Прообразом современных ток-шоу являются, по всей вероятности, публичные диспуты античных софистов, которые соревновались в риторике, логике, искусстве презентации и аргументации. Ограниченный круг зрителей-очевидцев имел возможность оценить остроумие, находчивость и глубину мысли ораторов и спорщиков, мог выразить свою поддержку или несогласие выступающим. Современное телевидение во многом изменило этот формат, далеко раздвинув границы зрительской аудитории. В наши дни публичные диспуты и обсуждения чрезвычайно многообразны по своей структуре, имеют широкий спектр жанров, адаптированных к индивидуально-личностным запросам отдельных представителей широкой аудитории. Сохраняя статус ведущего медиа, оно все же претерпевает процесс трансформации, и связано это, прежде всего, в условиях непрерывного технологического прогресса, с развитием и укреплением своих позиций Интернета как нового медиа. Несмотря на уникальность экранного продукта, заключающегося в аудиовизуальном формате коммуникации, воздействующем на чувственное восприятие, телевидение уступает Глобальной сети в оперативности передачи информации от источника к аудитории, упрощённости ее получения. Эти особенности порождают конкуренцию за внимание массового потребителя, и потому телевидение ищет новые способы «контакта» со зрителем, более инновационные. К ним относятся развитие интерактивного телевизионного вещания, интернет-вещания, мобильного ТВ. Однако Глобальная сеть в настоящее время не имеет системности в «фильтрации» информации, мгновенной проверки на достоверность. Именно поэтому, учитывая все достоинства и недостатки современного телевидения, не можем не выделить главного: оно по-прежнему остается ведущим информационным средством массовой информации.

Поэтому в научной среде с завидной регулярностью возникают дискуссии о будущем современного телевидения, о его перспективах развития, опираясь на уже накопленные знания о проблеме. В связи с этим немаловажно осмысление процессов в историческом контексте. Если еще чуть больше полувека назад телевидение как явление было новаторским инновационным прорывом, то уже к концу XX столетия оно превратилось глобальный коммерческий проект: росло количество частных телерадиокомпаний, увеличивался жанровый диапазон программ, а их тематика ориентировалась на потребности аудитории. Телевидение перестало зависеть от директивной советской политики. Децентрализация этой отрасли СМИ изменила не только внешний облик, но и спровоцировала трансформацию внутри экранной медиасистемы: возникла тенденция персонификации телеведущих, уход от «безликости», которая была актуальна для дикторов еще в 80-х. гг. Жанровое и информационное разнообразие «насытили» общественное сознание, и это породило конкуренцию среди телевизионных компаний, которые стремились предложить зрителю собственный уникальный контент, а так же удержать его внимание. Последнее стало своего рода валютой. Специалисты в области медиаиндустрии, изучая аудиторию, предлагали новые методы воздействия на массовое сознание, усовершенствованные способы коммуникации. Поскольку отношение к тому или иному продукту, новости или личности ведущего программы формируется за счет психологических реакций мозга, способных на длительный срок «запоминать» первое впечатление, возникла необходимость изучения имиджелогии и применения выдвигаемого ей инструментария на практике.

Жанр телевизионной программы выступает в роли имиджформирующего фактора, и эта взаимосвязь не случайна, поскольку она основывается на функции социальной идентификации. Поэтому современные жанры телевидения являются одним из определяющих факторов развития данной индустрии, и ее успешной коммуникации с целевой аудиторией.

Ток-шоу характеризуется совокупностью признаков:

1) сочетает различные жанры журналистского взаимодействия ведущего и зрителей — интервью, дискуссию, игру, монолог;

2) оказывает взаимное влияние на всех участников ток-шоу.

В подобном формате общения участники являются одновременно и «звездами», ведущими за собой зрителя, моделирующими шоу, и одновременно продуктом самого ток-шоу — в ходе программы могут появляться новые «звезды», рождаться новые социальные идеи. Данный признак ток-шоу также может являться и своего рода задачей ток-шоу и его результатом. Важнейшим свойством телевидения и ток-шоу как телевизионного жанра является создание символического образа реальности, формирующего у зрителя особое восприятие жизненного пространства общества и отдельного индивида.

Состав обязательных участников ток-шоу с точки зрения определенных им создателями программы ролей представлен четкой структурой. По определению М.Н. Кима, «классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий -приглашенные собеседники (эксперты) — зритель в студии. Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью».

Следует отметить, что любое телевизионное шоу обязательно имеет заранее подготовленный сценарий, следовательно, специфика поведения ведущего всегда заранее обусловлена стилистикой программы. Телевизионное шоу — жанр, рассчитанный на дискуссию между ведущим, главными героями, а также участниками шоу (если таковые имеются), как уже было отмечено, характеризуется разнообразной тематикой и многообразием жанровых разновидностей. Однако отнесение конкретных телевизионных шоу и, в частности, ток-шоу к определенному жанру не всегда представляется возможным в виду совмещения характеристик нескольких жанров.

Ток-шоу на современном российском ТВ — один из самых востребованных жанров. Сегодня практически на каждом телеканале можно найти ток-шоу на самые разные темы: от политики до скандалов и интриг в шоу-бизнесе. Любую социальную или политическую тему, раскрываемую в ток-шоу, зритель видит глазами не только ведущего, но и экспертов, непосредственно принимающих участие в обсуждении проблемы. Основная задача ток-шоу — ярко и детально описать и рассмотреть ту или иную ситуацию, найти способы решения и объективно определить, кто прав, а кто виноват.

Современный экран сосредоточил свое внимание на публицистических ток-шоу. Публицистическая программа — это произведение журналистики, ставящее перед аудиторией социальные проблемы на конкретных примерах и призывающее к их решению, открыто апеллируя к общественному мнению.

Публицистика требует иного уровня мышления и профессионального мастерства, гораздо более высокого, нежели телепроекты новостной направленности. Подобно информационно — аналитическим программам, публицистические также формируют общественное мнение, но не обязательно связаны с последними событиями. Публицистика — важнейший раздел вещания, в котором, в конечном счете, выражается гражданская позиция телекомпании.

На отечественном экране было и есть много публицистических программ. Это «Политика» и «Время покажет» на «Первом» канале, «Специальный корреспондент» и «Поединок», «60 минут» на канале «Россия 1» , «Список Норкина», «50 оттенков Белого», «Место встречи» на НТВ, «Открытая студия» на «Пятом» канале, «Право голоса» на ТВЦ, «Территория общения» на ГТРК «Дагестан» и «Главная тема», «Дагестан. Правила жизни» в эфире РГВК «Дагестан», «Право выбора» на ННТ. Все, вышеперечисленные программы, в самом ярком жанре ток-шоу.

Ток-шоу (от англ. talk-show — разговорное шоу) — это вид телепередачи, в которой приглашенные участники ведут обсуждение самых актуальных тем, предлагаемых ведущим. Обсуждение развивается по следующей схеме: ведущий — эксперты — зрители в студии. При этом зрители являются неотъемлемыми участниками ток-шоу, они могут задать вопрос или высказать свое мнение по обсуждаемой теме.

Главным признаком ток-шоу является ведущий программы ток-шоу, не просто журналист — интервьюер, комментатор, а шоумен. Шоумен — телезвезда, который прошел кастинг или отбор на звездность.

Любое ток-шоу начинается с ведущего. «Если интересен он, то можно рассчитывать на внимание публики. Если неинтересен, то, увы, безразличие аудитории приходится преодолевать множеством уловок, не всегда приносящих успех».

Сегодня на федеральных каналах много ярких ведущих ток-шоу, которых по праву можно назвать шоуменами: В. Соловьёв, А. Норкин, Р. Бабаян, Е. Попов, О. Скабеева и т. д. Многие стали известны широкой аудитории именно благодаря своим авторским проектам в жанре ток-шоу. Зрители ждут эти программы ради самого ведущего, ждут как лидера мнения, как значительную личность. Так проявляется высший уровень персонификации телевизионной информации. К таким журналистам, в первую очередь, можно отнести ведущего «Поединка» Владимира Рудольфовича Соловьёва. Журналист мастерски управляет ходом ток-шоу, заставляя внешних и внутренних зрителей следить за каждым сказанным словом. В. Соловьев профессионально рассматривает выбранную тему, четко следуя сценарному плану трех драматургически выстроенных раундов. В его эфирах нет заминок, все слышат друг друга и журналиста. Он лидер, достигший четвертого уровня персонификации. В качестве экспертов В. Соловьёв всегда выбирает ярких представителей политики, знающих, о чем они будут говорить. Надо отметить и то, что он никогда не остается в стороне обсуждения. Вызвав на импровизированный ринг героев, он участвует в споре и высказывает свою точку зрения.

Соловьев — ведущий, достигший пика популярности, когда к его мнению прислушиваются и даже в некоторых случаях смотрят передачу ради того, чтобы понять, какую точку зрения поддерживает сам журналист. Свое мнение он не навязывает, а просто выражает его в вопросах к героям и экспертам. Популярность «Поединка» и ведущего можно определить по высокому рейтингу программы и количеству зрителей, принимающих участие в голосовании. В некоторых выпусках число проголосовавших может дойти до ста и более, включая зрителей прямого эфира с Дальнего Востока. При этом «Поединок» идет в эфире канала «Россия» не один телевизионный сезон, хотя в целом срок жизни публицистических ток-шоу на ТВ недолог. Вне зависимости от того, кто является ведущим, многие яркие ток-шоу очень быстро снимаются с эфира. К ним относятся и «Список Норкина», и «50 оттенков Белого», и «Специальный корреспондент». Но на смену им приходят новые.

Большую роль в создании любой публицистической программы играет актуальная тема. При этом второй признак ток-шоу подчеркивает, что раскрытие темы должно стать зрелищем.

В публицистических ток-шоу затрагиваются вопросы весьма широкой тематики — любые актуальные вопросы современности, представляющие интерес для общества: политические, экономические, моральные, философские, вопросы культуры, воспитания, повседневного быта. На помощь журналисту в первую очередь приходит драматургия жизни: происшествия, скандалы, ЧП, важные политические события.

Программа «Поединок», к примеру, позиционирует себя как чисто политическое ток-шоу, в ней обсуждается: «Нужна ли современной России «перестройка»?», «Кто и почему формирует образ России как абсолютного зла?» и т.п.

Программа «Список Норкина» представляла зрителям свои списки главных тем недели: «Кто и зачем хочет украсть нашу победу?», «Украина: паралич власти?», «Убийство Бориса Немцова», «Эпоха Владимира Путина» и т.п. В программах обсуждали то, что волнует каждого из жителей России. Увы, тематика ток-шоу последних лет сузилась до обсуждения ситуаций, связанных с Украиной, с Сирией и выборами президента США. Внутрироссийские проблемы ушли на второй план.

Третий признак ток-шоу — люди в студии — внутренние зрители, которые не только наблюдают за происходящим, но и активно участвуют в нем. Их сегодня можно разделить на две группы: первые создают фон, реакцию, аплодисменты, вторые — это многочисленные эксперты.

Увы, приходится констатировать, что зрители первой группы практически не влияют на ход ток-шоу, а выступают в качестве статистов, готовых улыбаться и приветствовать каждый жест ведущего. Немного осталось на ТВ ток-шоу, в которых внутренние зрители каким-либо образом влияют на ход программы. Но они есть.

«Список Норкина» на НТВ сломал устоявшуюся практику превращения зрителей в студии в статистов. Каждый присутствующий становился полноправным участником программы, с возможностью как принять участие в онлайн-голосовании, так и выразить свою точку зрения прямо с места. Но главной особенностью стала уникальная технология визуализации мнения аудитории. Каждое зрительское кресло оборудовано специальной светодиодной спинкой, меняющей цвет в зависимости от того, к какой точке зрения склоняется занимающий это кресло зритель. Своим собственным светодиодным экраном зрители в студии управляют с помощью персональных пультов, что приводит к изменению цветовой гаммы всего съемочного павильона, а затем — позволяет увидеть на экране процентное соотношение проголосовавших, благодаря чему телеаудитория получает возможность следить за результатами в режиме реального времени.

На современном этапе развития телевидения в России, ток-шоу как жанр ТВ-журналистики является самым рейтинговым, популярным и распространенным. Огромное количество программ «построены» на этом жанре.

Подводя итог, можно сказать, что в российской медиасреде жанровая палитра складывалась, исходя не только из исторических событий, но при непосредственном воздействии последних на СМИ.

Потребность в имиджелогии как инструментария с целью воздействия на массовое сознание возникла лишь к концу прошлого столетия. Сформировался ряд норм, которые необходимо учитывать телеведущим для успешного продвижение контента. Отмечено, что личностные данные ведущих признаются исследователями одним из важных имиджформирующих факторов для программ различной жанровой направленности. Яркий образ ведущего необходим, однако, следование основополагающим правилам поведения, выдвигаемым характеристикой того или иного жанра, позволяет формировать нужный имидж как о телеведущем, так и о программе в целом

Жанры также претерпели трансформацию, что улучшило качество коммуникации между каналом передачи и каналом восприятия — программой и зрителем.

 

Источники:

  1. Гаджимусилова Д.Г., Булейко Н.А. Ток-шоу на современном экране // Балтийский гуманитарный журнал. СМИ (медиа) и массовые коммуникации. 2017.
  2. Лысякова М.В., Джукман Э.Р.Н. Ток-шоу как жанр телевизионной журналистики и лингвистический феномен. 2020. См. на Киберленинка.
  3. Нагорная М.Р. Современные жанры телевидения как имиджформирующий фактор. Особенности жанра ток-шоу // Вопросы студенческой науки. 2020. Вып. №6 (46).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *