Выбранная тема: “Взгляды М. А. Бакунина на общественное устройство России” является весьма интересной и, как это не парадоксально, актуальной. Оптимальное общественное устройство страны, определяется, прежде всего, достойными условиями для жизни ее граждан. В России, к сожалению, по последним данным около 30 млн. человек живет ниже черты прожиточного минимума, государство не может обеспечить достойный заработок работникам социальной сферы, а также не может позаботиться должным образом о пенсионерах, ветеранах труда и ВОВ, инвалидах и т.д. Таким образом, удовлетворительные условия для жизни имеют далеко не все россияне. Именно поэтому вопрос общественного устройства является спорной и злободневной темой нашего времени. Обратим внимание на мнение одного из идеологов народничества, главного теоретика анархизма, выдающегося политика М.А. Бакунина по данному вопросу, так как и при его жизни, и в последующие годы его идеи остаются актуальными и дискуссионными среди самых различных слоев общества, а так же являются камнем преткновения для историков, философов и других ученых, которые и сейчас не могут прийти к единому мнению в оценке его научной деятельности.
Бакунин Михаил Александрович — русский революционер. Родился в помещичьей семье в Новоторжском уезде Тверской губернии. Во 2-й половине 1830-х гг. жил в Москве, играл видную роль в кружке И. В. Станкевича, был близок с В. Г. Белинским, потом также с А. И. Герценым и Н. П. Огарёвым. В эти годы Бакунин — последователь немецкой идеалистичной философии Фихте, позднее — Гегеля. В 1857 он был отправлен на поселение в Сибирь. В 1861 бежал через Японию и США в Лондон. В 1862 — 63 сотрудничал с Герценым и Огарёвым, был связан с первой “Землёй и волей”. В 1864 — 67 жил в Италии, затем в Швейцарии. Во время франко-прусской войны участвовал в Лионском восстании, в 1874 — в выступлении анархистов в Болонье (Италия).
К периоду жизни в Италии относится окончательное формирование, частью на основе учения Прудона, анархистских воззрений Михаил Александровича, получивших распространение в ряде стран Запада и в России. История, по Бакунину, — эволюционный процесс, шествие человечества из царства животности в царство свободы. Атрибутами низшей ступени являются религия и государство. Человек отличается от животного только мышлением, которое вызывает к жизни религию. Государство, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Бакунин высказывался против всякой государственности; он резко выступал и против использования государства рабочим классом. Он и его последователи выступали прямыми противниками марксистского учения о социалистической революции; они отвергали все формы борьбы (политические и экономические) рабочего класса, не ведущие прямо к ликвидации социальной несправедливости, отрицали необходимость создания самостоятельных рабочих партий, выдвигали волюнтаристскую концепцию стихийного бунта, движущими силами которого должны были стать наряду с рабочим классом крестьянство, люмпен-пролетариат, учащаяся молодёжь (последним отводилась решающая роль).
В 1873 появилась книга Михаила Александровича «Государственность и анархия», которая оказала значительное идейное влияние на революционное народническое движение. В этой книге он называл русского крестьянина прирождённым социалистом и доказывал существование русского народного идеала, главные черты которого он видел в общинном землевладении, в самой идее права на землю. Бакунин внушал молодёжи веру в глубокую и неистощимую революционность крестьянских масс. Уверяя, что «ничего не стоит поднять любую деревню»1, он подчёркивал недостаточность частных вспышек (хотя считал и их безусловно полезными) и указывал революционной интеллигенции задачу установления «всеми возможными средствами… живой бунтовской связи между разъединёнными общинами»2. Под прямым его воздействием сложилось бунтарское бакунистское направление в народническом движении 70-х годов и преобладало в нём в течение ряда лет. По существу, в условиях России того времени бакунизм был одним из проявлений революционного демократизма, выражавшего желания и мечты угнетённых крестьянских масс. Бакунин и его последователи отвергали участие в политической борьбе в рамках существующих государств, использование избирательной агитации, парламентов.
Его идеи получил широкое распространение в конце 60 — 70-х годах 19 века (особенно после Парижской Коммуны) среди мелкой буржуазии, а также части рабочего класса в экономически отсталых тогда странах (в Испании и Италии, на юге Франции и в романской Швейцарии) приобретая при этом различные оттенки, претерпевая заметную эволюцию. Стремясь осуществить свои идеи, бакунисты создавали тайные, оторванные от масс организации, абсолютно централизованные и слепо повинующиеся указаниям центра, эти организации были призваны установить свою гегемонию в рабочем движении и возглавить стихийный бунт масс.
Умер Бакунин М.А. в Берне (Швейцария), там и похоронен в 1876. Против его анархистских взглядов и дезорганизаторской деятельности в европейском рабочем движении настойчиво боролись К. Маркс и Ф. Энгельс. Г. В. Плеханов подверг критике главные основы общественного мировоззрения Михаила Александровича и показал утопический характер его взглядов на социально-экономический уклад России. Против анархизма, во всех его формах, боролся В. И. Ленин, научная оценка роли Бакунина в России, с позиции коммунистов содержится в его трудах. Бакунизм Владимир Ильич считал миросозерцанием «…отчаявшегося в своем спасении мелкого буржуа»3. В центре литературы о Михаиле Александровиче Бакунине находится работа Ю. М. Стеклова. Вокруг этой работы развернулась дискуссия, вскрывшая серьезные принципиальные ошибки в трактовке некоторых проблем. Стеклов, давший убедительные выводы по ряду вопросов его деятельности, допустил одновременно грубую модернизацию, видя в Бакунине «первого основоположника идеи Советской власти»4.
Таким образом, по мнению М. А. Бакунина, будущее общество — строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного и всестороннего развития всех его способностей. Но при такой социальной модели полное и всестороннее развитие всех способностей личности невозможно без взаимодействия его с другими субъектами. В то же время для исключения конфликтных ситуаций в данном обществе необходимо соблюдение определенных правил, норм и законов.
Авторы: Сафронов О.С., Пометов А.А.
Примечания:
1 Бакунин М.А. Государственность и анархия. — М.,1873. — С. 42 — 43.
2 Там же. — С. 64 — 65.
3Ленин В.И. Социализм и анархизм. Т.18. — М., 1951. — С. 11.
4Стеклов Ю.М. Михаил Александрович Бакунин. Его жизнь и деятельность. Т.3. — М., 1926. — С. 27.
Список литературы:
1.Бакунин М.А. Государственность и анархия. — М., 1873.
3.Ленин В.И. Социализм и анархизм. Т.18. — М., 1951.
3.Стеклов Ю.М. Михаил Александрович Бакунин. Его жизнь и деятельность. Т.3. — М., 1926.