Петр Великий оставил неизгладимую память в нашем крае. Его деятельность отмечают как «деятельность, которая поставила отсталую Воронежскую украину в ровень с лучшими частями России и обеспечила краю развитие». 1 Все его усилия по распространению кустарного производства и формированию заводской базы были связаны с реализацией грандиозной идеи по созданию флота.  Но так как данному вопросу в краеведческой и общероссийской литературе уделяется незначительное внимание, он остается актуальным даже в наши дни.

В 1696 году в Воронеж прибыл Петр I. В документах его приезд описывается следующим образом: «Сей мудрый и деятельный государь, — усмотрев, что река Воронеж по причине близкого своего втечения в Дон, впадающей в Азовское море, способна к судоходству, и что много притом около Воронежа годных для кораблестроения лесов… принял решение завести в Воронеже корабельную верфь для Азовского моря». 2

Именно тот факт, что взор молодого царя пал на наш город многое изменил в его судьбе. К тому времени, концу XVII века он потерял свое прежнее значение одной из военных крепостей на южных рубежах Русского государства, и его ждала участь торгово-ремесленного городка.

До прибытия Петра I население не занималось практически никакими ремеслами, промыслы развивались незначительными темпами. Следовательно, одновременно с устройством верфи для судов и вырубкою леса, Государю пришлось переселять на Воронеж не только иностранцев, состоящих у него на службе, но даже самых простых ремесленников, торговцев.  В строительстве флота приняли участие множество мастеров, как русские с севера и Поволжья, так и иностранцы. Это были специалисты высокой квалификации – плотники, столяры, кузнецы и т.д. В Воронеж прибывали из Архангельска, Москвы, Вологды, Нижнего Новгорода, Астрахани. Среди них талантливые мастера – вологодский плотник Осип Щека, нижегородский – Яков Иванов. 3

                Именно благодаря приезжим мастерам на Воронежской земле происходило зарождение новых и дальнейшее распространение уже известных промыслов. Для обеспечения нужд флота активно развивалась кустарная металлургия, суконное производство, веревочный промысел. В Петровскую эпоху большое распространение получило парусное мастерство.

Одновременно с развитием кустарного производства  происходит становление и расширение заводской базы. Были основаны кожевенные заведения, канатный, парусный заводы. Большое развитие получила металлургическая промышленность.

Во времена правления Петра Великого существенное значение приобретает суконная промышленность. Он уделял значительное внимание вопросам переформирования русской армии в регулярную. При этом Государь пытался переодеть всех военных в суконный мундир европейского покроя.  С целью бесперебойного и обеспеченного от случайностей внешних обстоятельств снабжения армии он создавал и поддерживал суконные фабрики.   Среди них была «Липская» суконная фабрика  при Липецких казенных железных заводах.

В Воронежском крае само развитие кустарного суконного производства имеет значительную давность. Шерстенная одежда стала известна с XVI   века. При этом низшие классы пользовались тканями домашнего производства, а господствующие — употребляли заграничное сукно, главным образом, английское. Несмотря на это, кустарная мелкая суконная промышленность получила всеобщее распространение, и даже могла конкурировать с дешевыми привозными  изделиями.

По существу именно кустарное производство стало основой для возникновения заводской суконной базы в Воронежском крае. При Петре I многие суконные фабрики возникли как казенные предприятия. По его указам отводились специальные участки земли, выдавались деньги  для постройки помещений. В 1704 году для снабжения войск Государь положил начало данному процессу. В дальнейшем мануфактур – коллегия предоставила льготы, желающим создать частные фабрики и мануфактуры. В результате чего в 1725 году казенная суконная фабрика в Тавровской крепости была передана в частные руки воронежским дворянам – Ф. Веневитинову, И. Титову, П. Лосеву, М. Плотникову, купеческим людям — П. Гарденину, П.К. Сахарову, М. Туменову.  4

Уже через 10 лет после перехода одной казенной Тавровской фабрики в частные руки, в городе таковых насчитывалось — 5 , а к концу XVIII века их число увеличилось в два раза. 5 В этот период наиболее крупные суконные фабрики возникли в связи с континентальной блокадой при Наполеоне. Она преградила доступ иностранным фабрикатам и дала толчок для развития русской промышленности, которой также содействовали покровительственные таможенные тарифы, облагавшие высокой пошлиной иностранные товары.  Наблюдалась самая цветущая пора в развитии суконных фабрик в Воронеже.

В Петровскую эпоху развитие кустарного и фабричного суконного производства проходило параллельно. Кустарное производство сукна не затрагивало фабрикантов, так как было рассчитано не на потребителя фабрик, и не на казну, а на вольный рынок. Это был, прежде всего, крестьянский рынок, в котором не были заинтересованы производители сукна для солдат. К тому же  кустарям было не под силу экономически наладить производство готового изделия. В свою очередь фабриканты не успевали удовлетворять спроса казны и находили более выгодный для обеих сторон выход из сложившейся ситуации. Они стали, вкладывать избыток средств в кустарную выработку сырья. Скупая уже готовое сырье, фабриканты производили дополнительную отделку и только после этого сдавали его в казну, совершая быстрые денежные обороты.

Замысел Петра Великого относительно строительства флота оказал свое влияние и на металлургическую промышленность. Например, возникновение металлургических предприятий в Липецком районе: Липецкий завод в 1703 г. на р. Липице и  Кузминский в 1705 г. на р. Кузминке связано с общим подъемом производительных сил России, началом экономического освоения богатого южного края, строительством флота в Воронеже, реформой вооруженных сил государства. Но создать их оказалось возможным преимущественно благодаря наличию постоянной железорудной базы. Воронежский край располагал липецко-студеницким рудным полем с огромным запасом бурых железняков и сидеритов. Кроме того, имелся значительный лесной массив, который обеспечивал действие заводов на длительное время.

Следует иметь в виду, что в районе железорудных месторождений еще задолго до возникновения  металлургических мануфактур действовали ремесленные предприятия, хозяева которых уже тогда хорошо знали секрет плавки руды в ручных домницах.  Широко был распространен кузнечный промысел. Но Петр Великий заботился о крупном производстве, поэтому он боролся с ручными домницами административными мерами. Все же пресечь кустарное производство не удалось. Лишь со временем, с появлением «вододействуемых» крупных заводов оно стало отходить на задний план.

Такие заводы не были новинкой  в XVIII  веке. Появились они в России еще в XVII веке, а при Петре получили мощный толчок к росту в количественном и качественном отношении и стали крупной статьей народного хозяйства уже в середине XVIII века.

В металлургической промышленности, также как и в суконной Петр I создавал казенные предприятия. К тому же он пытался взять под свой контроль все производство металла в России. В частности по его указу в казну был приобретен Боринский завод, построенный в 1693 году дьяком Кузьмой Семеновичем Бориным и гостиной сотни торговым человеком Никитой Григорьевичем Аристовым на р. Белый Колодезь. С 1700 года он стал превращаться в филиал казенных Липецких заводов.   А в конце 1722 года Государь указал отдать Липецкий и Боринский заводы «вольным людям» на откуп. На основании отказа от Олонецкого, Липецкого и Боринского заводов можно предположить, что Берг-коллегия не собиралась брать в свое ведение заводы черной металлургии. 6 Возможно, они были переданы для реконструкции, с последующим переходом их в частные руки.

Таким образом, следует отдать должное Петру Великому в деле распространения  кустарного производства на Воронежской земле и расширения заводской базы. Ведь именно благодаря деятельности Государя воронежские кустари: лесорубы и пильщики, плотники и кузнецы, столяры и токари могут по праву считаться подлинными создателями первого в России морского флота. К тому же Петровская эпоха – это яркий пример того, как кустарные промыслы, слагаясь в одно целое, объединенные общей целью могли способствовать постепенному превращению края из непромышленного в промышленный.

Автор: Хаустова В.А.

Примечание:

1Очерк кустарных промыслов Воронежской губернии. Воронеж, 1882. – С. 7.

2Морским судам быть! / Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж, 1996. —  С.5.

3Аббасов А.М. Вехи древнего Воронежа. — Воронеж, 1995. – С. 86.

4Веселовский Г.М. Исторический очерк города Воронеж. 1586-1886 года. — Воронеж, 1886. — С.  94.

5Там же. – С. 95.

6Павленко Н.И. Развитие металлургической промышленности России в Iполовине XVIII века. – М., 1953. – С. 178.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *