Большой вклад в поднятие боевого духа бойцов в годы Великой Отечественной войны внесли профессиональные и самодеятельные творческие коллективы Воронежской области. Эти интереснейшие страницы истории нашей культуры анализирует российский исследователь Анастасия Паничева, статью которой с небольшими сокращениями мы предлагаем вниманию читателей.

В дни Великой Отечественной войны муза Терпсихора и её служители были убеждены: их место рядом с солдатами, с теми, кто самоотверженно трудится в тылу, помогая фронту. Об этом свидетельствуют фронтовые дневники, воспоминания участников ВОВ, краеведческие и архивные материалы Воронежской области. Для работников искусств фронт — это военно-патриотическая музыка, поэзия, театральные постановки, танцевальные композиции. Они стремились средствами своего искусства воспитывать боевой дух солдат, его патриотизм, стойкость. С июня 1941 года до сегодняшних дней тема войны, сюжеты военного времени, антивоенный пафос стали неотъемлемой частью художественных коллективов. Поэт А. Жаров писал:

Музыка на фронте не смолкала.

Армия в сердцах её несла….

Песня в час невзгоды утешала

И на подвиг воина звала.

«Искусство периода Великой Отечественной войны — феномен эстетический и социальный, — писал Д.Д. Шостакович в статье «Музыка и время». — Такого никогда не было! Прежде война отражалась в искусстве на большом временном отдалении, отражаясь преимущественно в своем трагическом облике. В годы битвы с фашизмом настрой творчества советских художников был иным. Искусство впрямую участвовало в борьбе народа с врагом. Оно не избегало страшной правды войны, однако в самые тяжелые дни в нем звучала героика, призыв, вера в грядущую победу. Наше искусство было напоено беспредельной любовью к родине, это был его главный определяющий тон». С первых дней в отечественном искусстве тема войны и победы подчинялась главной задаче — раскрыть образ защитника Родины, готового к свершению подвига, показать, как в боях закаляется, крепнет его характер.

История Воронежской области в годы Великой Отечественной войны условно разделена на три периода. Первый — с 22 июня до конца июня 1942 г., когда наш край был тыловым, а затем прифронтовым районом, второй период — с конца июня 1942 г. до конца января 1943 г., когда по территории Воронежского края проходила линия фронта и проходили активные боевые действия. Третий период — с начала февраля 1943 г. до 9 мая 1945 г., когда велось восстановление народного хозяйства в освобожденных от оккупации районах и восстановление самого города Воронежа.

Здание театра музыкальной комедии. Воронеж. Конец 1940-х гг.

С учётом обозначенных периодов перестраивалась и культурно-просветительная работа в Воронежской области под руководством отдела искусств региона и Областного дома народного творчества. В боевой летописи края не было, пожалуй, сколько-нибудь значительных событий, на которые не откликнулись бы творческие профессиональные и самодеятельные коллективы. Весной и летом 1942 года Воронеж в сущности был прифронтовым городом. В нём работало тогда три крупных драматических театра: театр Красной Армии Юго-Западного фронта, прибывший сюда еще в период эвакуации воронежцев, затем в феврале из Сызрани возвратился Воронежский театр, а летом в городе оказался Харьковский украинский театр им. Шевченко. Помимо многих талантливых актеров (М. Крушельницкий, А. Сердюк, В. Василько, А. Максимов, Л. Гаккебуш, В. Чистякова, С. Федорцева и др.), в Воронеже находился ряд известных литераторов: А. Безыменский, Е. Долматовский, Л. Славин и др. Все это стимулировало творческую активность, тем более, что зрителей, главным образом, военных хватало на все три театральных зала.

В первый год войны Воронеж стал крупным военным центром. Здесь находился штаб Юго-Западного фронта. Сюда приходили на переформировку воинские части. Люди в костюмах защитного цвета переполняли город. В Доме Красной Армии (ставшем после войны Домом офицеров), несмотря на частые бомбёжки, проводились творческие конференции писателей, композиторов, журналистов, кинооператоров. Здесь встречались с видными деятелями литературы и искусства.

Дом Красной Армии им. К.Е. Ворошилова в 1940-е гг,., ставший после войны Домом офицеров.

Дом Красной Армии им. К.Е. Ворошилова в 1940-е годы, ставший после войны Домом офицеров.

Среди них были Ванда Василевская и Александр Корнейчук. В областном Доме народного творчества располагался Союз композиторов (улица Карла Макса). Работа Воронежского союза композиторов была подчинена задачам военного времени. Дивизионный комиссар Гришаев обратился к композиторам и поэтам о совместном взаимодействии при создании песен о войне. На собрании творческого актива пришли в военных гимнастерках известные поэты, приехавшие из Москвы, Ленинграда и Украины.

Дом Красной Армии в 1947 году

Дом Красной Армии в 1948 году

Союз композиторов решил провести закрытый конкурс на лучшую песню военной тематики. В нем участвовали члены Союза композиторов. Первую премию присудили песне К. Массалитинова для женского хора «Под горою хата» на стихи молодого поэта И. Баукова, младшего политрука. Песня исполнялась в первомайском концерте, проходившем в театре драмы. А в июле сорок второго года она уже была издана в Москве. К 1942 году было написано немало военных песен.

Воронежский Союз композиторов обратился в политуправление с просьбой издать лучшие из них отдельным сборником для армейской самодеятельности. Сборник под названием «Фронтовые песни Юго-Западного фронта» вышел в конце января. В него вошли «Песня соколов» и «Гвардейский марш» Каменского, «Боевые запевки», «Клятва» и «Партизанская песня» Виленского, «Песня о сестре», «Дело было под Ростовом» и « У дороги дуб кудрявый» Массалитинова, «Песня о Днепре» Фрадкина. Основными направлениями деятельности клубов, библиотек, учреждений культуры в военное время стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, развитие художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организации отдыха людей в условиях тяжелого труда. Дом офицеров Воронежа в годы войны объединил представителей советского искусства, эвакуированных с Украины. Приехали писатели, композиторы и журналисты центральных, фронтовых и армейских газет, театры и ансамбли. Красноармейский ансамбль Юго-Западного фронта под художественным руководством украинского музыканта, хормейстера Е.П. Шейнина стал одним из лучших концертных коллективов военного времени. Хореографическую группу возглавил талантливый Павел Павлович Вирский, друг воронежских песенниц.

Выступление Воронежского хора в мае 1947 г. Художественный руководитель - Константин Ираклиевич Массалитинов. Фото из Госархива Воронежской области

Выступление Воронежского хора в мае 1947 г. Художественный руководитель — Константин Ираклиевич Массалитинов. Фото из Госархива Воронежской области

Творческая деятельность П. Вирского имела огромное значение для развития современных форм армейской пляски. В его хореографических постановках «Казачья пляска», «Кавалерийская сюита», «Пляска всех родов войск» создавался образ армии-освободительницы, интернациональной по духу, многонациональной по составу. Любимцами зрителей стали молодые красноармейцы-исполнители комических миниатюр Ю.Т. Тимошенко и Е.И. Березин, или просто «Галкин» и «Мочалкин». Анатолий Сыроватский, ветеран войны, заслуженный артист Украинской ССР вспоминает дни, проведенные в прифронтовом Воронеже: «Ансамблю предложили подготовить новую концертную программу, которая отвечала бы требованиям войны — ни шагу назад! — воодушевляла воинов на разгром врага. Решая эту боевую задачу, Павел Павлович приступил тогда к постановке «Гвардейской кавалерийской сюиты», идею которой подсказывала сама жизнь. В боях за Родину родилась Советская гвардия. И служить в воинской части, которой вручено гвардейское знамя, для каждого бойца было делом чести и доблести. В этой сюите воссоздавались яркие картины армейской жизни воинского подразделения, удостоенного высокого гвардейского звания. Ознакомившись с подвигами кавалеристов, их бытом и учебой, уставами и наставлениями, постигая характеры живых носителей славных традиций Первой Конной — отважных кавалеристов генерал-майора Василия Дмитриевича Крюченкина. Постановка композиции «Гвардейская сюита» для артистов проходила в напряженных тренировочных занятиях. Она требовала строевой выучки, умелое владение клинком, знание уставных положений ношения оружия в быту, на параде, в бою.

На этой фотографии из архива Министерства обороны мы видим площадь Ленина (20-летия Октября) такой, какой она была после освобождения Воронежа 25 января 1943 г. В центре выгоревшее здание Театра оперы и балета (музыкальной комедии).

В регулярных тренировках принимал участие опытный офицер, который не раз бывал в горячих схватках с врагом. После таких занятий проходили репетиции — хор, оркестр, солисты разучивали свои партии, чтец занимался с поэтом Н. Вагановым, писавшим вступление и финал к сюите. Бойцы и командиры давали высокую оценку данной сюите. В ней артисты показывали высокое военное мастерство, отличную выучку и отвагу защитников Родины, умеющих постоять за себя, смело атаковать и побеждать врага. «Да вы просто молодцы! — сказал после концерта генерал-майор В.Д. Крюченкин. — Спасибо вам. Отличная работа. Теперь вы владеете саблей не хуже моих кавалеристов. Настоящие виртуозы. Многим бойцам придется у вас поучиться, как громить врага. Я готов хоть сейчас дать приказ о зачислении всех вас в дивизию. И коней найдем! Ну что, согласны?

— Согласны! — дружно ответили артисты.

— Ну, вот и договорились. Ваш труд, ваши талантливые пляски теперь не только призывают и убеждают нас идти вперед на врага, но и демонстрируют на глазах, как это нужно делать. Такие примеры очень нужны и полезны, особенно для молодых солдат, для нашего боевого пополнения. Да и нам радостно посмотреть на вас, вспомнить былые походы».

Признание боевыми командирами умения и готовность артистов стать в строй, на линию огня, было самой высокой оценкой проделанной работы ансамбля Вирского. В годы войны ансамбль выступал в непосредственной близости от переднего края в лесу, в саду, в балке, где в короткие минуты отдыха собирались бойцы, чтобы посмотреть выступления. Особенно часто он выступал в санбатах и на аэродромах, где летчики слушали артистов в своих боевых самолетах. В любых условиях, отмечают артисты коллектива, руководители ансамбля Е. Шейнин и П. Вирский не давали никаких скидок на сложность обстановки. Если же дорога в часть простреливалась, то мы, взвалив на плечи инструменты и рюкзаки, пробирались к месту назначения своим ходом. Марш-бросок был для нас привычным делом. Регулярно проводились репетиции, готовился новый репертуар. Трудности походно-фронтовой жизни не снижали творческой активности коллектива и каждого его участника. Созданные Вирским пляски, «как солдаты становились в строй, превращались в духовное оружие армии». Многие его пляски и сегодня подхватываются самодеятельными и профессиональными коллективами и продолжают жить на больших и малых сценах, в городских и сельских клубах, школах и воинских частях. В годы войны искусство танца не только не забылось, наоборот, оно стало еще более популярно. Это были годы тесного творческого общения с народом, годы подъема гражданских чувств и зрителей, и участников фронтовых выступлений.

Акробатическая пирамида на площади Ленина. Воронеж. Вторая половина 1940-х гг. Выступают учащиеся Воронежского суворовского училища. Театр оперы и балета ещё не восстановлен — стоит без крыши.

В фронтовом Воронеже регулярно давались концерты симфонического оркестра областной филармонии. Желающих попасть на спектакль или на концерт было много. В концертных залах города сидели зрители в фронтовой форме. Артисты вспоминают, что часто во время концерта, прерывая действие или музыку, выходил на сцену администратор и называл фамилию и звание какого-то товарища, которого вызывали срочно в часть. Газета «Коммуна» от 23 июня 1941 г. писала о собрании коллектива актеров театра юного зрителя, состоявшемся в первый день войны, была принята следующая резолюция: «С чувством негодования и ненависти к вероломному врагу встретили мы весть о военном нападении фашистов на нашу родину. На головы зарвавшихся врагов падает вся ответственность за развертывающиеся события, за все последствия навязанной нам войны…

Честным, добросовестным трудом мы поможем нашей доблестной Красной Армии на голову разбить врага». 24 июня 1941 года газета «Коммуна» публикует отчет о митинге в областном театре драмы. Все, что говорилось на этом митинге, весь тон отчета столь характерны для переживаний советских людей и, в частности, работников искусств. Война застала драматический театр в обычной для него обстановке напряженного творческого труда. Вечером 21 июня была показана премьера пьесы К. Паустовского «Поручик Лермонтов». Второй спектакль сыграли 22-го (он оказался уже и последним). С утра одна часть труппы выступала в Семилуках, а другая репетировала «Парень из нашего города» К. Симонова. В Воронежском архиве хранится машинописная рукопись «Воронежский областной театр драмы в дни Отечественной войны» директора театра С. Вольфа и В. Энгелькрона (художественный руководитель театра, заслуженный артист РСФСР). В ней дается описание первых дней жизни театрального коллектива с начала войны: «За сценой, где только что шел спектакль о великом русском патриоте-поэте М.Ю. Лермонтове, собрались работники Областного театра драмы. Выступали опытные мастера сцены: заслуженный артист республики В. Энгельскрон, М. Зимовский, артист В. Викторов, В. Рощина, молодые актеры — Шереметьев, Васючков, режиссер Монастырский и др. Речи их были коротки, немногословны, но в каждом из них была нерушимая вера:

— Мы победим! В каждом из них было твердое решение.

— Разбить врага! Собрание приняло резолюцию:

«Работники Областного театра драмы охвачены чувством глубокого негодования и ненависти к зарвавшимся фашистским бандитам, осмелившимся нагло посягнуть на священные границы советской земли, на мирный труд и счастье советского народа. Мы клянемся удесятерить свой творческий труд, превратить свое искусство в острое оружие борьбы, отдать великому делу защиты Родины все свои способности, силы, а если потребуется, и жизнь». Но на следующий день почти весь вспомогательный состав театра, состоявший из молодых актеров, ушел на фронт.

Первой работой театра в военную пору стал «Парень из нашего города», естественно и прямо шагнувший в не1 из тревожных предвоенных лет. Ставил спектакль молодой режиссер П.Л. Монастырский. Пьеса К. Симонова, посвященная подвигу советского человека, совершенному на испанской земле, будоражила живую рану и звала в бой. Тогда, в тридцать девятом, когда появилась пьеса, падение Мадрида воспринималась так, как может быть воспринята лишь беда в собственном доме. Но это было только начало. Фашизм продолжал свой натиск, растаптывая целые страны и народы. Теперь, в сорок первом, грохот его стальных чудищ доносился уже до советских границ. Премьера состоялась в июле, в Летнем театре Первомайского сада. Зрительный зал не был полон. В эти первые дни город жил лишь войной — ни на что другое не хватало душевных сил. Но прошло какое-то время, и снова вспыхнул интерес к театру. В искусстве искали не только забвенья от ужасов, которыми полна была жизнь, от него ждали поддержки в борьбе и вдохновения, и суровой правды, и глубоких раздумий о судьбе народной. Пьеса К. Симонова с ее романтической приподнятостью и волнующей обыкновенностью главного героя как будто нарочно была написана для этих военных месяцев сорок первого года. Попов-Луконин всем своим обликом, каждым жестом, каждой репликой убеждал парней своего города, что родина ждет от них подвига, и они способны совершить его. Вслед за «Парнем нашего города» В.М. Энгелькрон сразу ставит «Пархоменко» В. Иванова. В сокращенной редакции снова шел «Полководец Суворов», «Гамлет», «Коварство и любовь», «Овод». Все то, что было в них главным — единоборство человечности со злом, высокий порыв к добру и свету, ненависть к социальной несправедливости — служило теперь воспитанию чувств борца с фашизмом, воина-Патриота. Тема патриотического подвига во имя защиты Родины от врагов стала самой главной, определяющей в искусстве.

«20 ноября 1941 года театр эвакуировался в Сызрань. Актеры жили в железнодорожных вагонах и осуществляли концертную деятельность. 16 февраля 1942 года по решению Комитета по делам искусств театр возвратился в свой город. В день Красной Армии состоялась встреча с воронежскими зрителями. Снова начались трудные будни войны, театр был тогда в «квадрате обстрела». Каждый вечер давались представления, хотя в середине июня к гулу фашистских самолетов начали привыкать почти так же, как к бою сирен воздушной тревоги». Фронт с катастрофической быстротой приближался к Воронежу. Бомбежки повторялись все чаще. Особенно сильно пострадал город от немецких бомб в ночь с 27 на 28 июня 1942 года.

Одна из них обрушилась на здание драмтеатра. З.Я. Анчиполовский в книге «Кольцовский академический» передает атмосферу драматических событий той ночи: «В это время в здании летнего театра Первомайского сада шел спектакль «Фельдмаршал Кутузов». Патриотическая тема этого спектакля в летние дни сорок второго года обретала отнюдь не отвлеченно-исторический, а совершенно конкретный, современный, сегодняшний смысл. Исполненные патетики монологи о родине не требовали от исполнителей особого перевоплощения — утренняя сводка Информбюро определяла не только настроение на день, но едва ли не все мироощущение. И поэтому с такой отдачей душевных сил шел этот спектакль. Никого не обманывали пышные мундиры начала прошлого столетия. Под витым шнуром аксельбанта билось сердце нашего современника. И когда умудренный талантом военачальника и долгой жизнью гражданина Кутузов говорил о неизбежности победы, когда пылкий Денис Давыдов рвался в бой, не боясь поражения и не сомневаясь в конечном успехе, — все это было обращено в настоящее, за всем этим стояли надежды, без которых невозможна была сама жизнь». Зрителям казалось, что голос искусства сливался с голосом их души. Как завещание предков, которое всем надлежало выполнять, звучали слова раненого Багратиона (его роль исполнил артист А. Нальмин):

Солдаты! Мы сражались вместе,

Мы сотни верст прошли в пороховом дыму.

Отдайте жизнь! Но родины и чести

Не отдавайте никому!

Спектакль произвёл тогда сильное впечатление».

Воронежский театр военных лет — это не только Воронеж, Сызрань и Стерлитамак, Копейск и Челябинск, а актерские бригады, которые давали бесчисленные концерты на передовой «военных действий». В самом начале войны при Воронежском доме Красной Армии возникла агитационно-эстрадная фронтовая бригада, художественным руководителем стал Сергей Попов, артист и режиссер Воронежского областного драматического театра, а Михаил Чернышёв был назначен её балетмейстером. В 1943 году он попадает на Юго-Западный фронт, совмещая танцевальную деятельность во фронтовой концертной бригаде с работой инспектора по проверке и оказанию помощи красноармейской самодеятельности. Но после того, как правобережная часть Воронежа была захвачена врагом, «базой» бригады С.И. Попова стал Борисоглебск, где собралась группа актеров, эвакуированных из Воронежа и Анны.

В 1942 году в Борисоглебске была организована новая бригада в рамках созданного 1 августа 1942 года Воронежского театра эстрады и миниатюр. В нее входили артисты драматического театра И. Русаков, П. Алексеев, Н. Булатов; В. Юрлов и Г. Литвак из ТЮЗа; М. Лентяева и М. Чернышев из хореографического училища, А. Мацыгина и Г. Лесных из театра кукол; певица З. Розанова и баянист Краснобородин. О первоначальной деятельности группы актеров, руководимых С.И. Поповым, в архиве сохранился документ, подписанный начальником Воронежского Дома Красной Армии Кузнецовым. В нём говорится: «Ежемесячно бригада давала в резервных, а затем и на фронте не менее 40 выступлений. Невзирая на условия погоды, арт и минометные обстрелы, в блиндажах в 200-300 метрах от противника, бригада не ослабляла свою работу, а наоборот, еще теснее и теснее крепла связь с бойцами Красной Армии и была любимым гостем в каждой воинской части».

Актерская бригада Попова выступала со сборными концертными программами перед воинами и тружениками тыла и на сдвинутых кузовах двух грузовиков, и на лесных полянках и в колхозных клубах, и в госпиталях. Иногда бригада давала самостоятельные концерты с артистами самодеятельных хоров, эвакуированных из оккупированных районов Воронежской области. В одном из многочисленных отзывов о выступлении артистов на фронте говорилось: «…Спасибо за то, что в сложных условиях передовой линии фронта своим художественным словом, музыкой и пляской бригада воодушевляла нас на дальнейшую жестокую истребительскую войну с германским фашизмом. Товарищи артисты, ваше выступление на холодной сцене в условиях передовой фронтовой жизни есть так же героический поступок. Командир полка капитан Крамер; Военком полка батальонный комиссар Аспидов; Начальник штаба полка ст. лейтенант Есипов».

Летом 1942 года концерты проходили в расположении частей 1-й гвардейской дивизии под командованием генерала И.Н. Руссиянова, в состав которой входил Воронежский добровольческий полк. С 6 по 12 апреля 1943 года бригада выступала в Сталинграде. В одном из отзывов отмечается: «Артисты театра доставили настоящий культурный отдых железнодорожникам и защитникам Сталинграда, которые в трудные дни обороны города-героя и в первые дни его освобождения были совершенно лишены культурного обслуживания». Воронежский писатель Михаил Сергеенко, вместе с областным книгоиздательством находившийся тогда в Борисоглебске, подготовил для бригады Попова одноактную пьесу о партизанах, а к новому 1943 году большое обозрение «Артисты на фронте».

Воронежские артисты входили и в другие фронтовые бригады. В группе под управлением Е. Лозинского выступали Т. Карташева (драм-театр), А. Ильнарская (филармония), баянисты А. Попов, А. Ионов, а также актеры Ю. Пресняков, А. Лисова и др. Бригада обслуживала воинские части Брянского и Юго-Западного фронтов на огромной территории от Черни до Харькова. Вместе с драматическим театром по указанию Облсовета несли свою вахту и артисты театра эстрады и миниатюр. На воронежском фронте выступали столичные театральные бригады. В отчете фронтовой группы государственного театра им. Евг. Вахтангова отмечается, что «24 декабря 1942 года группа выехала в свою 5-поездку, на Воронежский фронт. Вахтанговцы играли спектакли «в только что освобожденных пунктах, двигаясь вместе с наступающей армией». Художественным руководителем фронтовой группы был заслуженный артист РСФСР Орочко Анна Алексеевна, ответственным бригадиром Спектор Исай Исаакович. Репертуар группы состоял из трех спектаклей «Свободное путешествие» (В. Дыховичного), «Бессмертный» (А. Арбузова и А. Гладкова), «Наш корреспондент» И. Меттера и Л. Левина и концертных программ. Основной своей задачей фронтовая группа считала показ на фронте настоящих полноценных спектаклей.

Опыт, накопленный на фронте, показывает, что пьеса производит на бойцов глубокое и сильное впечатление. Группа стремилась создать для фронта радостное, праздничное театральное зрелище в традициях и стиле Вахтангова. Это подтверждают отзывы и статьи фронтовой печати на концерты артистов: «Выступления артистов пользуются огромным успехом. Зрители от генерала до бойца от души смеются и аплодируют. Они восхищены творческой работой молодого ансамбля» ; «Нам кажется, что мы побывали на спектакле не во фронтовых условиях, а в театре. Большое спасибо артистам»; «Дружный коллектив, возглавляемый т. Спектором, имеет основания называться фронтовой бригадой. Большинство концертов они дали именно для фронтовиков — бойцов и командиров передовых позиций. С первых же выступлений между актерами и бойцами установилось то чувство взаимного понимания, без которого не может быть успеха»; «не меньшим успехом пользуется и комедия «Свадебное путешествие». Несмотря на весьма стесненные сценические условия, на ряд условностей, актеры проводят весь спектакль легко. Играют они так, как играли бы на большой сцене. Артисты не опустились до уровня примитивной сцены, а подняли эту сцену на уровень большой». Политрук М. Ляховский в газете «Боевое Знамя» (1942. 7 мая) отмечает, что патриоты — актеры И. Спектор, А. Габович, Т. Блажина, В. Васильева, А. Граве, А. Голубев, В. Данчева, А. Данилович, А. Лебедев, Н. Мозяйкин, И. Соловьев, Н. Яновский делают большое и полезное дело. Они помогают оружием искусства громить врага. Один из зрителей — гвардейцев правильно выразил мнение бойцов о бригаде: «Это настоящие фронтовики». Театральные будни войны требовали порой солдатского мужества. Они тоже знали ранения и смерть. Более полутора тысяч актерских бригад выступали чуть ли не на всем протяжении огромного фронта. Это была целая армия искусств, насчитывающая 42 тысячи человек. И как всякая армия, она сражалась, хотя оружие театра не было похоже на то, которым владели воинские подразделения. Концерты бригады артистов театра им. Вахтангова в воронежских частях.

Анализ архивных документов по материалам функционирования творческих коллективов в период боевых действий на Воронежском фронте позволяет сделать вывод, что, несмотря на обстрелы и бомбежки, работники искусств и участники художественной самодеятельности давали концерты, оказывали помощь раненым. В протоколах Воронежского исполкома облсовета депутатов трудящихся за 1942 год наряду с вопросами сбора урожая, заготовки кормов для скота, повышения производительности на производстве, стояли вопросы по организации концертной деятельности для воинов Советской Армии и тружеников тыла. В решении Облсовета от 10 августа 1942 года говорится о командировании бригады артистов для обслуживания воинских частей Воронежского фронта. Ответственность за организационно-художественную деятельность концертных бригад возлагалось на отделение по делам искусств дома народного творчества области тов. Косьянова.

Работники Дома народного творчества, находившиеся в Аннинском районе, где размещались все областные организации, продолжали руководить художественной самодеятельностью (в 2014 ОДНТ отметил свое 80-летие). ОДНТ стал своего рода диспетчером концертной деятельности коллективов художественной самодеятельности и бригад артистов эстрады Воронежской области. Концерты проходили в воинских частях, в госпиталях и для населения города. Их украшали прославленные сказительницы Анна Куприяновна Барышникова, земляки ее величали «бабушка Куприяниха», и Анна Николаевна Королькова, с которой выступала небольшая группа песенниц-односельчанок из Тойды. В кружках, бригадах самодеятельного творчества появился новый оборонный репертуар, в котором были представлены все жанры, от боевой частушки до стихов и рассказов. Дом творчества организовывал концертные бригады, посылали их во фронтовые воинские части и госпитали, снабжали репертуаром, музыкальными инструментами и реквизитом. За первые четыре месяца войны агитбригадами из артистов воронежских театров и участников кружков художественной самодеятельности дано 2107 концертов для мобилизованных пунктов, в госпиталях, общежитиях Красной Армии, воинских частях.

В сентябре 1941 года газета «Коммуна» писала, что художественный коллектив колхоза «Труд» Подгоренского района под управлением колхозника А.С. Журавлева организовал 28 выступлений на призывном пункте. В Павловском Доме учителя возникла агитбригада, которая дала 39 концертов в Павловском и Воронцовском районах. Клубные агитбригады Борисоглебска дали 71 концерт. Гря-зинский и Лискинский железнодорожные клубы провели около 100 шефских концертов. Воронежским клубом имени Коминтерна были созданы три агитбригады, которые участвовали в художественном обслуживании бойцов Красной Армии.

В 1942 году в Борисоглебске, где собралась группа актеров, эвакуированных из Воронежа и Анны, была организована новая бригада в рамках созданного 1 августа 1942 года Воронежского театра эстрады и миниатюр. Актерская бригада выступала со сборными концертными программами перед воинами и тружениками тыла и на сдвинутых кузовах двух грузовиков, и на лесных полянках и в колхозных клубах, и в госпиталях. Иногда по два (а то и больше) концерта в день давали артисты фронтовой бригады. Летом 1942 года концерты проходили в расположении частей 1-й гвардейской дивизии под командованием генерала И.Н. Руссиянова, в состав которой входил Воронежский добровольческий полк. В бригаде Папова выступали драматические артисты И.И. Русаков и А.В. Юрлов, баянист П.Т. Крас-нобородин, певицы З.И. Розанова, Е.Д. Макарова, будущий артист театра музыкальной комедии В.Н. Владимиров (Бржезовский), балерина М.Н. Лентяева и другие.

В краеведческом музее Бутурлиновского района хранятся материалы о богатой песенной культуре крестьянских хоров в селе Козловке, Пузево, Гвазда, Нижний Кисляй. В 1910 г. и в 1920-х гг. в районе неоднократно бывал М.Е. Пятницкий, который изучал здешние песни, записывал их на фонограф. Именно они прославили свою малую Родину, сохранив самобытные обряды обычаи, песни, костюм и диалект в своём неповторимом колорите. В начале 1941 года объединенный хор был вызван в

Москву, где 21 января выступил в Большом академическом театре, после чего ему предложено было дать несколько концертов на Всесоюзной Сельскохозяйственной выставке. Воскресным утром 22 июня 1941 года должен был состояться большой концерт художественной самодеятельности. Зрители были в восторге от исполнительного мастерства своих земляков. Когда хор запел любимую песню «Калинка» и певцы «поплыли лебёдушкой» в массовой пляске, на колхозной площади показался скачущий всадник. Он принес печальную весть: Началась война… [6].

Газета «Коммуна» от 8 февраля 1941 года дает творческую характеристику колхозным певцам, которые в годы Великой Отечественной войны, несмотря на то, что фронт доходил до родного села, нижнекисляйские певцы продолжали распространять в массах родные песни. Хористы были частыми гостями в воинских частях и полевых госпиталях. В 1944 году на Воронежской олимпиаде хор колхоза им. 8 Марта, руководимый Е.П. Степаню-гиной, занял первое место. Колхозник Т.С. Маслов, организатор Нижнекисляйского объединенного хора, создал и ансамбль жалеечников. Эта группа вместе с певицей Пульневой и баянистом Нежельским участвовала в Москве на Всесоюзном смотре исполнителей на народных инструментах. Жалеечники выступали в заключительном концерте смотра в Большом Академическом театре. Самодеятельные артисты пели для своих тружеников, русской песней поддерживали их в нелегком труде, ведь нужно было победить врага. Они через всю войну пронесли клятву гвардейцев, отомстить фашистам, попытавшимся задушить великий, свободный народ и его русскую песню.

Большую работу проводили художественные коллективы Воронежа. О них в газете «Коммуна» от 21 сентября 1941 года рассказывает директор Дома народного творчества Г. Рогинская. «Хор русской народной песни швейной фабрики имени 1 Мая дал свыше 60 концертов. Участницы хора сочетали художественную деятельность с производственной работой, систематически перевыполняя план на 20-75%. Закончив работу, они спешили на очередной концерт. В первые же дни войны концерт швейниц назначили в цирке. Тогда он находился на улице Плехановской, напротив небольшого сквера, где стоит памятник Жертвам белого террора.

Памятник "Жертвам белого террора". Воронеж

Памятник «Жертвам белого террора». Воронеж

«Одеваясь в народные костюмы, девушки были сдержанны, невеселы. Волнение усилилось, когда в красивых костюмах, с баянами шли по улицам города. Возле цирка многолюдно. Двери настежь. Билетов нет. Кроме новобранцев, призванных в армию, собрались их родственники, знакомые. Они провожали своих близких на бой с фашистами. Кто знал, свидятся ли снова? Кто знал, вернутся ли в отчий дом? Вела программу Рогинская — директор Дома народного творчества. Вам, защитникам Родины, наш хор посвящает свою песню «Победа будет за нами!». Слова песни Михаила Светлова на второй день войны были напечатаны в «Правде». Массалитинов положил слова на музыку. Песню разучили быстро. И под аккомпанемент баянов она впервые прозвучала на этом концерте. Большой успех выпал и на долю частушек о Красной Армии «Бейте с неба, самолеты». Родились они на родине Пятницкого в хоре Лебедевой. Концерт в Цирке имел большой успех и в разгар аплодисментов прозвучал голос военкома и подана команда «На выход. Становись!.» Все вышли на улицу. Духовой оркестр дружно грянул старинный военный марш В. Агапкина. «Прощание славянки».

В конце 1942 г. Воронежский облисполком обратился в Управление по делам искусства при СНК РСФСР с ходатайством о разрешении создать в Воронеже профессиональный русский народный хор песни Воронежской области в составе 50 человек на базе лучших вокалистов, колхозных ансамблей и хора швейной фабрики «Первое мая» села Анна. Решением Управления по делам искусств при СНК РСФСР и исполкома Воронежского областного Совета депутатов трудящихся (Решение № 5764 от 30 декабря 1942 г.) в Воронежской области в начале 1943 года на базе лучших колхозных и городских хоровых коллективов стал создаваться Государственный хор русской песни под руководством К.И. Массалитинова. Директором коллектива была назначена Галина Болеславовна Рогинская. Хор был создан на основе колхозных самодеятельных хоров Аннинского, Воронцовского, Таловского, Лосевского и других районов Воронежской области. Среди первых самодеятельных певиц хора имена Марии Морда-совой, Анастасии Кузнецовой, Евдокии Осиповой, Александры Распоповой и других. Среди первых плясунов Н. Медведева, О. Баканова, М. Власова, Р. Макаренко и другие.

В 2013 году хор отметил 70-летие со дня его образования. Распоряжением администрации Воронежской области от 03.04.2008 г. №276 р хору присвоено имя К.И. Массалитинова. По словам губернатора Алексея Гордеева, Государственный академический Воронежский русский народный хор имени Константина Массалитинова является «визитной карточкой» нашего края. С хором тесно связаны судьбы солистов: талантливой исполнительницы и автора многих частушек и песен Марии Николаевны Мордасовой, солисток хора Юлии Федоровны Золотаревой, Евдокии Михайловны Осиповой и других.

Созданный в годы Великой Отечественной войны хор с самого первого дня своего существования успешно работал в главном направлении -поднимал боевой дух солдат. И уже через неделю после создания новый хор начал выступать перед бойцами, уходящими на фронт, в госпиталях и колхозах. Первый большой концерт состоялся в селе Анна 20 апреля 1943 года для жителей и уходящих на фронт красноармейцев. Концертная программа состояла из старинных воронежских песен, частушек, хороводов, плясок, патриотических произведений композиторов В. Захарова и К. Массалитинова. 1 мая Государственный хор русской песни выступил в освобожденном Воронеже. С 1943 по 1945 год Государственный русский народный хор Воронежской области выступал с концертами и в освобожденных районах области и частях Красной Армии, не раз получая благодарности за свои песни от слушателей. В июне 1943 года хор начал выезжать в боевые части генералов Русси-янова, Селиванова, Голикова, Ерёменко, Белова. По воспоминаниям современников, на фронтовых концертах особенно тепло встречали Мордасову, неизменным успехом пользовались частушки, сочинённые самой Мордасовой на злобу дня (о боях с врагом, о героях фронтовиках). Она получала признание как самобытная, яркая исполнительница и автор текстов и напевов. В хоре она познакомилась и с Иваном Михайловичем Руденко, творческий союз с которым перерос в дальнейшем в союз семейный.

Ветераны Воронежского хора Лебедева и Миляева вспоминают одну из поездок в подразделение И.Н. Руссиянова: «В июне 1943 года, хор приехал в подразделение ночью, и артисты были поражены — их ждали, не спали, встретили радостно, как родных. На груди бойцов и командиров, встречавших артистов поблескивали гвардейские значки, ордена и медали. Радостное настроение воинов передалось коллективу хора. Утром они увидели приветствие, которое было выложено камушками на земле. Артисты расположились в селе, выступали в большом зале школы». Вот как писала об этом концерте «Коммуна» 27 июня 1943 года: «Несмотря на то, что артисты подъехали к одному из сел ночью, их ждали воины. Участники хора ощущали тепло и крепкую солдатскую дружбу. Куда бы они ни приезжали, их встречали вывешенные лозунги: «Привет героическому освобожденному Воронежу», «Привет дорогим шефам — боевому коллективу Государственного хора русской народной песни». На площадках, посыпанных песком, из камешков были составлены приветствия воронежцам. Воодушевленные встречей с бойцами, артисты хора «тут же создавали новые частушки, песни-сказы, воспевая в них величие, бесстрашие, героизм прославленных гвардейцев-руссияновцев. Концерты для воинов были не просто зрелищным представлением, они являлись свидетельством единства фронта и тыла. Артисты через всю войну пронесут клятвы гвардейцев отомстить фашистам, попытавшимся задушить великий свободный народ и его русскую песню.

Вернувшись в Воронеж, коллектив хора, ещё находившийся под впечатлением встреч с воинами, решил собрать личные сбережения и сдавать их на строительство танка «Русская песня». Все, как один, дружно одобрили ее. А ведь жили очень скудно, почти голодали. В Москву, Сталину, была направлена телеграмма: «Воодушевленные победами героической Красной Армии, работники русского народного хора Воронежской области вносят в фонд обороны 10000 рублей наличными деньгами и облигаций госзаймов на 21170 рублей. Просим Вас, дорогой Иосиф Виссарионович, на наши сбережения построить танк «Русская песня» и передать его славным гвардейцам генерал-лейтенанта Руссиянова».

Сталин тут же ответил телеграммой: «Прошу передать сотрудникам русского народного хора Воронежской области братский привет и благодарность Красной Армии. Желание сотрудников хора будет выполнено».

Почти одновременно аналогичное решение принимают колхозники нашей области, собрав средства на танковую колонну «Воронежский колхозник» — тоже в дар Руссияновскому гвардейскому корпусу. Весной 1945 г. хор получил телеграмму, в которой сообщалось, что «на средства, внесенные сотрудниками русского народного хора Воронежской области, построен танк «Русская песня». И передан, согласно их желаниям, частям генерал-лейтенанта Руссиянова». Подписал телеграмму замначальника Главного Управления формирования и боевой подготовки бронетанковых и механизированных войск Красной Армии генерал-майор танковых войск Липодаев. «Танк, на борту которого белой масляной краской крупно выведено «Русская песня», — вспоминают ветераны хора, -был особым символом, напоминая о сердечных встречах с лирическим, задушевным голосом русского народа. Родилась и новая песня, написанная художественным руководителем хора К.И. Массалитиновым и фольклористом Г.И. Дороховым. Их пела солистка хора М. Мордасова:

Никогда Вас не забудем,

Песню мы о вас поём.

«Русской песней» танк назвали,

Вам его на фронт пошлём.

Пусть на танк гвардеец сядет,

Смело песню запоёт.

С песней русской не погибнет,

Песня русская спасёт!

В феврале 2015 года было отмечено 100-летие со дня рождения народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда, самобытной и яркой певицы, собирательницы и автора многих песен, частушек, страданий Марии Николаевны Мордасовой, прославившей Воронежский край и внёсшей особый вклад в развитие народного творчества России. Государственный архив Воронежской области сохранил много отзывов из воинских частей, свидетельствующих о самоотверженной, патриотической работе хора. Один из таких отзывов датирован 13 мая 1943 г.:

«…От имени бойцов, командиров и политработников сердечно благодарим за устроенный нам концерт, вселяющий в нас бодрость, поднимающий дух и мобилизующий силы на дело приближения окончательной победы над ненавистным врагом нашего народа — фашизмом». (Зам. Командира воинской части капитан Коляда) [10]. По поручению бойцов и офицеров Н-ской части написан отзыв для участников концертной бригады города Воронежа: «Мы бойцы и командиры Н-ской воинской части во время стоянки эшелона с большим удовольствием прослушали летучку-концерт, это доставило нам большой отдых и развлечение после выполнения нами боевой задачи. Эта забота Родины нашей воплощается в вашем коллективе, обязует нас еще больше быть боеспособными в деле разгрома немецко-фашистских захватчиков. Спасибо Вам дорогие товарищи, за веселую и правдивую советскую песню! Победа недалеко». (Зам командира по политической части старший лейтенант Мешков. 10. 08.1943 г.).

В победные майские дни 1945 г. в ежедневной красноармейской газете «В бой за Родину» было напечатано стихотворение М. Поля «Русская песня», посвященная танку, построенному на средства, собранные хором русской народной песни Воронежской области. Вот из него отрывок:

Народную песню сумели артисты

В рубли и металл перелить.

Примите наш вклад, дорогие танкисты,

Чтоб гадов скорей сокрушить!

Победоносное окончание Великой Отечественной войны вызвало в коллективах художественной самодеятельности огромный творческий подъем. Песни борьбы и гнева уступали место в репертуаре песням радости победы, песням о великом русском народе-победителе. Солистка хора М. Мордасова «с большой творческой изобретательностью создала для своего репертуара частушки «О победителях». В это время композитор К.И. Массалитинов написал кантату «Русь», задуманную им еще в первые годы войны. Позже он запишет в воспоминаниях: «Как много было советских людей патриотов, которые, как Иван Сусанин, готовы были отдать и отдавали свою жизнь за Родину. Именно в ту пору зародилась у меня мысль создать кантату «Русь». Написанная на стихи И.С. Никитина, кантата была глубоко патриотична и созвучна времени. Складывалось впечатление, что много лет назад великий русский поэт написал эти слова специально для победного 1945 г. Лишь в течение лета 1945 г. хор побывал в 20 районах области, обслужил концертами 159 колхозов, 11 железнодорожных клубов, эшелоны, возвращающиеся с фронтов Отечественной войны. Многие концерты проходили непосредственно в поле и выливались в митинги, праздники Победы.

Воронежские творческие коллективы стремились своим искусством, своими выступлениями на фронте и в тылу приблизить День Победы. «В устных сказах, легендах, частушках, песнях, народных плясках, созданных в годы войны, — отмечает В.А. Тонков, — глубоко и ярко выражены непреклонная воля советских людей к борьбе и победе, их сплоченность и единение в защите своего Отечества. Воспевая воинский героизм защитников Родины народ нашел для них теплые, проникновенные слова, полные ласки и волнующей любви». В 1943-1944 гг. под руководством доктора филологических наук ВГПИ В.А.Тонкова сотрудниками филологического факультета были организованы экспедиции по собиранию текстов фронтовых песен, большая часть которых была рукописной и не имела даты. В декабре 1944 г. они подготовили листовку для солдат и офицеров Красной Армии с предложением направить в институт тексты произведений, созданных в годы войны. Звучание этой темы продолжается до сегодняшнего дня, заметно активизируясь в юбилейные годы, и сохраняет свою актуальность.

Анализ главных тем фольклорных произведений поможет лучше понять мировоззрение их авторов. Названия многих стихотворений говорит о чистом обращении бойцов к теме Родины, родной земли («Родина», «Любовь к Родине», «Грусть по Родине», «За Родину», «Гимн Родине», «За Родину, братья, вперед!»). Фронтовики в поэтической форме часто описывали свои впечатления при обороне и освобождении населенных пунктов и территорий, боевых действий, форсирования рек. Свои надежды они связывали с Москвой, к Сталину.

9 мая 2015 года Воронеж, как город Воинской славы, встретил парадом войск и многочисленными концертами творческих коллективов. Героико-патриотическая тема прочно вошла в репертуар воронежских профессиональных и самодеятельных коллективов. К юбилейной дате на сцене Воронежского театра Оперы и Балета вновь появилась оперетта «Севастопольский вальс» композитора Константина Листова. Она была создана к 20-летию начала ВОВ в 1961 году и сразу же вошла в репертуар Воронежского музыкального театра. Тема Великой Отечественной войны придала героико-романтическую окраску всему произведению. Жизненная достоверность характеров и положений, сочетание патетики и юмора, мелодическая яркость многих музыкальных номеров, популярными песнями и романсами, сделали эту оперетту одной из популярных для зрителей всех возрастных групп.

Просмотр данной оперетты в наши дни наводит на мысль о событиях, связанных с Украиной. Сегодня в год 70-летия Победы мы наблюдаем появление нацистов на Украине. Ветеранам ВОВ, проживающим на Украине, запрещают даже вспоминать о тех победных днях. Слишком созвучен текст с лозунгами из недавнего прошлого о том, что происходит на Украине.. Поэтому так важно опять вспомнить любимую мелодию оперетты «Севастопольский вальс, помнят все моряки»… .В этих словах выражены черты душевного склада моряков-черноморцев. Это песня о городе-герое, решенная в лирическом ключе и в то же время полная гражданского пафоса. Мы историю не переписываем. Первое действие спектакля происходит в июне 1942 года. Мы воссоздаем ценности и образы тех людей, которые защищали Севастополь и для них действительно тогда Родина была одна: и для русского человека, и для украинца, и для узбека. Великую Отечественную войну выиграл Советский Союз. О героях этой страны идет рассказ в оперетте. Исполненная патетики первая часть оперетты сменяется мирным временем, на первый план выходят личные отношения героев. Романтическая история любви, заставляющая зрителя сопереживать героям, плакать и смеяться вместе с ними, верить в настоящие чувства, любить и помнить о тех, кто отдал свою жизнь за победу, удивительно трогательна. Поэтому посмотрев оперетту на воронежской сцене, я испытала чувства особого отношения к Крыму и его воссоединения с Россией. Сегодня оперетта играет особую воспитательную функцию. Созданные актерами образы в оперетте формируют ценностные отношения зрителей к истории своего Отечества. В годы войны создавалось много произведений на героическую тему. Главным и любимым объектом внимания, содержанием сочинений постановщиков была и остается Россия.

 

Полную версию статьи Паничевой А.К. Профессиональные и самодеятельные творческие коллективы Воронежской области в годы Великой Отечественной войны (к 70-летию победы) см. на КиберЛенинка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *