Минувший ХХ век не случайно называют эпохой идеологий. Именно в это время каждое политическое, экономическое или духовное течение стремится создать или позаимствовать идеологию с тем, чтобы наглядно демонстрировать свои взгляды потенциальным союзникам и противникам. И спутником многих идеологических течений является оккультная атрибутика (факельные шествия, зикры и т.д.), а иногда и направленность. Рассмотрение влияния оккультизма на общественную жизнь нельзя без хотя бы малейшего представления о том, что же такое оккультизм. Давно известна тонкая связь оккультизма с магией и эзотерикой.

Человеку нашего времени, видевшему на эту тему множество художественных фильмов и читавшему не меньше увлекательных, но всё же художественных, книг, неизменно приходит в голову вопрос: «Что же такое магия и оккультизм? Есть ли в этом что-то, за что колдуны так спокойно шли на костёр, или это всё досужий вымысел писателей, этакая красивая сказка для романтически настроенных молодых людей?». Но философия, от всевидящего ока которой не скроется ни одно, даже самое экзотическое учение, и культурология, знающая любые аспекты любых культур, хранят молчание или же отделываются парой ничего не значащих фраз. Если же пытливый неофит начнёт разбираться более глубоко, то получит следующее определение: «Магия – это способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг другу. В магии мистическая связь выступает как орудие человеческой воли»[1].

Читатель думает: «Неужели спиритизм Агриппы Неттесгеймского, оккультизм Парацельса и Папюса – то же самое, что удары копьями по изображению мамонта?». И философы отвечают ему: «…когда социолог приступает к изучению магии там, где она до сих пор продолжает господствовать, где даже сейчас её можно обнаружить во вполне развитых формах – то есть у дикарей, до сих пор живущих в Каменном веке»[2]. Более того, к магии и оккультизму сразу же высказывается пренебрежительное отношение: «Даже для тех, кто не разделяет тяги к оккультному – этого легковесного стремления кратчайшим путём добраться до «эзотерической истины», этого нездорового интереса, который сегодня так свободно и пошло подогревается «возрождением» полупонятных древних верований и культов…»[3].

Особенно этот вопрос актуален в наши дни, когда на ряду с истинным оккультизмом набирают силу учения теософии и антропософии, являющиеся лишь разделами данной системы.

Но почему бы не обратить внимание на то, что говорят о себе сами оккультисты? И что вообще такое оккультизм? Судя по названию работы знаменитого спирита эпохи Ренессанса Агриппы Неттесгеймского («Оккультная философия»), оккультизм —  не просто какая-то мистическая практика, чудом пережившая свою полезность. В данной статье мы не будем рассматривать Корнелия Агриппу и Пико дела Мирандолу, этих известных оккультистов эпохи Возрождения. Остановимся на Парацельсе и Папюсе, проследив, таким образом, генезис оккультизма от XVI века к веку XX. И здесь мы уже видим несколько иные определения: «Настоящая магия – величайшая из всех наук о природе, ибо она включает в себя постижение как видимой, так и невидимой её стороны. Магия – не только наука, но и искусство, ибо для постижения её нельзя ограничиться изучением книг, а нужно знакомиться с ней на практике. Подобный опыт даёт человеку мудрость, знание истинной природы видимых и невидимых элементов, составляющих макрокосм и микрокосм, умение управлять видимыми и невидимыми силами природы и использовать их»[4]. Не правда ли, совершенно не похоже на Каменный век и мистическую сопричастность?

Итак, оккультизм представляет собой не что иное, как общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для «посвященных», прошедших через особую инициацию и специальную психическую тренировку. Т. е. здесь мы имеем дело со всем тем, что далеко выходит за рамки представлений обычного обывателя. Значит, магия и эзотерика являются как бы составными частями оккультизма, а, именно, его производными учениями, ответвлениями, акцентирующими свое внимание на отдельных явлениях или способностях человеческой психики.

На взгляд Парацельса, мир населён духами, которых он считает частью природы. Оккультист должен черпать знания из двух источников Святого Писания и «света Природы». Он отвергает обвинения магии в идолопоклонничестве, говоря, что это лишь познавательная деятельность. Парацельс делил человека на «внутреннего» и «внешнего». Причём, «внешний человек» заперт в своём физическом теле, а «внутренний человек» имеет иные способы восприятия. Каждая вещь имеет так называемое астральное тело (в работах Парацельса такого термина нет, это более позднее определение, но Парацельс не предлагает своего названия). В этом состоянии содержатся все качества вещи, её сущность. И воспринимается это тоже через астрал. Приведение себя в такое состояние (астрал) достигается путём выхода «внутреннего человека» из физического тела путём самых различных практик. Астральное тело подобно платонической идее, но его можно постигнуть путём чувственного опыта. Парацельс утверждает, что познать все качества вещи можно только через астрал, а, познав вещь, мы, таким образом, овладеваем ею. Говоря о духах, он утверждает, что столкнуться с ними можно помимо астрала, и тогда они могут быть как приветливы, так и опасны.

Жерар Энкосс, более известный как доктор Папюс, автор таких работ как «Магия белая и чёрная», «Деревенская магия», «Магия и гипноз» и «Первоначальные сведения по оккультизму» — французский врач, живший в начале XX века. Из-под его пера так же вышли некоторые работы по медицине, но они подписаны его подлинным именем. Он даёт оккультизму развёрнутое определение: «…оккультизм представляет: во-первых – философскую систему, стремящуюся синтезировать знания, добытые научным путём, с целью определить законы, управляющие всеми явлениями природы, так как не допускает случайности; и, во-вторых, он включает в себя группу наук, изучающих невидимый мир и его проявления в мире видимом с помощью особого метода – аналогии»[5]. Папюс утверждает, что оккультизм отличается от материализма тем, что признаёт три начала вместо одного: «В противоположность материализму, допускающему лишь одно начало – материю, и отрицающему божественный принцип, лежащий в основе теологического воззрения, — оккультизм признаёт три начала, присоединяя к двум первым – как связующее звено – начало духовное, или принцип жизнетворный, и отводит главное место изучению этого посредствующего элемента, называемого «астральным миром»»[6].

Можно также подчеркнуть особое влияние оккультных наук на становление и формирование как макрообщества (нации), так и отдельных небольших общественных групп, называемых обычно микрогруппами. Не секрет, что, например, при возникновении определенных жизненных трудностей, определенный процент населения, так или иначе, обращается за помощью к служителям оккультизма, дабы они  «пролили свет» на сложившуюся ситуацию и в сжатые сроки урегулировали проблему. С одной стороны, — это может идти во благо, но, как известно, «у медали две стороны» и, можно еще дополнить – две стороны, противоположные по значению.

Возвращаясь к теме повествования, можно предположить, что не всегда обращение к оккультным учениям может идти во благо: всем известны и другие случаи…Скажу лишь одно, что любое общество имеет представителей, отличающихся неординарными психо-физическими способностями позволяющими им занимать в социуме не самые последние места и оказывать на развитие общества определённое влияние. Иногда их магические способности оказываются обыкновенным шарлатанством, которое, тем не менее, позволяет этим людям пользоваться авторитетом (например, шаманы). Но нередки и случаи, когда паранормальные дарования не являются мошенничеством.

Опираясь на медико-психологические исследования, обычно делают вывод, что людям с «неустойчивой» психикой противопоказано обращаться к оккультным наукам и всем, что с этим связано. Однако это не повод воспринимать «тайное знание» apriori негативно. Влияние оккультизма может быть и плодотворным, например, в случаях исцеления от неизлечимых заболеваний, — это, как раз, на мой взгляд, огромный плюс, перекрывающий практически все минусы оккультного влияния на личность и общество.

Так же можно сказать, что магия представляет собой один из путей познания окружающей действительности. Ведь никто не отрицает, что мистическое познание не укладывается в традиционную гносеологическую схему «рационализм – эмпиризм». Папюс, например, вообще считает гносеологию одним из оккультных приоритетов: «Оккультизм есть философская система, разрешающая вопросы, постоянно встающие перед нашим сознанием»[7].

Таким образом, проследив генезис оккультизма от Парацельса к Папюсу, можно сказать, что это действительно философская система. Она довольно своеобразная, но разве философии отказано в праве на оригинальность?

Автор: Чернышева С.А. 

Литература:

  1. «Культурология» под ред. Радугина А.А. / А.А.Радугин // М.: Центр, 1996.
  2. Малиновский Б. «Магия, наука и религия» / Б. Малиновский // М.: Рефл-бук, 1998.
  3. Гартман Ф. «Жизнь Парацельса и сущность его учения» / Ф. Гартман. — М. : «Новый Акрополь». 1997.
  4. Парацельс Т. «Магический Архидокс» / Т. Парацельс. — М.: Сфера, 1997.
  5. Папюс «Первоначальные сведения по оккультизму» / Папюс. — М.: Феникс, 1999.
  6. Радугин А.А. Культурология / А.А.Радугин. — М.: Центр, 1996.
  7. Сулимов С.И. Оккультизм – философия или мракобесие? // Сб.: Россия в глобальном мире: проблемы становления и развития. – Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 2007. – Вып.1.

Примечания:

[1] Радугин А.А. Культурология / А.А.Радугин. — М. : Центр, 1996. – С. 144.

[2] Малиновский Б. Магия, наука и религия / Б. Малиновский. —   М. : Рефл-бук, 1998. —  С. 70.

[3] Там же, С. 71.

[4] Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения / Ф. Гартман. —  М. : Новый Акрополь, 1997. – С. 142.

[5] Папюс Первоначальные сведения по оккультизму / Папюс . – М. : Феникс, 1999. – С.5.

[6] Там же, С. 6.

[7] Там же, С. 27.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *