В настоящее время все чаще звучит тревога по поводу заселения России мигрантами. Средства массовой информации и исследователи, говоря об опасности нерегулируемой миграции из стран ближнего и дальнего зарубежья в Россию, как правило, фокусируют внимание только на криминальной деятельности мигрантов. Между тем, опасность эта значительно шире. Для того чтобы понять опасность внешней миграции для нашей страны, необходимо, рассмотреть какие последствия – положительные либо негативные она несет для принимающего государства. Весь поток мигрантов можно разделить на несколько самостоятельных групп: а) русскоязычное население из бывших республик Советского Союза; б) русскоязычное население, проживавшее на территории  субъектов федерации России, где активизировались националистические процессы; в) не титульное население из бывших республик Советского Союза, которое не выехало на территорию своей «исторической родины», а выехало в Россию; г) титульное население бывших советских республик, выезжающих из республик своего постоянного проживания в Россию; д) иностранные граждане из стран дальнего зарубежья.

В начале 90-х годов ХХ века основной поток мигрантов и беженцев на территорию России был связан с поиском спасения. Как правило, эти потоки были неурегулированными; граждане приезжали инициативно; преимущественно сами искали жилье и источники доходов при определенной поддержке государственных структур. Благодаря мощным миграционным потокам преимущественно русскоязычного населения из республик бывшего СССР, демографический потенциал России несколько укрепился. В конце 90-х годов прошлого столетия и начале нового тысячелетия, поток русскоязычного населения резко уменьшился. На смену пришли потоки «титульного» населения из бывших советских республик,  мигрантов из дальнего зарубежья. В условиях начала нового тысячелетия значительные массы населения из государств бывшего «третьего мира» находятся «на старте» массовой миграции. Оторвавшись от своей страны, от своих правительств, от семей, сотни тысяч граждан различных государств устремляются (как правило, незаконно) через чужие государственные границы. Их последующее поведение во многом зависит от того, кто возглавит миграционные потоки.

В чем заключается опасность миграционных потоков? На наш взгляд, опасность внешней миграции в плане совершения преступлений и формирования оперативной обстановки слишком однобока. Для того чтобы понять причины и условия влияния миграции на формирование преступности, надо вначале посмотреть на факторы, формируемые внешней миграцией и оказывающие влияние на развитие преступности мигрантов. Говоря о преступности мигрантов, на наш взгляд, нельзя исходить только из динамики и структуры преступности мигрантов, где сами мигранты становятся объектами либо субъектами совершения преступлений. Основная опасность внешней миграции как нерегулируемого передвижения миллионных масс населения заключается именно в самих миграционных потоках, оказывающих негативное комплексное воздействие на многие стороны жизни России.

Внешняя миграция оказывает влияние на изменение социальных характеристик регионов. Каждый регион России характеризуется определенными социальными характеристиками. В первую очередь – это состав населения, его половозрастные, вероисповедальные, образовательные, профессиональные и иные качества. Как правило, в ходе естественных процессов жизнедеятельности в регионах формируются определенные стабильные социальные характеристики. Миграционные потоки состоят из множества лиц, обладающих полом, возрастом, образованием, национальностью, профессиональными и криминальными навыками. «Вливаясь» в регионы, обладающие устоявшимися социальными характеристиками, миграционные потоки взламывают национальную однородность; разрушают половозрастной состав; захватывают наиболее прибыльные рабочие места и, в конечном счете – разрушают социальную стабильность. А это порождает межнациональную напряженность; неприязнь постоянного населения к мигрантам; способствует росту преступности в отношении  мигрантов и преступности самих мигрантов. Нерегулируемые потоки миграции оказывают влияние на изменение национально-этнических характеристик регионов.

В целом в масштабе России нет полных учетов мигрантов, потому как значительная часть их прибывает неофициальным путем. В национальных потоках мигрантов на территорию России с каждым годом все сильнее проявляется одна особенность: увеличение количества жителей стран дальнего зарубежья. Например, по данным с 1993 по 2002 гг. на территории только Центрального федерального округа Российской Федерации были зарегистрированы беженцы из стран дальнего зарубежья, жители Алжира (арабы), Афганистана (арабы, нуристанцы, пуштуны, сейиды, садаты и др.), Ирака (арабы), Вьетнама (вьеты), Эфиопии (оромы), Руанды (хуту) и др. Но наибольшую обеспокоенность вызывает массовое проникновение на территорию России жителей Китая.  А это оказывает еще более негативное влияние на  социально–национальные характеристики регионов. Дело в том, что представители дальнего зарубежья, как правило, не знают русского языка; являются носителями совершенно иной культуры; исторически не были связаны с коренным населением Российской Федерации.

В местах концентрации этнических мигрантов происходит формирование замкнутых этнических диаспор. А это несет в себе значительную опасность, как для окружающего населения, так и для России в целом. Как правило, диаспоры имеют замкнутый характер. Руководство ими строится на принципах централизации управления, землячества, ответственности членов перед руководством диаспоры. Диаспоры оказывают помощь незаконным мигрантам в трудоустройстве, нередко втягивая их в криминальную деятельность. Этнические диаспоры проводят очень жесткую наступательную политику в местах своего нового проживания. Нередко  несколько различных национальных диаспор создают ассоциации малых народов. Наличие такого юридического лица в регионе позволяет «малым» оказывать организа-ционное влияние на принятие органами власти регионов решений в свою пользу.

На территории субъектов федерации внешние мигранты из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, часто объединяются по национальному принципу. Происходит формирование моноэтнических автономных иностранных диаспор и землячеств. Так, только в столичном регионе России (г. Москва и Московская область), проживают представители около 100 национальностей, и действует более 50 замкнутых национальных землячеств. Как правильно высказывают опасение отечественные ученые (В.И. Гладких, П.Н. Кобец Н.Д. Литвинов и др.): неконтролируемые процессы формирования малых этносов могут привести к образованию в столице Российской Федерации отдельных территорий по сугубо национальному признаку, по аналогии с азиатскими и африканскими кварталами крупных западных мегаполисов. Опыт полиции иностранных государств показывает, что эти территории являются наиболее сложными в криминогенном отношении.

В целом же на территории Российской Федерации действуют различного рода землячества. Диаспоры-землячества формируют свою систему управления; закрепляют за собой нередко с применением криминальных форм и методов, какие то направления деятельности, связанные с получением доходов; устанавливают контроль за своими членами и др. Часто такие диаспоры-землячества начинают функционировать в самосто-ятельном режиме, оказывая помощь прибывающим землякам. Вынужденная и добровольная миграция оказывает влияние на изменение половозрастных характеристик регионов.

Миграционные проблемы не всегда эффективно регулируются действующим законодательством. Законодательство РФ по вопросам миграции  недостаточно согласовано с аналогичным законодательством СНГ, международной нормативно-правовой базой. Тем самым создаются правовые предпосылки для незаконной миграции и для вовлечения мигрантов в преступную деятельность. Органы внутренних дел Российской Федерации, в силу объективных причин не имеют возможности в полном объеме заниматься деятельностью по пресечению незаконной миграции. Как правило, организаторы незаконных миграционных потоков находятся далеко от приграничных районов, где задерживают незаконных мигрантов. В результате в лучшем случае ведется выявление только пособнической базы, что не дает возможности эффективно бороться с незаконной переправкой населения через границу.

Автор: Агейкин А.А. (ФМС России)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *