История воронежского предприятия «Стальмост» ведет свое начало с августа 1944 года, когда Государственным Комитетом Обороны было принято решение о создании профильного завода в столице Черноземья. Данное решение было обусловлено тем обстоятельством, что при отступлении фашистских войск с территории Воронежской области почти вся мостовая инфраструктура и промышленные металлоконструкции были повреждены или полностью уничтожены. Мосты бомбили немцы, уничтожали партизаны, взрывали отступавшие советские войска.

Когда же Воронеж и Воронежская область были освобождены от немецких войск, перед правительством встала задача активного восстановления транспортного сообщения, мостов всех типов и конструкций. Кроме того, у руководства страны имелись обширные планы по развитию Воронежского края, его железнодорожного и транспортного сообщения, производству строительных металлоконструкций. Помимо Воронежской области, завод должен был давать продукцию и другим регионам страны. Именно тогда и было принято решение о создании специализированного предприятия, работы для которого хватило бы на многие годы вперед.

Еще не были в городе полностью расчищены завалы, а на выделенной для нового завода производственной площадке начались работы по возведению цехов предприятия. В декабре 1948 года заводчанами была отгружена первая продукция. При этом строительство предприятия продолжалось и шло параллельно с выполнением текущих производственных заказов. К концу 1952 года завод вышел на проектную мощность в 40 тыс. металлоконструкций в год.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов предприятием были изготовлены пролетные строения для больших железнодорожных мостов через реки Днепр у Черкасс, Енисей у Абакана, Обь у Камня и крупнейшего для того времени моста через Северную Двину в Архангельске (для стационарных пролетов – 2х176 м, для разводного пролета – 88 м).

Принципы работы коллектива предприятия строились по двум направлениям – локализации бизнеса, когда на базе местной площадки «Воронежстальмоста» проектировались и изготавливались сложные металлоконструкции, и выездных мостоотрядов, в которых специалисты предприятия осуществляли авторский надзор и принимали участие в монтажных работах.

Первоначально мостовые конструкции, изготавливаемые на заводе, были сделаны по технологии клепки. Но время шло, развивались новые методы производства мостов, которые обеспечивали такую же прочность, как и клепаные конструкции, но были более экономичными. Так, в 1964 году на заводе началась серьезная реконструкция и модернизация производственных процессов для решения задач перехода от клепаных соединений к сварным и болтовым конструкциям.

В 1964-1965 годах завод изготовил железнодорожные и автодорожные пролетные строения самого северного в стране моста в городе Норильске, а в 1968 году – арочное пролетное строение моста через реку Катунь в Алтайском крае.

С 1968 года «Воронежстальмост» поставлял пролетные строения для мостов через реки Иртыш и Обь на железнодорожной линии Тюмень-Тобольск-Сургут. Важным этапом в освоении сварных конструкций из низколегированных сталей стали мосты через канал им. Москвы у города Химки Московской области и через реку Томь в Томске.

С 1972 года завод выполнял заказы для Байкало-Амурской магистрали, построив за 10 лет мосты через реки Амур, Аргунь, Кунемру, Селемджу, Зею, десятки малых рек и ущелья. За успехи в сооружении БАМа «Воронежстальмост» награжден в 1984 году Орденом Трудового Красного Знамени.

В 1970-е и 1980-е годы завод изготовил конструкции больших горных металлических мостов – вантового моста через реку Днепр в Киеве, городские мосты через реки Ангара в Иркутске, Даугава в Риге, Волга в Астрахани и Казани, Енисей в Красноярске, Ока в Н.Новгороде и др.

На возводимой в Армении железной дороге был построен мост через ущелье Раздан, сохранившийся невредимым во время сильнейшего землетрясения в Спитаке (1988 г.).

Помимо обслуживания внутренних потребностей страны, «Воронежстальмост» стал выходить и на внешние рынки. В 1962 году завод начал поставку мостовых конструкций для Афганистана, Асуанской плотины в Египте, в Сирию, Мали, Гвинею, Вьетнам, Мадагаскар, Непал, Сомали, Лаос, Израиль.

С распадом СССР и наступившим экономическим спадом заказы на новые мостовые конструкции со стороны внутренних потребителей сильно упали. Новой России стало не до строительства новых мостов и возведения инфраструктурных объектов. Руководству предприятия пришлось срочно менять маркетинговую стратегию, искать надежных и платежеспособных заказчиков за рубежом. И таковые были найдены.

В 1991-1992 годах были изготовлены элементы нескольких мостов в Финляндии, в 1993 году – конструкции большого моста через ущелье Чубук на окружной дороге вокруг Анкары в Турции.

В период приватизационной компании завод «Воронежстальмост» изменил свою организационно-правовую форму, став в 1992 году закрытым акционерным обществом. В середине 1990-х годов предприятие стало получать крупные заказы от московского правительства. При реконструкции МКАД завод изготовил  пролетные строения 5 больших путепроводов и транспортных развязок, пролетные строения нового моста через реку Москва у с.Беседа.

По заказу и проекту итальянской компании «Кодест Инжиниринг» завод поставил пролетное строение двухсотметрового торгово-пешеходного комплекса «Москва-Сити». В 1998 году – строения Бережковского моста через реку Москву. Предприятием также изготовлены пролетные строения для реконструкции моста в Лужниках и элементы мостов 3-го московского кольца, в том числе эстакады через проспект Мира у Рижского вокзала.

В 2005 г. «Воронежстальмост» получил международные сертификаты качества ISO-9000. Имеющиеся ныне в распоряжении завода производственные площади, технологическое, станочное и крановое оборудование позволяют изготавливать до 55 тыс. тонн металлоконструкций в год. В настоящее время на заводе трудится более 1800 высококвалифицированных рабочих и инженеров.

Руководителями предприятия в разные годы были Горбачев К.Н., Одноралов А.И., Троицкий Ю.Б., Татарников А.А., Боровиков В.Н., Боровиков А.В.

 

1.    Официальный сайт завода «Воронежстальмост» — www.stalmost.ru.

2.    Воронежская энциклопедия. В 2 т. /Под ред. М.Д. Карпачёва. – Т.1. – 2008. – 524 с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *