С началом в 1941 г. Великой Отечественной войны воронежская экономика стала переводиться на военные рельсы, – в области уже в первый день войны было объявлено военное положение. Рабочие и служащие воронежских предприятий, жители сельских районов стали мобилизоваться на фронт; население было привлечено к строительству военных укреплений – дотов, «ежей», надолбов, рытью окопов и убежищ. В течение 1941 года были начаты работы по эвакуации воронежских предприятий в глубь страны. В этом же году начались бомбёжки Воронежа.

Летом 1942 года немецко-фашистским войскам удалось захватить правобережную часть Воронежа, западные и южные районы Воронежской области. На оккупированных территориях фашистами проводилась целенаправленная политика по уничтожению экономического потенциала Воронежского края, – ими были разрушены и сожжены производственные корпуса всех заводов, фабрик и мастерских в Воронеже, Семилуках, Острогожске, Россоши, Богучаре и других населённых пунктах, разграблены и вывезены все материальные ценности, которые не удалось оперативно эвакуировать.

Гитлеровцы на площади Ленина (20-летия Октября). Воронеж. 1943

Гитлеровцы на площади Ленина (20-летия Октября). Воронеж. 1942

Особенно пострадал в результате интенсивных бомбёжек и уличных боёв областной центр, – после освобождения Воронежа было установлено, что 92 процента жилых, производственных и административных зданий полностью уничтожено или сильно повреждено. Авиацией и артиллерией были разбиты мосты, дороги, железнодорожные, трубопроводные и электрические коммуникации. Практически всё, что было построено в Воронеже и области в последние десятилетия с величайшим напряжением сил всех воронежцев, было уничтожено войной. Экономический потенциал Воронежа и области был в значительной степени подорван. Материальный ущерб, причиненный Воронежскому краю в результате военных действий, был оценен Государственной Чрезвычайной комиссией в 15 млрд. руб.

Здание ЮВЖД после отступления фашистов. Воронеж. 1943.

В январе 1943 года Воронежская область была освобождена от немецко-фашистских войск. И сразу же началось восстановление разрушенного народного хозяйства области. Выделенные правительством денежные средства и материальные ресурсы позволили уже в течение трёх военных лет (1943-1945 гг.) возродить часть экономического потенциала области. Так, в результате проведения интенсивных ремонтно-восстановительных работ к моменту завершения Великой Отечественной войны в области было восстановлено и введено в эксплуатацию 44 крупных и средних завода, начали свою работу 168 артелей промкооперации. Все строительные и ремонтные работы производились в невероятно тяжёлых условиях, – многие объекты были заминированы, не хватало рабочих рук, техники, пищи, одежды. Большое количество тяжёлых работ по расчистке завалов осуществлялось женщинами и подростками. В трудные военные и послевоенные годы воронежцы трудились с полной отдачей сил, на пределе человеческих возможностей. Работать в таком напряженном ритме в отсутствие элементарных удобств людям помогали патриотизм, вера в себя, в свою страну, в правоту своего дела.

Повреждённое здание областной клинической больницы с разбитой ротондой. 1945

Ротонда областной клинической больницы. Современный вид

Ротонда областной клинической больницы. Современный вид

После окончания войны, в марте 1946 года, Верховный Совет СССР принял закон «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.». На основании принятого закона был разработан пятилетний план восстановления и развития Воронежской области. В эти годы планировались не только ремонтно-восстановительные работы, но также строительство и пуск новых предприятий – заводов тяжёлых механических прессов, мостовых конструкций, шинного, радиодеталей и ряда других предприятий и промышленных объектов.

Не всё запланированное удалось реализовать в установленные сроки. Сказывались огромные людские потери, недостаток строительных материалов, оборудования, транспортных средств. Однако за счёт самоотверженного труда буквально всех слоёв населения промышленный потенциал Воронежской области быстро возрождался. В 1949 году был построен завод горно-обогатительного оборудования,  в 1950 году шинный завод, в 1952 г. – мостозавод. В 1954 году были введены в строй заводы радиодеталей, керамический, тяжёлых механических прессов.

Воронеж. 1943. Район площади Ленина (тогда она называлась площадью 20-летия Октября)

Так как восстановление существующих предприятий и строительство новых промышленных и гражданских объектов требовало огромного количества строительных материалов и техники, тепловой и электроэнергии, в первое послевоенное десятилетие приоритетное развитие получили именно эти отрасли воронежской экономики. Быстрыми темпами развивался Семилукский огнеупорный завод (которому в 1948 году было присвоено звание «Лучший огнеупорный завод СССР»), Латненский завод силикатного кирпича, Никольский кирпичный завод. В середине 1950-х гг. завод им. Коминтерна перешёл на выпуск экскаваторов, а в 1958 году было начато строительство Нововоронежской атомной электростанции.

Девушки-минёры. Воронеж. 1944.

Девушки-минёры. Воронеж. 1944. Фото из Архивной службы Воронежской области

Строительство НВАЭС в Воронежской области – событие огромной важности и на нём следует остановиться отдельно. Такого крупного капитало- и наукоёмкого объекта на территории края не воздвигалось никогда. Колоссальная стоимость проекта (измеряемая суммой в десятки миллиардов долл. в современном исчислении), его социальная и экономическая значимость, сопоставимы по своим масштабам лишь со строительством флота Петром I или железной дороги в Воронежской губернии в XIX веке.

Ахунов М.Ф. У пульта управления Нововоронежской АЭС. 1972

Практическая реализация проекта по введению НВАЭС привлекла в Воронежскую область сотни высококвалифицированных специалистов по атомной энергетике, новым технологиям, учёных, инженеров. В посёлок строителей и энергетиков Нововоронежский приехали со всей страны специалисты среднего звена, рабочие и обслуживающий персонал. Спустя три десятилетия небольшой посёлок превратился в 50-тысячный город, с современной инфраструктурой и качественной рабочей силой.

Экономическое значение НВАЭС для хозяйства всего Воронежского региона неоспоримо и имеет грандиозный масштаб. Строительство и пуск атомной станции не только создало новые рабочие места для квалифицированных кадров, не только обеспечило электроэнергией уже существующих и будущих потребителей, но и заложило основы для нового технологического уклада, сформировало базовые предпосылки для освоения и распространения многих технических инноваций.

В послевоенное время значительное развитие получил военно-промышленный комплекс, отдельные предприятия которого стали формироваться в Воронеже еще в 1930-е годы. Так, в 1928 году был образован Воронежский механический завод (ВМЗ), который стал специализироваться на выпуске поршневых авиационных двигателей для лёгких самолетов. Это предприятие стало важнейшим элементом в освоении наукоёмких технологий и инноваций воронежской экономикой.

Так выглядел в конце января 1943 г. район Утюжка

Так выглядел в конце января 1943 г. район Утюжка г. Воронежа

Вслед за ВМЗ на воронежской земле образовался авиационный завод. Решение о его создании было принято правительством в 1929 году. Осенью 1930 года началось строительство, а в апреле 1932 года предприятие было включено в число действующих.

Одним из первых самолётов, построенных на Воронежском авиазаводе, был АНТ-25 (1934 г.); в годы войны на предприятии изготавливался штурмовик ИЛ-2 (за 1941-1945 гг. было выпущено 18 тыс. самолетов такого типа). В конце 1949 г. воронежские авиастроители приступили к серийному выпуску первого советского реактивного бомбардировщика ИЛ-28, а в мае 1954 года – к изготовлению машины ТУ-16.

Ил-2 у Авиазавода. Современный вид

В конце 50-х годов на авиазаводе стали производить турбовинтовые пассажирские самолеты АН-10 и транспортные АН-12, а 31 декабря 1968 года с аэродрома завода в небо поднялся первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет ТУ-144.

Существенным элементом воронежского ВПК стало и КБХА. Уже в первый год войны, в 1941 году, было образовано КБ химавтоматики, в котором стали создаваться новые образцы топлива для двигателей боевых самолётов. После войны КБХА разместилось в Воронеже, где продолжало работы по разработке агрегатов непосредственного впрыска, топливной аппаратуры для авиационных поршневых двигателей, а также пусковых стартеров для новых турбореактивных и турбовинтовых двигателей.

Руководители с женским активом ОКБ-154. 1951 г.

Руководители с женским активом ОКБ-154 (так раньше именовалось КБХА). 1951 г. В центре сидит Семён Ариевич Косберг — Герой Социалистического Труда, первый директор КБХА

В середине 50-х годов началась новая эра – прорыв в космос. И КБХА включилось в новое для себя направление – разработку жидкостных ракетных двигателей. Всего за годы существования КБХА было разработано более 30 видов ракетных двигателей, доведённых до серийного производства на нескольких машиностроительных заводах страны. Более половины ракет, стоящих на боевом дежурстве, оснащены двигателями КБХА.

Л.И.Брежнев вручает С.А.Косбергу звезду Героя Соц. Труда. 1961 г.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев вручает С.А. Косбергу звезду Героя Социалистического Труда. 1961 г.

Успешно развивалась воронежская промышленность в годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.). За этот период объём инвестиций в промышленное производство области возрос на 81,5%, выпуск валовой продукции – на 46%. Прибыль промышленности увеличилась в 2,2 раза.

За восьмую пятилетку было осуществлено дальнейшее наращивание промышленного потенциала области. Проведены реконструкция и ввод новых производственных площадей на таких крупных заводах, как тяжёлых механических прессов, имени Дзержинского, механическом, шинном, горно-обогатительном, мостовых конструкций, имени Кирова, силикатном и др. Завершилось наращивание мощностей на ТЭЦ-1 (ВОГРЭС), введён в эксплуатацию второй блок Нововоронежской АЭС. Вступили в строй действующих первая очередь Воронежского завода электровакуумных приборов, Калачевский и Георгиу-Дежский (Лискинский) сахарные заводы, Воронежский гормолзавод, Бобровский хлебопекарный завод, Россошанский мясокомбинат и др.

Новая продукция ВШЗ. Фото предоставлено компанией Pirelli.

Новая продукция Воронежского шинного завода.

Воронежская область в послевоенные годы всё более приобретала характер индустриальной; в структуре произведенного валового регионального продукта доля промышленного производства последовательно увеличивалась и составила к началу 1970 года 72,5 процента. В то же время воронежская промышленность претерпевала значительные качественные изменения, – на многих предприятиях Воронежа и области внедрялись наукоёмкие технологии (особенно в системе ВПК), научная организация труда, возрастала производительность труда (за 1966-1970 гг. – на 30 процентов), улучшалась культура производства.

1957. Начало газификации Воронежа

1957. Начало газификации Воронежа

На фоне производственных достижений успехи в социальной сфере выглядели достаточно скромными: по-прежнему в Воронеже и области не удавалось решить жилищную проблему, ощущался острый дефицит детских садов и яслей, не хватало товаров народного потребления и отдельных видов продовольствия (особенно мяса и мясопродуктов). Уравниловка при начислении зарплаты и принижение значения управленческого и инженерного труда порождала иждивенчество, угнетала трудовую активность работников. В то же время наблюдалось известное снижение трудовой дисциплины и рост пьянства на работе и в быту.

Развитие воронежской экономики в 1970-1985 гг. проходило примерно в том же ключе, что и в годы восьмой пятилетки, – с одной стороны, осуществлялся ввод в эксплуатацию новых производственных фондов (на заводе СК им. Кирова, за счёт строительства Павловского гранитного карьера, завода строительных алюминиевых конструкций, Россошанского химического завода и проч.), освоение новых видов продукции, с другой – постепенно снижалась мотивация труда работников, развивались негативные процессы в социальной сфере (наблюдался рост численности неработающей молодёжи, дефицит жилья и промышленных товаров. Например, такие товары как автомобили, ковры, мебель можно было приобрести только по предварительной записи, находясь в очереди много лет; в очереди на жилье воронежцы стояли по несколько десятилетий.), всё более разрастался сектор теневой экономики, расширялись «чёрные» рынки.

Конечно, нельзя сказать, что воронежские и центральные власти ничего не делали для решения социальных задач, – ещё со времён Н.С. Хрущёва осуществлялась программа жилищного строительства (строившиеся малогабаритные квартиры в народе стали именовать «хрущёвками»); для решения продовольственной проблемы оказывалась помощь селу и проч. Однако удовлетворительно решить социальные проблемы не удавалось из-за быстрого роста населения Воронежа (см. диаграмму на рис.2.2), из-за динамичного оттока населения из сельской местности, из-за вынужденной милитаризации экономики и общего снижения её эффективности.

Рис.2.2. Динамика возрастания численности населения Воронежа в период 1970-1985 гг. (тыс. чел.).

Рис.2.2. Динамика возрастания численности населения Воронежа в период 1970-1985 гг. (тыс. чел.).

Как видно из данных диаграммы, населения Воронежа росло весьма бурно – только за период с 1970 по 1985 гг. оно увеличилось почти на треть (на 196 тыс. чел. или на 29,7 процента). При этом естественный прирост собственно населения Воронежа за этот период составил только 14243 чел., т.е. основной прирост (в 93 процента) обеспечивался за счет мигрантов из села и других регионов страны.

Такая стремительная урбанизация Воронежа оказывала негативное влияние на экономику области одновременно по двум основным направлениям: во-первых, оказывался сильный прессинг на социальную сферу города, и, во-вторых, обескровливала село, создавая в аграрном секторе демографические и кадровые проблемы.

На экономике сельского хозяйства Воронежской области остановимся подробнее. Одновременно с возрождением промышленности Воронежской области в послевоенный период проходило и восстановление сельского хозяйства. В этой сфере экономики успехи были менее значительными, причем положение усугублялось сильной засухой 1946 года.

В результате военных действий огромный урон был нанесен животноводству и птицеводству, – в голодные военные годы значительная часть поголовья скота и птицы была забита, много домашних животных погибло из-за пожаров, бомбёжек и обстрелов.

На этой фотографии из архива Министерства обороны мы видим площадь Ленина (20-летия Октября) такой, какой она была после освобождения Воронежа 25 января 1943 г.

Сильно пострадал и машинно-тракторный парк, – были повреждены или сознательно подорваны имевшиеся в хозяйствах тракторы, сеялки, веялки и другие механизмы и агрегаты. Многие дома колхозников и административные здания были разрушены или сожжены. Отдельные сельские поселения были превращены в пепелища.

В таких невероятно тяжёлых условиях, практически на голом месте, приходилось воронежцам возрождать сельское хозяйство области. Ситуация в воронежском аграрном комплексе к концу 1940-х годов была очень схожей с разрухой начала 1920-х. Таким образом, сельское хозяйство Воронежской области было как бы отброшено войной на тридцать лет назад. Сельским жителям вновь, как и в 20-е годы, в тяжелейших условиях нехватки жилья, пищи, техники, удобрений и многого другого пришлось работать по 12 и более часов, зачастую без праздников и выходных дней.

Казалось, обескровленная индустриализацией и войной воронежская деревня не выдержит таких гигантских испытаний, люди утратят веру в лучшую жизнь, морально сломаются. Однако радость окончания войны, желание мирного созидательного труда, вновь породила трудовой энтузиазм и трудовую активность. Возвратившиеся с полей сражений солдаты энергично включились в повседневную трудовую деятельность, восстанавливали свое жилье и приусадебное хозяйство, помогали соседям и семьям погибших селян.

В эти тяжёлые послевоенные годы государство весьма мало помогало сельским жителям денежными средствами, строительными материалами, техникой, семенами и скотом. В 1946-1953 гг. положение СССР на международной арене складывалось достаточно непросто, – после того, как в августе 1945 года США сбросили на Хиросиму и Нагасаки атомные бомбы, СССР вынужден был в ускоренном режиме разрабатывать своё атомное оружие. В связи с этим обстоятельством, а также с началом «холодной войны» и гонки вооружений, СССР значительную часть произведённого продукта и финансовых ресурсов направлял на оборону; сельское хозяйство и промышленность, производившая товары народного потребления оставались многие годы хронически недофинансированными. Всё это, разумеется, негативно сказывалось на жизненном уровне советских людей (и, в первую очередь, на благосостоянии сельских жителей), препятствовало развитию аграрного производства, росту животноводства и растениеводства. Селу срочно требовались инвестиции и государственная поддержка.

Такая помощь была оказана сельскому хозяйству с приходом к власти Н.С. Хрущёва. В сентябре 1953 года он был избран первым секретарем ЦК, т.е. фактически стал преемником Сталина на посту руководителя партии и страны. Хрущёв стал действовать сразу по нескольким направлениям: во-первых, он освободил сотни тысяч людей, томившихся много лет в Гулаге (а это была значительная часть трудовых ресурсов страны); во-вторых, занялся проблемами села, и, в-третьих, стал инициатором оказания финансовой и материальной помощи сельскому хозяйству.

Центральный автовокзал Воронежа, введённый в эксплуатацию 29 апреля 1963 г.

В сентябре 1953 года состоялся Пленум ЦК партии, на котором обсуждалось положение в сельском хозяйстве, его нужды и проблемы, а также были выработаны меры по оказанию необходимой помощи селу. С целью развития агропромышленного комплекса сельскому хозяйству выделялись дополнительные финансовые средства, в колхозы направлялась новая техника, предпринимались меры по улучшению стимулирования труда колхозников. Закупочные цены на сельхозпродукцию были повышены в несколько раз.

В 1958 году был принят «Закон о дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций», согласно которому сельскохозяйственная техника, прежде сосредоточенная на не подчинённых колхозам машинно-тракторных станциях, была продана колхозам. Это было первым шагом к тем нормам, которые были продекларированы ещё в годы коллективизации, но никогда не соблюдались при Сталине.

Однако даже эти меры не смогли решить продовольственной проблемы. С ослаблением сталинских репрессий, когда колхозники попадали на скамью подсудимых за собранные колоски или опоздания на работу, производственная дисциплина во многих коллективных хозяйствах стала падать. Вместе с тем значительных размеров достигло пьянство (в том числе на рабочих местах), воровство урожая и колхозного имущества. Сельская молодежь потянулась в города на учебу и заработки. Но получившие образование молодые люди возвращаться на село не торопились, так как жизнь в городе была более привлекательной в культурном и материальном плане. Таким образом, начиная с конца 50-х — начала 60-х годов в воронежских колхозах стал довольно остро ощущаться отток молодых кадров и общее старение сельского населения. Эти процессы привели в конечном счете к тому, что к 70-м годам колхозники перестали самостоятельно справляться с уборкой урожая и к сельскохозяйственным работам стали повсеместно привлекаться рабочие и служащие воронежских предприятий, а также школьники (в малых городах), учащиеся техникумов и студенты вузов.

Еще одной серьёзной проблемой сельского хозяйства Воронежской области стала проблема личных подворий и содержание домашнего скота. С одной стороны, власти должны были бы приветствовать количественный рост домашнего скота, находящегося в собственности сельчан, так как за счет этого отчасти решалась проблема обеспечения городских и сельских жителей свининой, говядиной, мясом птицы, яйцами, молоком и молочной продукцией и проч. Однако на деле партийные и советские органы выступили против усиления личных подворий и роста поголовья скота и птицы в частной собственности. Произошло это по двум основным причинам:

·   во-первых, расширение поголовья скота и птицы в личной собственности колхозников усиливало частный сектор экономики, что было идеологически чуждо и даже враждебно социалистическому строю;

·   во-вторых, вместе с увеличением поголовья скота и птицы в личной собственности со всей остротой вставал вопрос с кормами для животных. Эта проблема была в 1960-1980-е гг. очень болезненной, так как имела социальное значение. Специфика вопроса здесь была следующая. Советская власть при Сталине, Хрущёве и Брежневе поддерживала на хлеб низкие цены, чтобы, чтобы каждый мог себе позволить купить в день 1-2 буханки хлеба. Воспользовавшись дешевизной хлеба, сельские жители стали подкармливать им домашний скот и птицу. В ответ на это торговые организации по указанию партийных органов ограничили доставку в сельские районы хлебобулочных изделий, а в городе на продажу хлеба были установлены лимиты, – продавать в одни руки не более 2 буханок черного хлеба и 1 батона белого.

Был и еще один важный аспект в обеспечении кормами личных подворий селян, – чаще всего ввиду дороговизны комбикормов и отсутствия возможности самим заготовить сено и фуражное зерно, сельские жители крали необходимое прямо с колхозных полей или из бункеров комбайнов. Но мало того, на проблему воровства накладывалась и другая, не менее острая проблема – теневая сельская экономика, которая порождала определенное имущественное неравенство среди колхозников. Официальная борьба с этим явлением велась с переменным успехом, однако существенных результатов все-таки не давала.

Большую помощь в поддержке сельского хозяйства оказало значительное повышение цен на нефть в начале 1970-х гг. Это обстоятельство дало советскому правительству существенную свободу маневра при закупках пшеницы в США и Канаде. Из закупленной по импорту пшеницы (при средних закупочных ценах в 120 долл. за тонну) изготавливались хлебобулочные изделия, которые реализовались населению по 12-16 коп. за буханку. Фактически Советское государство оплачивало труд зарубежных фермеров при убыточном собственном аграрном производстве.

В начале 1980-х гг. в продуктовых магазинах Воронежа и области было невозможно купить мясо, колбасы, мясо птицы, некоторые крупы (овсяную, гречневую). С перебоями поступало сгущенное молоко, мясные консервы, рыбопродукты.

Делегация завода СК им. Кирова на Первомайской демонстрации. Воронеж. 1965

Подводя итог обзору развития сельского хозяйства Воронежской области за период 1946-1985 гг., следует отметить, что его основная задача по обеспечению жителей региона достаточным количеством продовольствия выполнена не была; производительность труда в аграрном производстве оставалась на низком уровне. Более того, негативные процессы в сельском хозяйстве Воронежской области постепенно нарастали, со временем все большее количество колхозов попадало в разряд убыточных, росли долги сельскохозяйственных предприятий. Улучшить положение в отрасли могли меры амбивалентного свойства: либо введения в сельское хозяйство рыночных механизмов и свободного ценообразования, либо усиления мер административного и репрессивного характера. По второму пути пошел Ю.В. Андропов, который в 1982 году возглавил КПСС. Однако эти меры не дали ожидаемого результата; страна была уже другой. Люди с надеждой ждали позитивных перемен.

 См. Начало газификации Воронежа

В.В. Галкин, д.э.н., проф.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *