Вопрос о роли дальневосточного ленд-лиза в войне, который стал в истории ярким примером забвения важнейших фактов. К стыду профессиональных историков наука развивалась своим академическим путем, а много нового для широкой публики открыло журналистское расследование А.Л. Паперно, впервые за многие годы обратившей внимание на грузы, доставлявшиеся по ленд-лизу, через Тихий океан. Сейчас мало кто знает, что дальневосточный ленд-лиз и был главным путем доставки стратегических грузов в СССР. А.Л. Паперно приводит цифры из статистического богатого исследования Р. Джоунса  (книга издавалась в СССР, но, отреферированная под грифом «Для служебного пользования» была доступна специалистам). Так вот, вопреки сложившемуся благодаря художественной литературе – например, романам В.С. Пикуля, – общественному мнению, вовсе не северный путь доставки помощи – в Мурманск и Архангельск – был основным. А.Л. Паперно иллюстрирует свое утверждение цифрами книги Р. Джоунса (в длинных тоннах):

Северная Россия – 3 964 000;

Персидский залив – 4 160 000;

Черное море – 681 000;

советский Дальний Восток – 8 244 000;

советская Арктика – 452 000. [1]

Как пишет А.Л. Паперно: «По данным Российского государственного архива экономики Владивосток и Дальневосточная железная дорога переправили 8 млн. тонн импортных грузов – это в 4 раза больше объема импорта, переправленного Мурманской и Кировской железными дорогами, И в 5 раз больше того, что переправила Архангельская группа портов и Северная железная дорога».[2]

Даже  Петропавловск-Камчатский перевел импортных грузов в 1,5 раза больше, чем Архангельская группа портов. А.Л. Паперно нашла очевидцев и участников ленд-лизовских перевозок военных лет на Дальнем Востоке, но столкнулась с закрытостью этой темы как у нас в стране, так и в США. Оказывается, архивы Внешторга в части ленд-лиза продолжают оставаться недоступными для исследователей. По данным другого ученого А.С. Якушевского «с лета 1944г. правительство СССР перестало публиковать сведения о конкретных размерах поставок по ленд-лизу и засекретило все цифры». [3]

Размышляя о причинах того, что героические перевозки грузов военных лет оказались, по существу, забытыми в обеих странах А.Л. Паперно пишет о том, что после второй мировой войны опустился «железный занавес», усилилась «холодная война». Тема ленд-лиза оставалась в СССР на долгие годы под цензурным запретом. За океаном, по мнению журналистки, в США, работала комиссия по расследованию антиамериканской деятельности, и о добрых отношениях с русскими в военные годы  лучше было не вспоминать. Генеральный консул США во Владивостоке Д. Флойд в беседе с нею сказал, что американское правительство тоже не хотело, чтобы его народ знал размеры помощи бывшим союзникам, которые на долгие годы стали вероятным противником. По той же причине трудно найти и общую цифру людских потерь американского флота по доставке «русского ленд-лиза». [4]

Сыграла дезориентирующую роль, как уже было сказано выше, и художественная литература. А.Л. Паперно не без оснований утверждает: «В. Пикуль в «Реквием каравану PQ – 17» называет первым путем доставки грузов военный путь северных конвоев. Судя по всему, он имел в виду не только значение, но и начало его работы. По отчету Рузвельта, первые грузы через Тихий океан были отправлены в июне 1941г., а первый конвой северным путем «Дервиш» вышел только в августе… Вторым В. Пикуль считает путь через Персидский залив и далее пишет: «Существовал еще и третий путь через –  Владивосток, но почти невозможно перекатить грузы через всю Сибирь до фронта, и сам этот путь вскоре закрылся – со вступлением Японии в войну против США». Тем временем,  на северные конвои приходилось 1/125 нашей транспортной работы». [5]

Неосведомленность о ленд-лизе удивительна. С трудом вериться, как указывает А.Л. Паперно, что ничего не знал о тихоокеанской половине ленд-лиза бывший глава советской миссии в Персидском заливе Л.И. Зорин, генерал-майор в отставке, после войны на протяжении многих лет работавший заместителем министра Внешторга СССР.

А ведь информация о тихоокеанском ленд-лизе лежит буквально на поверхности. Лидеры Объединенных наций постоянно уделяли внимание данной проблеме. 7 октября 1942г. И.В. Сталин писал Ф. Рузвельту: «Мы смогли бы значительную часть продовольствия завести через Владивосток советским флотом, если бы США согласились уступить СССР для пополнения нашего флота хотя бы 2 – 3 десятками судов».  Президент США быстро ответил 12 октября 1942г. на просьбу руководителя СССР: «Я также пытаюсь принять меры к передаче под Ваш флаг некоторого количества наших торговых судов для того, чтобы увеличить поток материалов, направляемых Вам через Тихий океан. Вам представляются для использования на Тихом океане 20 торговых судов».  Роль ленд-лиза на Дальнем Востоке подчеркивал в своем послании И.В. Сталину от 30 апреля 1943г. У. Черчилл: «Мы делаем все возможное для увеличения потока снабжения… США существенно увеличивают поставки через Владивосток».  В наши дни опубликованы воспоминания видного флотского военачальника А.М. Моторхова: «С целью активизации ленд-лиза в июне 1943г., по решению командования ВМФ во Владивосток направили выпускников штурманского отделения Высших офицерских классов. Они должны были на судах морского флота отправиться в США для последующего возвращения на транспортах типа «Либерти». Это был массовый тип грузовых судов водоизмещением более 10 000 тонн. В 1941 – 1945гг. в США построили 2770 таких судов. Часть судов передавалась союзниками по ленд-лизу, взамен чего США получали дефицитные товары (всего на сумму 7,4 млрд. долл.). Выпускники штурманского отделения Высших офицерских курсов должны были занять должности военных помощников капитанов, передаваемых транспортов, на время перехода из США во Владивосток».  Если откроем «Морской биографический словарь», составленный В.Д. Доценко, то обнаружим упоминания о дальневосточных, балтийских, северных и черноморских капитанах Г.М. Алексееве, Н.Б. Артюхе, М.С. Бабиевском, В.М. Веронде, И.Г. Гаврилове, Б.А. Гришине, К.Г. Кондратьеве, А.Т. Кудлае, И.А. Мане, С.Д. Панфилове, И.В. Пиире, В.Ф. Скорупском, Ю.К. Хлебникове, Г.С. Цареве, А.И. Щетининой, А.П. Яскевиче принимавших участие в дальневосточном ленд-лизе.

Можно сделать вывод, что и раньше и в наше время опубликованной информации о тихоокеанском ленд-лизе было более чем достаточно. Просто данная тема считалась почему-то непопулярной у советской официальной идеологии, а в дальнейшем на исследователей повлияло стереотипное мнение о доминирующей роли северного пути.  Обидно, когда героические страницы истории ускользают из памяти потомков.

 Автор: Ливенцев Д.В.

Литература:

  1. Паперно А.Л. Ленд-лиз. Тихий океан. – М., 1998. – С. 17.
  2. Там же. С. 8.
  3. Переписка председателя совета министров СССР с президентами США и премьер-министром Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг. – М.: Изд. Политическая литература, 1957 – Т.2. – С. 34.
  4. Там же. С. 35.
  5. Переписка председателя совета министров СССР с президентами США и премьер-министром Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг. – М.: Изд. Политическая литература, 1957 – Т.1. – С. 110.
  6. Мотрохов А.Н. О службе флотской в шутку и всерьез: Записки главного штурмана ВМФ. Воспоминания. – Спб.: Изд. Наука, 2000. – С. 45.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *