Датой возникновения Воронежа считается 1586 год. В этом году Воронеж впервые упоминается в официальных документах. Почему город получил такое название — доподлинно неизвестно: одни учёные полагают, что имя городу дала река Воронеж, другие придерживаются мнения, указывая на слово «ворона» (эту идею развивал известный воронежский историк В.П. Загоровский в книге  «Как произошли названия городов и сёл Воронежской области»), третьи показывают старинную карту города от 1694 года, где река Воронеж соседствует с крепостью «город хоронеж», в которой «хоронился», т.е. прятался гарнизон при атаках внешнего врага.

Старая карта Воронежа с Адмиралтейским храмом

Для современных воронежцев поясним, что храм Успения, показанный на старой карте, теперь принято называть Адмиралтейской церковью, которая существовала на берегу реки ещё в допетровские времена (см. на фото ниже).  В верхней части показан острог (деревянная крепость), которая и помечена на карте как город хоронеж.

Адмиралтейская церковь в современном состоянии.

Адмиралтейская церковь в современном состоянии.

Своё существование Воронеж начинал как деревянная крепость, обнесённая стенами из заострённых брёвен (отсюда и название — острог). Устраивать поселение без укреплений здесь в 1580-х годах было безрассудством, поскольку вся окраина Русского государства на южных рубежах была ничейной территорией, на которой процветал разбойничий бизнес — по лесам и равнинам передвигались большие и малые отряды кочевников, беглых людей и «воровских черкас», которые промышляли грабежами, захватом пленников и работорговлей.  Называли эту территорию, на которой действовало лишь право сильного, Диким полем. Противостоять налётчикам всех мастей должен был гарнизон Воронежа.

Так выглядел Воронеж в первые десятилетия своего существования

Воронежский край в течение XVI и XVII в. многократно подвергался грабительским набегам татарских орд, о чём свидетельствуют исторические документы. Неожиданно нападая на русские города, татары грабили их, уводили женщин в свои гаремы, а мужчин и детей продавали на невольничьих рынках. Довольно часто татары облагали покорённые города данью. Однако и исправный платёж дани не спасал от набегов других орд (татар Ногайских, Крымских, Белгородских).

Первые жители Воронежа — служилые люди.

Не прекращались татарские нападения на воронежские земли вплоть до конца XVII в. Так, в августе 1659 г., обойдя с запада русскую укрепленную линию – «Белгородскую черту», в район севернее Воронежа прорвался крымский хан Мухаммед-Гирей с многотысячной ордой. Воронеж в августовские дни 1659 г. готовился к отражению вражеской осады и возможного штурма города татарами. Воронежцы вырыли под городской стеной 4 «подлаза», чтобы совершать боевые вылазки из осажденного города. Но крымский хан не стал осаждать Воронеж. Захватив пленных в Воронежском уезде, отогнав стада скота, татары поспешили уйти в Крым.

Воронеж к концу XVII в. Художественная реконструкция

Гарнизон города Воронежа в 1615 году насчитывал 1300-1400 человек. Основную массу населения составляли ратные люди, по большей части так называемые городовые и сторожевые казаки (78%), торговцев и ремесленников было 19%, ещё 3% составляло духовенство.

С исчезновением опасности набегов орд кочевников и больших отрядов разбойного люда (это произошло приблизительно к 1670-м годам) в Воронеже стало ускоренным темпом расти население, поскольку климат и плодородные почвы была благоприятны для жизни.

Спокойное течение будней провинции нарушил Пётр I, решивший строить первый военный флот России на Воронежской земле. Роль Петра I для Воронежской экономики необычайно велика и многообразна; именно благодаря Петру хозяйственная жизнь Воронежского края получила сильный импульс к развитию. Как известно, в планы Петра входило завоевание Азова и освоение южного торгового пути. Реализация этих планов была невозможна без создания российского торгового и военного флота, которыми в тот период Россия не располагала. Начать постройку флота Петр решил в Воронеже, который был наиболее удобным для этой цели пунктом: здесь находились значительные лесные массивы, откуда можно было брать строительный лес; река Дон выводила суда прямо на Азов; в Воронеже и его окрестностях к концу XVII в. уже проживало несколько тысяч человек, то есть имелись определенные трудовые ресурсы и места для обустройства новых работников.

Впервые Пётр посетил Воронеж в конце 1694 г. Его первый визит на воронежскую землю продлился недолго. «Осмотрев город и течение реки Воронеж и найдя местность удобной для кораблестроения, он немедленно сделал необходимые распоряжения. Заметив в городе много незастроенных мест близ церкви Иоанна Богослова, Пётр I распорядился выстроить на этих местах мастерские и помещения для мастеровых. Вскоре в Воронеже появились иностранцы, на первый раз преимущественно голландцы и датчане, коим поручено было строить в Воронеже корабельную верфь».

Пётр I в Воронеже

Для строительства флота Пётр прибыл в Воронеж в феврале 1696 г. Под его непосредственным руководством производились все работы и осуществлялось их государственное финансирование; за несколько месяцев напряженного труда русскими и иностранными мастерами были изготовлены и спущены на воду первые российские суда.

Воронеж в петровский период

Начинания Петра в значительной мере преобразили Воронеж и его экономическую жизнь. В город прибыло много иностранных мастеров из Англии, Голландии и Швейцарии, которыми были заселены целые кварталы (слободы) и улицы. Л. Вейнберг указывал,  что «с появлением Петра Великого Воронеж преобразился и вместо прежней монотонной жизни захолустья наступила шумная действительность… Появились живописные постройки иноземцев, и из этих построек образовалась немецкая слобода» В Воронеже появился канатный завод, несколько суконных и кожевенных заводов, были построены здания адмиралтейства и арсенала. Однако корабельная индустрия просуществовала в Воронеже недолго. Постепенно река Воронеж из-за интенсивной вырубки леса мелела и несмотря на попытки углубить фарватер за счет чистки и установки шлюзов, работы по строительству флота в конце концов были свёрнуты.

Адмиралтейство в Воронеже петровского периода. Реконструкция

Тем не менее, позитивные перемены, привнесённые в экономику Воронежского края Петром и иностранными специалистами, оказали в последующем огромное влияние на всю хозяйственную жизнь региона. Так, Пётр учредил в сёлах, расположенных по реке Битюг конезаводы, на которых стали разводить тяжеловозную породу лошадей – знаменитых воронежских битюгов. По указанию Петра граф Апраксин раздавал крестьянам семена осенних сортов яблони – аниса; позднее Воронежская губерния стала активно торговать анисом с другими областями, а также поставлять его на внешние рынки.

Линкор "Гото Предестинация", построенный Петром. Современная реконструкция. Воронеж.

Линкор «Гото Предестинация», построенный Петром. Современная реконструкция. Воронеж.

Следуя европейской моде, Пётр организовал в Воронеже швейное производство, которое должно было удовлетворять спрос потребителей на новые фасоны одежды, сшитые более качественно и умело. Следует подчеркнуть, что Пётр вообще придавал огромное значение одежде, внешнему виду россиян, формированию у них новых привычек и традиций. В этих целях Пётр стал вводить (а где-то и насаждать) в повседневную практику европейский костюм, парики, приказал брить бороды и пить по утрам кофе.

Одновременно Пётр I стремился изменить отношение русских к иностранцам, которое на Руси было неблагожелательным. Любых иностранцев, независимо от национальности, называли немцами (то есть немыми, т. к. общение с ними было затруднено). Все они, по мнению русских, были одеты в странные и непривычные костюмы. В иностранцах, как считалось тогда, было что-то бесовское, противное самой природе и культуре русского человека. Изменить это укоренившееся представление также входило в задачи царя-реформатора.

Пётр всё хотел начать «с чистого листа». Обновлённые фасоны одежды формировали у царя и его подданных новое мироощущение; напоминала всем, что начата новая жизнь, – жизнь активная и созидательная. Старые привычки (такие, как ношение бороды) должны быть отринуты, начиналось строительство новой жизни. Возведение новых заводов, школ, зданий европейского типа – все эти меры лежали в русле переустройства всех социальных и экономических отношений в стране.

Тогда же, в период интенсивной реформаторской деятельности (в 1703 г.), по указанию Петра в Воронеже была открыта первая образовательная школа, которая называлась «цифирной» или «арифметической». Первоначально в ней учились взрослые люди (набранные по большей части из драгун) по учебникам, присланным из Москвы.

Первый памятник Воронежа — императору Петру Великому, установленный в 1860 г.

С окончанием петровского периода Воронеж вновь стал обычным городом из российской глубинки. В Воронежском крае преобладало сельскохозяйственное производство и торговля. Крупных промышленных предприятий в городе не было, поскольку в них не было особой необходимости. В постпетровский период были неплохо развиты суконные мануфактуры, но и они со временем ушли в прошлое.

К концу XVIII в. Центрально-Черноземный край становится основным поставщиком зерновых культур на рынки России. В период царствования Екатерины II (1762-1796 гг.) с воронежских пристаней ежегодно отправляли по 150 тыс. четвертей хлеба. Вывоз сала достиг 250 тыс. пудов в год, а шерсти – 100 тыс. пудов.

Воронеж. Ул. Новомосковская (современная Плехановская и северная часть площади Ленина.

Воронеж. Ул. Новомосковская (современная Плехановская) и северная часть Староконной площади (нынешней площади Ленина).

Достаточно высокими темпами развивался в этот период и Воронеж. Строительство города велось весьма хаотично, без общего плана застройки. И так как дома и постройки возводились в основном деревянные, в Воронеже часто случались пожары. В описании Воронежского наместничества 1785 г. отмечается, что «в 1748-м и 1773-м годах великия в нём были пожары, после которых, особливо последняго, начал распространяться, и по конфирмованному [одобренному] ея императорским величеством в 1774 г. плану выстраиваться и теперь почти половина города состоит в порядочном устроении». По новому проекту на центральных воронежских улицах было установлено освещение (которое производилось посредством сжигания конопляного масла), расширялись дороги и тротуары (в основном деревянные), а в 1786 г. через реку Воронеж был сооружен новый мост.

Вид на Чернавский мост и левый берег Воронеж. Начало ХХ в.

К этому времени Воронеж занимал площадь в 80 кв. км. Согласно описи города, сделанной в 1777 г., в нем было 76 обывательских каменных домов, 2050 деревянных, фабрик суконных – 10, ситцевая – 1, церквей каменных – 17, купечества было тогда 603 человека, а мещан 1074 души. Как видно из социальной структуры населения, купечество составляло весьма существенную долю горожан. Этот факт свидетельствует о широком распространении предпринимательства среди воронежцев, об их глубокой вовлеченности в торгово-промышленные отношения.

Торговля на Староконной площади Воронежа (ныне площадь им. Ленина).

Торговля на Староконной площади Воронежа (ныне площадь им. Ленина).

Торговая жизнь города концентрировалась в его центральной части – на Сенной площади, где велась торговля сеном; на базарной площади (где ныне расположен Центральный рынок), а также на Круглых рядах (Гостином дворе), построенных в 1786 г. Торговля сеном в тот период составляла важный элемент хозяйственной жизни города, так как по существу, весь транспорт в XVIII и XIX вв. базировался на лошадиной тяге. Кроме того, многие жители Воронежа и его пригородов имели приусадебные хозяйства и содержали коров и лошадей, которым было необходимо сено.

Водовозы, доставлявшие воду горожанам в отсутствие водопровода.

Водовозы, доставлявшие воду горожанам в отсутствие водопровода.

Главным местом торговли в городе была базарная площадь: здесь происходила оживлённая торговля всевозможными изделиями и продуктами питания, здесь люди общались, обменивались коммерческими и политическими новостями. Рынок в тот период служил для людей всех сословий средством общения и основным источником информации (газет в XVIII в. практически не было, да и к тому же подавляющая часть населения была неграмотна). Купцы, побывавшие в дальних странах и регионах, делились своими впечатлениями с коллегами и покупателями. Здесь же, в период проведения ярмарок (которые проводились три раза в год), воронежцы отдыхали и развлекались.

Рыночная Староконная площадь Воронежа.

Рыночная Староконная площадь Воронежа.

На рыночной площади к концу XVIII в. располагалось до 300 каменных товарных лавок и магазинчиков. Помимо этого, мелкие торговцы вели торговлю в рядах, т.е. длинных прилавках под навесом или без такового. На рынке были выделены специализированные ряды, где торговали однотипными товарами; здесь были мучные, галантерейные, кожевенные, железные и другие ряды.

В XIX веке в Воронеже стали появляться мужские и женские учебные заведения разного уровня, которые назывались гимназиями. Некоторые из них имели собственные помещения, другие же арендовали учебные площади у домовладельцев. На фото внизу изображена Губернская мужская гимназия Воронежа, открытая в 1859 году.

Воронежская губернская гимназия. Открытка начала ХХ в.

Отдыхали воронежцы в Городском саду (ныне Первомайский сад). Зимой там заливали каток (см. фото ниже).

Воронежский городской сад в зимнее время.

Летом в  Городском саду работали различные торговые точки, кафе, аттракционы.

Городской парк Воронежа. Раскрашенная открытка начала ХХ в.

Воронежцы всегда любили театр, с удовольствием ходили на спектакли и даже называли именами известных актёров улицы города (например, ул. Комиссаржевской или ул. Остужева).

Воронежский драматический театр. Начало ХХ в.

Воронежский драматический театр. Начало ХХ в.

В центре города, на Большой Дворянской улице, работали магазины, гостиницы, рестораны. На фото ниже мы видим ювелирный магазин купца Михайлова с выносными башенными часами, где часто назначались свидания.

Дом купца Михайлова на Большой Дворянской улице.

Дом купца Михайлова на Большой Дворянской улице.

С появлением в Воронеже первой электростанции, в городе стали появляться первые кинотеатры (или, как их тогда называли, электротеатры). Купцы открывали их прямо на территории своих усадеб в центре Воронежа — так появились «Тауматограф», «Ампир», «Увечный воин».

Кинотеатр "Ампир" ("Империя"), позже переименованный в "Спартак".

Кинотеатр «Ампир» («Империя»), позже переименованный в «Спартак».

События 1917 года завершились для Воронежа без больших потрясений и катастроф. Власть довольно быстро перешла в руки рабочих и крестьян. Сразу после Октябрьской революции Советское правительство приступило к радикальному реформированию социальной, экономической и политической систем в стране. Главной задачей на начальном этапе реформирования для коммунистического руководства было привлечение на свою сторону крестьянства, рабочих и солдат. На фото внизу мы видим массовый митинг воронежцев в 1917 году.

Митинг воронежцев у кинотеатра "Тауматограф" (ныне здание филармонии). Воронеж. 1917

Митинг воронежцев у кинотеатра «Тауматограф» (ныне здание филармонии). Воронеж. 1917

Военные и политические события 1917-1921 гг. прямым и непосредственным образом отразились на воронежской экономике: в результате гражданской войны, разгула бандитизма, развала денежного обращения, всеобщей нестабильности и анархии, хозяйство области было в значительной степени разрушено. По данным статистики, в ходе военных действий на территории Воронежской губернии были разрушены все сахарные, спиртоводочные, маслодельные и другие предприятия пищевой промышленности. В самом Воронеже были повреждены и полностью уничтожены производственные помещения и оборудование заводов Столля«Рихард-Поле», трубочного и других заводов, были сожжены все мельницы и крупорушки, сгорела городская электростанция.

Девицкий рынок (Девичок) в 1920-е годы.

Бороться с безработицей Советская власть начала самым решительным и радикальным образом. Уже 12 августа 1918 года горисполком предложил правлению Духовной семинарии в течение недели освободить здание на Большой Дворянской улице (впоследствии это здание на проспекте Революции занял монтажный техникум). Постановление было исполнено, а Духовная семинария в Воронеже прекратила своё существование. После оперативной переделки отремонтированное помещение занял Дворец Труда — то есть, говоря современным языком, служба занятости трудящихся.

Воронежская духовная семинария, превращённая революционными властями в 1918 г. в Дворец Труда.

Воронежская духовная семинария, превращённая революционными властями в 1918 г. в Дворец Труда.

В 1921 году в Воронеже и области стала реализовываться новая экономическая политика (НЭП). Для поднятия экономики Воронежской губернии были необходимы крупные инвестиции, которые смогли бы сформировать новые отрасли промышленности, создать рабочие места, качественно улучшить жизнь воронежцев. В свою очередь, для становления современной экономики требовалась соответствующая инфраструктура, – необходимо было строительство новых школ, техникумов, вузов, объектов здравоохранения, культуры и досуга трудящихся. Иными словами, перед Воронежской губернией стояла колоссальная по объёмам задача вывода экономики и культуры края в число передовых. При этом осуществить культурный и хозяйственный скачок нужно было в самые сжатые сроки.

В 1920-е годы были заложены такие важнейшие для Воронежа предприятия, как СК им. Кирова, авиазавод, дизельный завод им. Сталина, Электросигнал и другие предприятия.

Общий вид строительства завода. 1931 г.

Общий вид строительства завода. 1931 г.

 

Пуск воронежского трамвая. 16 мая 1926 г.

Пуск воронежского трамвая. 16 мая 1926 г.

Поскольку пролетарская революция должна была победить не только в СССР, но и в мировом масштабе, демонстрация экономических и социальных достижений была одной из главнейших внешнеполитических задач Советского государства. Воронежские молодёжные, профсоюзные, партийные и общественные организации активно включились в этот процесс. Рабочие и крестьянские объединения приглашали к себе представителей трудящихся из разных стран мира, рассказывали о своих планах, успехах и проблемах, делились опытом, завязывали личные знакомства. Так, например, комсомольцы Центрально-Черноземной области оказывали шефскую помощь комсомолу Голландии: принимали посланцев голландского комсомола — голландские комсомольцы-участники 5-го конгресса КИМ (Коммунистический интернационал молодежи), приезжали в Воронеж на 1 комсомольскую конференцию Центрально-Черноземной области 27 августа 1928 г., оказывали материальную поддержку комсомолу и пионерам Голландии, посылали подарки (см. фото ниже).

Представители Голландской делегации рабочей молодежи в Воронеже. (06.09.1926). Фото Архивной службы Воронежской области.

Представители Голландской делегации рабочей молодежи в Воронеже. (06.09.1926). Фото Архивной службы Воронежской области.

В годы первой пятилетки на территории Воронежской области было начато строительство ещё ряда крупных предприятий. В Воронеже помимо завода СК им. Кирова в 1932 г. был пущен Авиазавод (который начал выпуск военных самолетов типа АНТ) и сдан в эксплуатацию Воронежский механический завод; строились заводы «Автотрактордеталь», мощная тепловая электростанция; в Подгорном – цементный завод, в Семилуках – завод огнеупорного кирпича, в Копанище – мелоизвестковый завод, в Евдаково – маргариновый комбинат (фото первостроителей этого предприятия см. ниже). В 1934 г. была пущена Воронежская кондитерская фабрика.

Рабочие Семилукского огнеупорного завода прослушивают радиопередачу. Воронеж.1931.

Рабочие Семилукского огнеупорного завода прослушивают радиопередачу. Воронеж.1931.

Модернизация промышленного производства Воронежской области в годы первой пятилетки проводилась не только по линии строительства новых предприятий, но и путём реконструкции и расширения уже существующих производственных мощностей. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. были существенно обновлены и реконструированы такие предприятия, как завод сельскохозяйственных машин «Триер»завод им. Тельманазавод им. Ленина, завод им. Коминтерназавод им. Дзержинского и ряд других более мелких производств.

Первый экземпляр самолёта САМ-5. Построен на Воронежском авиазаводе в 1933 г.

Первый экземпляр самолёта САМ-5. Построен на Воронежском авиазаводе в 1933 г.

 

Первостроители Евдаковского масложирового комбината. 1932 г.

Первостроители Евдаковского масложирового комбината. 1932 г.

Характерной чертой периода первой и последующих пятилеток стал трудовой энтузиазм рабочих и колхозников. Мощный экономический подъем, оформившийся к 1926-1927 гг., способствовал созданию атмосферы созидательного строительства нового государства трудящихся, в котором цели повышения благосостояния народа, его культурного и образовательного уровня имели высший приоритет. И это были не просто пустые лозунги и идеологическая трескотня. В 1920-1930-е гг. коммунистической партией и советским правительством были в основном решены важнейшие задачи по всеобщему начальному обучению населения и ликвидации безграмотности, построены новые жилые дома, школы, больницы, библиотеки, избы-читальни (укомплектованные соответствующим книжным фондом), возведены новые и модернизированы существующие предприятия, созданы новые рабочие места, заложены основы для развития науки, техники, физической культуры и спорта.

Занятия по ликвидации безграмотности. Россошь. 1927. Фото из Госархива Воронежской области

Занятия по ликвидации безграмотности. Россошь. 1927. Фото из Госархива Воронежской области

За чрезвычайно короткий исторический отрезок в 12-15 лет для простого народа новой властью было сделано больше, чем за предыдущие столетия самодержавия. И хотя все эти созидательные процессы проходили с известными ошибками и перегибами, население, в преобладающем большинстве своём, поддерживало проводимую коммунистическим правительством конструктивную внутреннюю политику.

В годы Великой Отечественной войны Воронеж был почти полностью разрушен. По заключению правительственной комиссии, 92% зданий получили значительные повреждения.

Воронеж. Площадь ХХ-летия Октября (с 1956 г. - площадь Ленина). 1942.

Воронеж. Площадь ХХ-летия Октября (с 1956 г. — площадь Ленина). 1942.

С началом в 1941 г. войны воронежская экономика стала переводиться на военные рельсы, – в области уже в первый день войны было объявлено военное положение. Предприятия города и области уже в первые месяцы после начала боевых действий стали выпускать широкую линейку оборонной продукции — до 150 наименований, начиная от солдатских котелков и походных кухонь до бронепоездов и стрелкового оружия. На Воронежском паровозоремонтном заводе им. Дзержинского уже летом 1941 года выпускались боеприпасы разного типа, а к осени того же года было налажено производство лучших отечественных пистолетов-пулемётов ППШ.

Фашистский танк на площади 20-летия Октября (с 1956 г. - площадь Ленина). Воронеж. Июль 1942

Фашистский танк на площади 20-летия Октября (с 1956 г. — площадь Ленина). Воронеж. Июль 1942

 

Воронеж. 1942. Район площади Ленина

Воронеж. Район площади Ленина. 1942 или 1943 г.

Многие работники воронежских предприятий записались в ополчение, обороняли город от авиаударов, шли в бой наравне с красноармейцами, участвовали в разминировании и строительстве оборонных сооружений. Имена этих людей увековечены в названиях улиц Воронежа — Лидии Рябцевой, Константина Феоктистова, Даниила Куцыгина, Анны Скоробогатько и других.

Так выглядела площадь Ленина (тогда она называлась 20-летия Октября) в 1943 году. В верхней части фото видны руины здания обкома КПСС, взорванного фашистами — на его месте ныне располагается Никитинская библиотека.

Так выглядела площадь Ленина (тогда она называлась 20-летия Октября) в 1943 году. В верхней части фото видны руины здания обкома КПСС, взорванного фашистами — на его месте ныне располагается Никитинская библиотека.

Восстановительная бригада каменщиков, почти полностью состоявшая из женщин. Воронеж. 1943.

Восстановительная бригада каменщиков, почти полностью состоявшая из женщин. Воронеж. 1943.

Строительство НВАЭС в Воронежской области – событие огромной важности и на нём следует остановиться отдельно. Такого крупного капитало- и наукоёмкого объекта на территории края не воздвигалось никогда. Колоссальная стоимость проекта (измеряемая суммой в несколько сотен миллиардов современных рублей), его социальная и экономическая значимость, сопоставимы по своим масштабам лишь со строительством флота Петром I или железной дороги в Воронежской губернии в XIX в.

Практическая реализация проекта по введению в строй НВАЭС привлекла в Воронежскую область сотни высококвалифицированных специалистов по атомной энергетике, учёных, инженеров; были освоены новейшие технологии. В посёлок строителей и энергетиков Нововоронежский приехали со всей страны специалисты среднего звена, рабочие и обслуживающий персонал. Спустя три десятилетия небольшой посёлок превратился в 50-тысячный город, с современной инфраструктурой и качественной рабочей силой.

Фидель Кастро на НВАЭС. Справа (впереди) от него — глава правительства СССР А.Н. Косыгин, крайний справа — первый секретарь Воронежского обкома партии В.И. Воротников. 2 июля 1972.

Фидель Кастро на НВАЭС. Справа (впереди) от него — глава правительства СССР А.Н. Косыгин, крайний справа — первый секретарь Воронежского обкома партии В.И. Воротников. 2 июля 1972.

В середине 50-х годов началась новая эра – прорыв в космос. И КБХА включилось в новое для себя направление – разработку жидкостных ракетных двигателей. Всего за годы существования КБХА было разработано более 30 видов ракетных двигателей, доведенных до серийного производства на нескольких машиностроительных заводах страны. Более половины ракет, стоящих на боевом дежурстве, оснащены двигателями КБХА.

Л.И.Брежнев вручает С.А.Косбергу звезду Героя Соц. Труда. 1961 г.

Л.И.Брежнев вручает главе КБХА С.А.Косбергу звезду Героя Соц. Труда. 1961 г.

Большим событием в экономической жизни Воронежа стала газификация областного центра. 11 августа 1957 года было завершено строительство ответвления от газопровода «Ставрополь – Москва» к Воронежу. Отмечая эту дату, строители газопровода зажгли традиционную «газовую свечу». Окраинная улица Воронежа, к которой подошёл природный газ из Ставрополья, получила название Газовой. По ней, а также по улице 9 Января началась прокладка первых в Воронеже газовых труб. Для столицы Черноземья с тех пор началась эра газификации.

Комфорт в домах и квартирах воронежцев перешёл на качественно иной уровень – теперь новостройки изначально оборудовались газовыми плитами и газовыми колонками, домохозяйки могли с меньшими усилиями и затратами энергии помыть посуду, постирать бельё, искупать детей. Поддерживать чистоту и гигиену в домах воронежцев стало гораздо легче. Керосинки и керогазы постепенно уходили в прошлое. В том же 1957 году, в Воронеже была образована специальная сервисная служба – Воронежгоргаз, занимавшаяся обслуживанием и установкой газовых приборов.

За восьмую пятилетку было осуществлено дальнейшее наращивание промышленного потенциала области. Проведены реконструкция и ввод новых производственных площадей на таких крупных заводах, как тяжёлых механических прессов, имени Дзержинского, механическом, шинномгорно-обогатительном, мостовых конструкций, имени Кирова, силикатном и др. Завершилось наращивание мощностей на ТЭЦ-1 (ВОГРЭС), введен в эксплуатацию второй блок Нововоронежской АЭС. Вступили в строй действующих первая очередь Воронежского завода электровакуумных приборов, Калачевский и Георгиу-Дежский (Лискинский) сахарные заводы, Воронежский гормолзавод, Бобровский хлебопекарный завод, Россошанский мясокомбинат и др

Первый троллейбус пошёл на Левый берег. 1963.

Первый троллейбус пошёл на Левый берег. Воронеж. 1963.

 

Строящийся корпус ВТИ. Вид с ул. Манежной. 1960-е гг.

Строящийся корпус ВТИ. Вид с ул. Манежной. Воронеж. 1961.

Экономическая жизнь Воронежской области в период 1992-1998 гг. была необычайно насыщенной и многообразной. Существенные изменения в эти годы происходили на рынках труда, в финансах и торговле, в строительстве и на транспорте. Но главные изменения, как нами подчеркивалось выше, происходили в образе мыслей и действий воронежцев, многим из которых было весьма непросто адаптироваться к новым экономическим условиям.

Заполнить духовную пустоту и разочарование от разрушения социально-ориентированного государства решили американские проповедники-иеговисты, которые проводили богослужения с воронежцами прямо в здании областной библиотеки им. Никитина (см. объявление из газеты «Коммуна» ниже). Страшно подумать, что бы сказали строители послевоенной Никитинки, которые возвели её на месте взорванного фашистами здания обкома партии.

Скриншот объявления из газеты "Коммуна" от 12 марта 1993 г.

Скриншот объявления из газеты «Коммуна» от 12 марта 1993 г.

 

18 марта 2000 г. ВАСО посетил В.В. Путин.

18 марта 2000 г. ВАСО посетил В.В. Путин.

Период развития воронежской экономики в 2000-2019 гг. весьма интересен в том плане, что за сравнительно короткое время был пройден гигантский путь в аспекте изменения рыночной психологии хозяйствующих субъектов, отношения к малому предпринимательству, к собственности, к потребительскому и ипотечному кредитованию. За эти годы масса воронежцев смогла побывать за рубежом в деловых поездках, по работе и на отдыхе, своими глазами увидеть мир, сравнить уровни жизни, оплаты труда, налогов, условий ведения бизнеса. Воронеж и населённые пункты области разительно изменились — в визуальном, информационном, культурном, социальном плане.

Завод «Процессор» в 2012 г.

Завод «Процессор» в 2012 г.

 

Неработающий из-за ковида кинотеатр "Пролетарий", призывающий воронежцев прививаться.

Неработающий из-за ковида кинотеатр «Пролетарий», призывающий воронежцев прививаться.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *