Одним из серьезных обстоятельств, влияющих на ухудшение криминогенной обстановки в Российской Федерации, является высокий уровень алкоголизации населения. На профилактических учетах в органах внутренних дел состоит более 260 тыс. лиц, совершающих семейные дебоши на почве пьянства, 291 тыс. хронических алкоголиков, систематически допускающих правонарушения. Практически каждое третье «бытовое» преступление совершается на почве злоупотребления спиртными напитками. Принимаемые субъектами профилактики меры по обеспечению антиалкогольного законодательства являются малоэффективными. Кризисный характер сложившейся алкогольной ситуации в Российской Федерации проявляется, прежде всего, в высоких темпах прироста потребления алкоголя. За последние 15 лет потребление учтенного алкоголя на душу населения в стране выросло почти в 2 раза и составило 9,7 литров на душу населения.

Для россиян все еще типичны низкая питейная культура, обязательное соблюдение многочисленных питейных традиций и обычаев, что превращает распитие алкоголя и злоупотребление им в непременные атрибуты повседневной жизни. Учитывая, что пиво и слабоалкогольные напитки пользуются большой, подкрепляемой агрессивной рекламой популярностью у подростков и молодежи, рост их продажи вызывает определенные опасения в связи с дальнейшей стимуляцией массовой алкоголизации. По данным социологических исследований, проведенных Минобразования России, пик массового вовлечения в потребление алкоголя сместился с возраста 16-18 лет на возраст 13-15 лет, а это чревато серьезными последствиями для физического и интеллектуального развития подрастающего поколения. Необходимо обратить внимание на тот факт, что в последние годы потребление алкогольных напитков в подростковой среде стало обыденным делом и воспринимается как норма поведения.

Не случайно больше половины из опрошенных россиян к числу трех наиболее опасных последствий возросшей алкоголизации отнесли растущее неблагополучие семей, увеличение числа безнадзорных и беспризорных детей и раннее приобщение детей и подростков к алкоголю.

Очевидными проявлениями неблагополучия алкогольной ситуации в стране стали высокая заболеваемость и смертность, непосредственно связанные со злоупотреблением алкоголем. Отсутствие принудительных форм лечения от алкоголизма, которые в прошлом позволяли своевременно изолировать лиц, страдающих этим пороком, от общества, создают трудности по своевременному предотвращению и пресечению проявлений пьянства и преступлений на этой почве. За последние 10 лет показатель заболевания алкоголизмом среди подростков остается самым высоким.

Специалистами Роспотребнадзора совместно с МВД России было проверено более 120 тыс. объектов оптовой и розничной торговли промышленными товарами и бытовой химией, автомагазинов, аптечных учреждений. Выявлены нарушения действующего законодательства при обороте алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции. Наиболее часто на спиртосодержащую непищевую продукцию отсутствовали необходимые сопроводительные документы, удостоверяющие легальность ее производства и оборота, качество и безопасность. Многие виды продукции реализовывались без соответствующей информации для потребителя, в том числе указывающей на опасность для здоровья при употреблении внутрь. Нарушались требования к этикетке.

Система вытрезвления граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, сформировалась в 40-е годы ХХ века и с тех пор существенно не изменилась. Работу вытрезвителей в настоящее время регламентирует только Положение о медицинском вытрезвителе, утвержденное приказом МВД СССР в 1985 году. В соответствии с этим Положением вытрезвители финансируются из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Размер финансирования в каждом конкретном случае определяется главой администрации субъекта или органа местного самоуправления. При этом затраты на приведение вытрезвителя хотя бы в минимальное соответствие с требованиями законодательства во много раз превышают средства, получаемые за вытрезвление. Вытрезвитель становится убыточным предприятием, что приводит к отрицательному отношению руководителей законодательной и исполнительной власти к этим подразделениям и, как следствие, к их закрытию в ряде субъектов. В настоящее время на территории Российской Федерации функционируют только 608 медицинских вытрезвителей. За период с 1999 по 2006 г. в Российской Федерации закрыто 236 вытрезвителей.

В то же время существующая система медицинских вытрезвителей органов внутренних дел не может в полной мере выполнить поставленные перед ней задачи. В функции милиции не входит оказание медицинской помощи гражданам и определение их физического состояния. Медицинские работники вытрезвителей не получают установленные надбавки, им не засчитывается медицинский трудовой стаж. Это влечет отток квалифицированных кадров. В некоторых вытрезвителях должности медицинских работников не укомплектованы. Да и сам процесс вытрезвления сводится к размещению в палатах и наблюдению. Решением вопроса могла бы быть передача функций вытрезвления лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в органы здравоохранения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1992 года № 723 такая реорганизация предусмотрена, но до настоящего времени это решение не выполнено.

Одна из действенных мер в борьбе с пьянством – запрещение или ограничение любой рекламы алкогольной продукции. Необходимо распространение через средства массовой информации трезвого образа жизни, разъяснение опасности употребления спиртных напитков для жизни и здоровья, социального благополучия человека.

Пока в стране отсутствует развитая сеть центров, отделений детоксикации и специальных учреждений для лечения от алкоголизма. Количество учреждений социального обслуживания для граждан, страдающих алкоголизмом и наркоманией, составляет 293, из них для несовершеннолетних – 163. Эта работа не проводится в 32 субъектах Российской Федерации.

Желаемых результатов в борьбе с пьянством можно достичь только совместными усилиями государства и общества. Большие надежды на изменение ситуации связываются с решением о включении мероприятий по пропаганде здорового образа жизни в состав национального проекта «Здоровье».

В целях снижения уровня алкоголизации населения и предупреждения преступлений, совершенных на почве пьянства, необходима скорейшая разработка научно обоснованной Концепции государственной алкогольной политики в Российской Федерации. Эта Концепция должна предусматривать широкий комплекс предупредительных мер, в том числе организацию профилактики пьянства и алкоголизма среди молодежи, обеспечение охраны здоровья граждан от злоупотребления алкоголем, системное проведение эффективного лечения и медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом, организационное, научное, финансовое и информационное обеспечение программной деятельности. Особенно важно определить конкретные механизмы финансирования межведомственных антиалкогольных федеральных программ.

Требуется принятие федерального законодательства об упорядочении продажи спиртных напитков, усилении ответственности за правонарушения и преступления, связанные с незаконным производством, оборотом, фальсификацией и контрабандой этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащих растворов, нарушениями правил торговли спиртными напитками, продажей крепких спиртных напитков домашней выработки, а также упорядочении продажи спиртных напитков

Кроме этого, целесообразно создать специальный научно-методический центр мониторинга различных аспектов алкогольной ситуации в стране, это позволит выработать рекомендации по максимальному использованию всех имеющихся у российского общества материально-финансовых, культурно-воспитательных, креативно-досуговых, семейных и иных ресурсов деалкоголизации населения, включая широкое внедрение идеологии здорового образа жизни, использование влияния религиозных конфессий и общественных организаций.

 

Автор: Кобец П.Н.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *