Проблема национальной идентичности становится актуальной в ситуации множественности перспектив развития, возрастания разнообразия и отсутствия упорядоченности, перестройки систем ценностей и отношений. Каждому субъекту, в качестве которого могут быть рассмотрены личность, общество, нация, присуще понимание того, что у него должно быть свое Я, собственный путь развития, свои ценности, идеалы и цели. Важно теоретически выразить, как происходит осознание себя как социального субъекта, и тогда станет понятно, почему понятия «личность», «идентификация», «идентичность», «локальные интересы», «национальные ценности» становятся фундаментальными  проблемами современности. Следует отметить, что идентичность не должна пониматься только как результат биполярной оппозиции «Мы−Они». Идентичность прежде всего необходима для сохранения и поддержания традиционных ценностей и налаживания диалога между различными культурами, что зависит от признания и более полного восприятия культурного многообразия. Диалог между культурами и цивилизациями подразумевает «обмен пониманием», а не «обмен непониманием», который ведет к конфликту. В этих условиях актуализируется вопрос о формах или способах сосуществования людей различных культур и традиций в глобализирующемся мире, и идентичность оказывается в центре стремительно меняющейся социокультурной реальности. Именно идентичность соединяет между собой звенья триады «личность−общество−культура». Вместе с тем, рассматривая поиск новой идентичности как один из определяющих векторов социокультурной динамики современного общества, следует скорее говорить о непрерывном процессе самоидентификации, в ходе которого социальный субъект узнает себя, конструирует и меняет жизненные смыслы, приспосабливая их к внешнему миру. Как отмечает З. Бауман, проблема идентичности есть проблема выбора и умения «вовремя сделать другой выбор, если ранее избранная идентичность потеряет ценность или лишится ее соблазнительных черт»1.

В условиях новых социальных связей, которые выстраиваются в рамках глобальных информационно-коммуникационных сетей, идентичность характеризуется динамизмом и нестабильностью, обусловливающих усиление первичной идентичности, т.е. тех устойчивых элементов культурных моделей, которые обычно описываются как традиционные (национальная культура, религиозные ценности и др.). При этом если ранее обращение к традиционным ценностям рассматривалось как противостояние модернизации, то теперь первичная идентичность приобретает качественно иные характеристики. Традиционные установки переосмысливаются и адаптируются к новой социальной реальности, которая характеризуется открытостью и нелинейностью развития. Традиционно общностью, членом которой ощущал себя человек, социальным пространством, в котором замыкались его связи с обществом, были нация, страна, государство. Процессы глобализации приводят к тому, что общественные отношения выходят за рамки национально-государственных общностей, приобретают транснациональный характер. Кардинальные трансформации происходят и в сфере культуры, ведь идентичность человека с определенной общностью реализуется прежде всего через интериоризацию им представлений, норм, ценностей, образцов поведения, содержащихся в культуре данной общности. Национальная культура по своему содержанию не только уникальна как плод творения народа, но и несет в себе черты общечеловеческой культуры, а также элементы, связанные с особенностями социального развития данной национальной общности. Несмотря на этот сложный синтез, национальная культура представляет самостоятельное явление, самоценное и неповторимое само по себе, что определяет ее функции, в частности, в формировании «национального типа» личности. Она оказывает на человека двоякое влияние: она определяет те ценности, интересы, этические нормы, эмоциональные состояния, которые представляют сущностные мотивы деятельности человека, ею же обусловливается своеобразие их внешнего проявления. Исторически сложившиеся культуры национальных и социальных общностей представляют собой главный источник, из которого личность черпает жизненные смыслы, образующие основу ее самосознания, духовное содержание ее бытия. В этой ситуации весьма распространенной реакцией на угрозу потери идентичности является активизация национально-ориентированных ценностей. Акцентируя национальные чувства, религиозные ценности, люди выступают за целостность своего сознания и поведения, прочность своих связей с традиционной общностью, отторжение нарушающих их «чуждых» влияний. Стремление к сохранению национальной идентичности можно рассматривать не только как политическую, но и как социально-культурную и социально-психологическую тенденцию, характеризующую ответ личности на вызовы глобализации. Таким образом, национальная идентичность в данном контексте выполняет роль своего рода противовеса, ограничивающего негативные, дегуманизирующие и десоциализирующие последствия глобализации.

Споры о природе феномена нации выходят далеко за пределы теоретической рефлексии и обусловлены необходимостью решения конкретных национально-государственных задач. Сегодня нации и государства должны ответить для себя на вопросы: «Кто мы?» и «Что конкретно скрывается за этим «мы»?», то есть определить свою национальную идентичность2. Национально-этническое образование предстает как объединение «своих», отличных от «других», «чужих», а национальная культура выступает неким защитным полем для нации в условиях нестабильности общества. Понятие национальной идентичности отражает осознание двух встречных процессов: с одной стороны, индивидуализируется групповой порядок действий, а с другой − поддерживаются коллективно одобряемые правила поведения. По мнению К. Хюбнера, «идентичность нации является столь же необходимым практическим постулатом человеческого общежития, как и идентичность индивидуального лица». Она может быть «представлена как определяемая множеством исторических регулятивных систем, которыми в своих обычных действиях, речи, мышлении, чувствах и желаниях – отчасти осознанно, отчасти неосознанно − в определенные моменты времени руководствуются субъекты, принадлежащие к этой нации. Эти системы образуют непосредственный горизонт близкого и знакомого». К ним относятся ценности, нравы, культура, язык, политические идеи и цели, но также и отношение к определенной географии, определенному климату, оперирование с материальными вещами: ремесленное, технологическое, коммерческое и тому подобное, если оно выражается в определенном, неизменном «стиле». Такие системы правил вступают в многослойные, отчасти иерархические отношения к другим системам и потому обладают определенной структурой. «Идентичность нации в определенный момент времени характеризуется структурированным множеством систем. В этом состоит ее синхронная идентичность»3.

В результате сознательного соотнесения с нацией реальных индивидов проявляется отношение к национальному, инонациональному, самосознание, чувства и переживания. О национальной принадлежности, как правило, судят по следующим параметрам. Во-первых, по национально-государственным, культурным атрибутам, по той объективной символике, которая обозначает некоторую целостность (культурную, территориальную, хозяйственную). Во-вторых, по сознательной идентификации индивидов, по их субъективному отношению, их ценностной ориентации. То есть, каждый индивид национален, во-первых, объективно, во-вторых, субъективно, когда они признает себя частью той или иной общности, культуры. Причем, без последнего, несмотря на наличие объективных факторов, национальная общность аморфна, ее нельзя полностью признать субъектом исторического процесса. Исходя из этого, можно определить нацию как духовно-психологическую общность, основанную на территориально-экономическом и историко-культурном единстве. Сами внешние символы общности (территория, хозяйство, история) не раскрывают в полной мере внутренний, экзистенциальный смысл бытия нации. Это только объективные стороны жизни нации. Они должны быть осознаны, должны стать основой ценностных взглядов, отношений, основой проявления национального самосознания и сопутствующих ему чувств, переживаний, традиций. Без такого полного проявления национального сознания общность не выступит как активный субъект исторического процесса. Поэтому в определении нации необходимо подчеркивать не только ее объективные основания, но и то, какое отражение эти основания получили в национальном сознании. Через сознание, ценностные ориентации и традиции национальная сущность проявляется более конкретно, реально, чем через его объективные основания. Каждый человек национален только потому, что он осознает свою принадлежность, свое родство, т.е. идентифицирует себя с национальным целым. Субъективные стороны выступают как силы, объединяющие национальный организм в целостность, формирующие, чувство идентичности. Национальная идентификация, таким образом, является существенным элементом национального самосознания, ибо, во-первых, представляет собой социально-психологический процесс отождествления индивида со своей нацией по объективным и субъективным причинам, а, во-вторых, выступает как особая форма социализации личности, в ходе которой происходит становление индивида в качестве осознающего себя представителем той или иной общности. Идентичность, возникающая в результате соотнесения индивида с общностью, характеризуется состоянием социальной укорененности. Максимальную реализацию идентификационного потенциала можно рассматривать как стратегию, позволяющую выстроить успешную модель поведения. Определяя соотношение внутреннего и внешнего, адаптации и защиты, идентичность в итоге дает возможность выделить себя из окружающего мира, отличать себя от других, разделить Я и то, что к нему не относится, и тем самым определить свое место и роль в системе социальных отношений. Национальная идентичность является качеством бытия нации.

Главный аспект социально-философской проблемы национальной идентичности заключается в соотношении модернизации, обновления и перестройки образа жизни, с одной стороны, и его преемственности, традиционности, ценностной непрерывности − с другой. Чем мощнее и разнообразнее будет поток предлагаемых общественных изменений и реформ, тем острее будет стоять вопрос о преемственности образа жизни, о сохранении или утрате идентичности, о ценностных основаниях национальной идентификации. В целом, если возникают дискуссии о национальной идентичности, то связано это всегда с поиском выхода из общественного кризиса. Кризисные явления, затрагивающие специфику бытия нации в мире, объективно обостряют национальное самосознание и ведут к развитию в нем консервативных тенденций. Это является закономерной реакцией на размывание сложившихся социальных отношений и образа жизни, поскольку в национальном самосознании большую роль играют традиции и самобытные национальные ценности.

Автор: Никульшина Е.Л. 

Литература:

  1. Бауман З. Индивидуализированное общество [Текст] / З. Бауман. − М., 2002. − С. 185.
  2. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности [Текст] / С. Хантингтон. − М., 2004. − С. 5.
  3. Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению [Текст] / К. Хюбнер. − М., 2001. − С. 292-293.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *