезда Воронежской губернии практиковали следующий способ борьбы с зубной болью. Крестьяне, испытывавшие зубную боль, как только наступало полнолуние, становились лицом к месяцу и делали заговор следующего содержания: «На небе месяц, на море дуб; под дубом камень, под камнем червяк, когда тот червяк камень источит, тогда у (называлось имя, например, Петра) зубы станут болеть». После произнесения слов следовало плюнуть по правую сторону, затем снова прочесть заговор и сплюнуть налево, на третий раз после прочтения заговора плевали назад и тем самым заканчивали так называемое «лечение».

Местный священник сетовал на то, что жители села Солдатского безапелляционно доверяли заговорщицам и глубоко верили в откровенные религиозные предрассудки. В разговорах с прихожанами клирик пытался выяснить, почему они верят во всякого рода нелепицы, придавая им религиозное значение. Однако рационального объяснения иерею услышать так и не удалось. «Спросите вы нашу поселянку, почему она никогда не печет хлеба в пятницу, хотя в доме не было бы ни куска хлеба, спросите вы нашего мужика, почему женщина, перешедшая вам дорогу с пустыми ведрами, предсказывает несчастие, он вам ответит: «Так люди делают, говорят, нехорошо», другой скажет: «Так верили в старину, так думаем и мы»».

С помощью поверий крестьяне объясняли происхождение животных, птиц и рыб. Среди жителей села Ендовища Землянского уезда ходили характерные слухи о причине происхождения однобокой рыбы (камбалы). Согласно сказаниям, которые якобы поведали побывавшие в Иерусалиме паломники, рыба появилась на свет следующим образом: «Одна женщина ела жареную рыбу; ее в это время известили, что Иисус Христос воскрес; она возразила. «Когда эта рыба оживет, тогда я поверю, что Распятый Христос воскрес». Рыба та в тот же момент ожила, ее пустили в реку, и с той поры появилась однобокая рыба».

Не менее фантастичной представляется легенда о происхождении кукушки, также распространенная в некоторых селах Воронежской губернии. Кукушка когда-то была девушкой. Однажды в первый день Пасхи, направляясь в храм на богослужение, она обнаружила, что забыла дома свой платок. Ее возвращение домой вызвало гнев матери (незапланированное возвращение домой также являлось нехорошей приметой, сулившей несчастье), которая прокляла ее. Проклятие было настолько сильным, что девушка превратилась в кукушку, и с тех пор ее крик стал служить предзнаменованием скорби.

Растения также рассматривали через призму существовавших поверий. Осина считалась деревом, на котором повесился Иуда, а потому оно было проклято. С момента страшной смерти бывшего апостола оно, согласно поверьям, стало издавать характерный звук — трепетать. Народное поверье гласило, что яблоня могла быть плодороднее, если на праздник Крещения в промежуток между утреней и литургией ударить по ней три раза топором с произнесением фразы: «Яблоня, яблоня, принеси мне яблок, а то я тебе голову снесу.

Таким образом, среди жителей Воронежской губернии (преимущественно крестьян) были широко распространены самые разнообразные религиозные поверья и предрассудки. Непросвещенность и религиозная безграмотность, отсутствие всеобщего начального образования явились благоприятной почвой для распространения в народе самых нелепых заблуждений. Воронежский священник Н. Ляборинский, обращаясь в своей проповеди к народным учителям, с горечью отмечал: «Когда мы переносимся мыслию в наши бедные и глухие села, места вашей учительской деятельности, то в воображении рисуются образы, пробуждающие в нас чувства глубокого сожаления. Нам жаль становится наших меньших братий, ходящих еще во тьме неведения, которым недоступны никакие высшие блага, данные нам здоровою наукою, но даже начатки этой науки, — азбука для значительного большинства из них составляет неведомую землю».

Больше см. на КиберЛенинка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *