Всё большую популярность на туристском рынке Российской Федерации и ее регионов приобретает фестивальный туризм. Фестивали, которые проводятся в регионах, обеспечивают популяризацию республик и областей страны, способствуют активному развитию целевых туристических поездок. Именно фестивальный туризм базируется на культурных ресурсах, огромным количеством которых обладают многообразные этносы и территории России.

В последние два десятилетия развитие фестивального туризма в России и в мире характеризовалось положительной динамикой. Мы будем рассматривать фестивальный туризм как составную часть событийного туризма, в состав которого также входят спортивный и религиозный туризм.

Событийный туризм (который также называют ивент-туризмом) — это один из видов туризма, при котором туристская деятельность связанна с различными событиями, которые приурочены к общественным событиям или природным явлениям.

К основным тематическим видам событийного туризма относятся национальные фестивали и праздники, карнавалы, театрализованные шоу, модные показы, гастрономические фестивали, спортивные события, паломничество, личные события (свадебные туры и прочее).

В современном мире популярность фестивалей растет с каждым годом, привлекая все большее количество туристов, многие из них уже стали визитной карточкой регионов. Под фестивалем понимается периодически повторяемое или ежегодное событие, которое организовывается определенной группой лиц, с целью привлечения внимания к праздникам или традициям различных народов. Основной задачей фестивального туризма считается возможность «подарить» посетителям атмосферу праздника, незабываемые ощущения и яркие воспоминания. Большинство регионов с активно развивающейся туристической инфраструктурой ставят своей целью создание новых объектов и мероприятий для привлечения гостей, а фестивали-праздники являются одними из таких способов достижения цели. Праздники могут быть совершенно разные по тематике, поэтому турист не будет ограничен в выборе.

Проведение фестивалей в последние десять лет стали особенно востребованы у туристов, что повлияло на создание новых способов их проведения, изменение масштабов событий, финансирования, механизмов взаимодействия с органами управления культурой, потенциальными спонсорами и средствами массовой информации.

Для выявления особенности организации современного фестивального туризма, необходимо проанализировать историческое развитие фестивального движения.

В истории каждого народа существовали праздники, связанные с их повседневной жизнью, верованиями, обычаями и традициями, трудовой деятельностью. Современное фестивальное движение берет свое начало еще в Древней Греции, когда люди стали путешествовать с целью развлечения. Греки стали проводить спортивные фестивали, которые потом превратились в первые Олимпийские игры. Они стали древнейшими и наиболее популярными общегреческими празднествами, которые привлекали большое число участников и зрителей.

Как следует из вышесказанного, многие из существующих в наше время фестивалей зародились достаточно давно и имеют продолжительную историю развития, но есть и такие, которые появились сравнительно недавно исключительно в развлекательных целях.

Отдельно можно выделить карнавалы, ведь именно они стали для некоторых стран одним из главных источников денежных поступлений.

В настоящее время фестивали и карнавалы прочно вошли в культурную жизнь мирового сообщества. Практически в каждом крупном городе мира проводится от одного и более фестивальных мероприятий, а событиями для проведения самих фестивалей становятся национальные, культурные, городские и религиозные праздники. Основными предпосылками для развития фестивального туризма являются, прежде всего, существующие объекты наследия культуры и истории, что делает данный вид схожим с культурно-познавательным туризмом. В случае, если территория проведения фестиваля не имеет своей уникальной истории или легенды, то ее придумывают искусственно. Потенциал фестивального туризма неисчерпаем, практически каждая страна имеет ресурс для его развития.

Главной целью участников фестивального туризма является развлечение, но немаловажное значение имеет и организация досуга, а также дополнительные познавательные экскурсии. Фестиваль позволяет гостям становиться живыми свидетелями и участниками величайших событий в мире спорта, культуры и искусства.

Фестивальный туризм может включать в себя не только посещение самого события, но и трансфер, размещение, экскурсионное обслуживание, то есть необходимо создание комплексного туристского продукта, в основе которого находится посещения фестиваля-праздника. Участники фестивальных туров предъявляют повышенные требования к средствам размещения, особенно к их классическому типу — гостиницам, к транспорту (удобство доставки к месту события), к предприятиям общественного питания и к услугам гидов-переводчиков. Вследствие того, что стоимость фестивальных туров достаточно высока, отмечается их доступность людям примерно одного круга с высоким уровнем достатка и со схожими требованиями. Таким образом, основная целевая аудитория фестивального туризма — это обеспеченные туристы с доходами выше среднего, которые готовы заплатить значительную сумму за возможность посетить интересующее его событие, как внутри страны проживания, так и за ее пределами. Согласно статистике, на посещение всемирно известного фестиваля среднестатистический турист тратит от 2000 до 5000 долларов США за поездку.

Лимитирующим фактором для проведения фестивалей являются погодные условия, так как большинство праздников проходит под открытым небом, а некоторые туристы предпочитают оставаться ночевать в палатках на территории фестиваля. Именно поэтому многие мероприятия проводятся в летнее время при наиболее благоприятных погодных условиях.

В Воронежской области наибольшую известность и популярность имеет Платоновский фестиваль, названный так по имени известного воронежского писателя Андрея Платонова.

Памятник А. Платонову в Воронеже

Памятник А. Платонову в Воронеже

Программа Платоновского фестиваля искусств традиционно состоит из направлений «Театр», «Музыка», «Выставки» и «Литература» и представляет собой собрание ярчайших явлений и имён современной российской и мировой культуры. В специальную «Платоновскую программу» входят проекты, созданные на основе произведений Андрея Платонова или созвучные его духу и эпохе.

Мероприятия фестивального туризма имеют важное экономическое значение: в период проведения мероприятия активизируется деятельность всех объектов туристской индустрии, что в ряде случаев приводит к преобладанию потребительского спроса над предложением.

Кроме того, развитие фестивального туризма способствует созданию новых рабочих мест, а соответственно и обеспечивает занятость местного населения. Организаторами подобных массовых мероприятий могут быть государственные структуры, бизнес-структуры, религиозные структуры, благотворительные фонды, политические партии, общественные движения, коммерческие и международные организации, частные лица, а также туроператоры. Организаторы фестивалей, как правило, стараются ограничить проведение мероприятия четкими временными рамками и сохранить эту тенденцию на протяжении долгих лет, что позволяет сделать фестиваль более узнаваемым, сохранить существующую целевую аудиторию и привлечь новых посетителей. Точные временные рамки фестиваля, а также его непродолжительность положительно влияют на его посещаемость, заставляя посетителей планировать и бронировать путешествие заблаговременно. Туристы, которые стремятся стать участниками события, являются потенциальными потребителями и других видов туризма в регионе, а срок их пребывания соответствует срокам проведения мероприятия. Систематическое проведение фестиваля оказывает положительное влияние на развитие туризма в туристской дестинации.

Например, крупнейший карнавал в Рио-де-Жанейро — это вечеринка в режиме нон-стоп исключительно в бразильском стиле, представляющая собой бесконечный парад самбы и красочных костюмов, которая проходит ежегодно с 28 февраля по 4 марта, а знаменитый фестиваль Октоберфест в Мюнхене проходит со второй половины сентября до первых выходных октября.

Таким образом, благодаря разнообразию фестивалей, оригинальности наполнения программы мероприятий, использованию разных форм рекламы, деятельности средств массовой информации, события становятся популярны у туристов. Различные группы населения вовлекаются в профессионально организованное, положительно эмоционально окрашенное информационное поле, а также добровольно избирают форму своего участия в программе фестиваля: от простого созерцателя к непосредственному участию в нём.

Источники:

  1. Страчкова Н.В., Хазова М.В. Особенности развития фестивального туризма в Крыму // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Т.2 (68), №1. 2016. С.50-62.
  2. Стрембитская Л.И. Фестивальный туризм как составляющая событийного туризма // StudNet. 2020.
  3. Платоновский фестиваль искусств. https://platonovfest.com.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *