Приступая к исследованию данной проблемы, в первую очередь надо дать определение языковой системе. И только тогда мы можем определить, в каком случае следует употреблять такие понятия в языке как материальные и идеальные системы. «Языковая система — множество языковых элементов любого естественного языка, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство и целостность»[1]. Данная система в своей составляющей имеет уровни и единицы языка, парадигматику и синтагматику, языковые знаки, синхронию и диахронию. Каждый ярус языковой структуры (морфологический, синтаксический, фонетический, лексический) имеет свою систему, так как все элементы данного яруса являются членами системы. Языковая система имеет иерархическую структуру, где единицы высших уровней представляют единиц низших уровней, а на разных участках степень системности неодинакова.

Языковая система представляет собой разновидную классификацию, к которой можно отнести такой порядок, разделяющийся на естественные, искусственные и смешанные системы языка.  Но для нашего рассмотрения возьмем классификацию искусственных систем. Чем же они различаются друг от друга? Изначально давая определение материальной системе, мы сразу обнаружим, что данная система состоит из материальных элементов, которые находятся в определенных взаимоотношениях. Таким образом, материальной системой можно считать связь объединенных частей в единое целое. Материальные системы в свою очередь могут быть, как простыми, так и сложными.

Простые системы состоят из однородных элементов. Более сложные системы состоят из элементов, которые группируются в подсистемы. Вступая во взаимоотношения, как единая система, они образуют еще более сложное целое. Элементы материальной системы, которые в системе представляют самих себя, а, следовательно, и значимы сами по себе, называют первичными материальными системами. Такие системы возникают либо благодаря воздействию человека, либо сами по себе и существуют независимо от индивидуального или общественного сознания людей.

Идеальные системы кардинально отличаются от материальных систем тем, что их суть – идеальные объекты, куда входят понятия и идеи, которые также связаны определенными взаимоотношениями. Идеальная система – это система идей разного рода произведений, система понятий определенной науки и пр. Идеальное по своей сути, в отличие от материального, является формой отражения внешнего мира, где оно является благодаря деятельности людей, а точнее их мыслительной деятельности. Следовательно, идеальные системы не могут существовать вне материальной субстанции. Таким образом, одна система порождается другой – «мыслящим мозгом и «закрепляется» в материальной субстанции (в любой материи)»[2]. Исходя из этого, можно сделать вывод: мозг человека — это первичная материальная система.

Так же существуют вторичные материальные системы, где сами элементы являются значимыми в силу приписанных им свойств. Они возникают только благодаря коммуникативной деятельности людей, как средство выражения понятий. Эти системы являются знаковыми. К таким системам относится язык. Также их называют семиотическими. Вторичные материальные системы, точнее их элементы, выступают как знаки, означающие что–либо. Но эти элементы сами по себе не будут ничего значить. И это является общей чертой всех вторичных материальных систем. Во вторичных материальных системах элементы используются в качестве закрепления понятий.

Как говорилось выше, материальные и идеальные системы взаимосвязаны друг с другом. Идеальные системы являются отражением материальных систем, но в тоже время идеальные системы не могут существовать вне материальных систем. К примеру, словом кафедра мы называем возвышение для лектора, также объединение преподавательского состава вуза по родственным дисциплинам, но кафедра это еще в христианстве почетное место епископа, символ его власти. На этом примере продемонстрирована функция закрепления элементов вторичных материальных систем в виде идей. Различие идей вторичной материальной системы, возможно только исключительно путем восприятия материального элемента, за которым закреплена данная идея. Выражение идеи — это одна из функций вторичных материальных систем.

Возвращаясь к языку и речи, по этому поводу можно сказать:  «… различие же понятий в субстанциональном отношении представлено разными звуками» [3]. Звуки — это материальная субстанция языка, используемая для разделения элементов языка. И в то же время данные звуки взаимосвязаны систематически в рамках языка. Идеальным в данном случае является организующий момент семиотической системы. Семиотические системы возникают благодаря результату деятельности человека. Но это возникновение приобретает свое значение и смысл, только в том случае, если оно будет воспринимаемо кем-либо. Семиотические элементы несут информацию не зависимо от того, воспринимают ее в данный момент или нет. «Семиотическая система в своем существовании зависит от человеческого коллектива (общества) и не зависит от отдельного человека»[4].

Семиотические системы устанавливают связь между человеком и материальным предметом посредством идей, своеобразной системой кодов, несущих определенные значения и идеи. В этом случае мы возвращаемся к исходному пункту, где существует утверждение, что семиотические системы возникают только благодаря деятельности людей и функционируют также благодаря ей. Автор для того, что бы передать свои идеи пишет книгу. Зашифровывая знаки, он использует материальные элементы, которые так же будут доступны человеку несущему данную идею знаков. Кодируя информацию в виде знаков, семиотическая система является хранителем информации. Книга, таким образом, является материальным носителем информации, своеобразной субстанцией для передачи идей.

В семиотической системе отношения между идеальными элементами всегда обусловлены материальной субстанцией. Проще говоря, язык, который является семиотической системой, есть отношение материальных элементов. Но данное отношение, есть свойство вторичной материальной системы. По той простой причине, что семиотические системы представлены в виде знаков и данные отношения не могут быть представлены вне материальной субстанции.

Подводя итог, мы приходим к выводу, что изучение семиотической системы как единого целого возможно только при изучении материального и идеального аспекта вместе взятого.

Автор: Дорохина Р.В. 

Литература:

1.Лингвистический энциклопедический словарь/под ред. В.Н. Ярцевой. – URL: http: // tapemark.narod.ru/ les/ index. html. Дата обращения 24.09.2010.

2. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. Изд. 2-е, доп. — М.: Наука, 1977. — 341с.

Примечания:

[1] Лингвистический энциклопедический словарь/под ред. В.Н. Ярцевой. – URL: http: // tapemark. narod. ru/ les/ index. html. Дата обращения 24.09.2010

[2] Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. Изд.2-е, доп. / В.М. Солнцев. – М.: Наука, 1977. – С. 18.

[3] Там же, С. 23.

[4] Там же, С. 26.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *