Перспективы развития российской экономики на 2013-2014 гг. не слишком благоприятные. Валовой внутренний продукт в ближайшие два года будет расти темпом, не превышающем 2,5-2,8% в год. При этом рост цены на нефть в среднегодовом исчислении составят, по прогнозу правительства, 93-95 долл. за баррель. Будут последовательно снижаться мировые цены на газ из-за «сланцевой революции» в США. Из-за снижения темпов роста мировой экономики снизятся цены на сталь, цветные металлы, многие группы сырьевых товаров.
Дефицит российского консолидированного бюджета начнет нарастать, а рубль постепенно станет ослабевать по отношению к ведущим мировым валютам. Для исполнения бюджетных обязательств и сдерживания инфляции федеральное правительство будет все больше стимулировать дотационные регионы (к коим относится Воронежская область), к самостоятельному финансированию локальных проектов. Изыскивать финансовые ресурсы субъектам федерации и муниципальным образованиям придется за счет местных займов.
Воронежское правительство уже немного подзабыло о существовании такого механизма, как привлечение средств населения и предприятий за счет размещения областных и муниципальных облигаций. И тому есть свои причины.
Во-первых, дотации Воронежская область получает за счет трансфертов из федерального центра, когда недостающие денежные ресурсы просто поступают на счета казначейства, если условия федерального правительства местными властями исполняются. Таким образом, финансирование бюджетных программ не требует привлечения средств населения и предприятий.
Второй момент состоит в том, что население и местные предприятия с недоверием относятся к покупке муниципальных и областных облигаций, которые не сулят сколько-нибудь существенных процентов. Обычные депозиты в коммерческих банках сейчас дают 9-10% годовых, а облигации навряд ли принесут и 7-8%.
Наконец, третий момент состоит в том, что городская или областная власть может просто обратиться за кредитом в крупные банки, расположенные на территории Воронежа и тем самым избежать мороки с эмиссией и размещением местных ценных бумаг.
Действительно, указанные причины весьма убедительны для того, чтобы не связываться с вексельными или облигационными займами. Однако жизнь не стоит на месте и точка зрения на капиталовложения с помощью местных инвесторов может измениться.
Дело в том, что многие городские и областные проекты могут быть весьма прибыльными в будущем. Таковыми могут быть крупные проекты, наподобие бизнес-плана по строительству в Воронеже «легкого метро», или малые, касающиеся строительства рынков, подземных переходов с торговыми пространствами, отелей, бизнес-центров и т.д..
Реализация подобных проектов может состояться за счет средств местных инвесторов – юридических и физических лиц. Механизм реализации здесь таков. Муниципальные или областные власти публикуют данные о коммерческих проектах, которые будут осуществляться с привлечением средств местных вкладчиков. Указывается сметная стоимость объектов и величина средств, которые планируется привлечь через доли, паи, акции, облигации. Для желающих разместить свои денежные средства производится подписка, которая предоставляет впоследствии те или иные права обладателям местных ценных бумаг.
Например, устаревший рынок планируется реконструировать и на его месте построить типовое здание со всей инфраструктурой. Местные власти предлагают тем предпринимателям, которые торгуют на рынке, приобрести соответствующие паи, которые дадут им право на одно или несколько торговых мест в новом здании. Таким образом, решаются сразу две важные задачи. С одной стороны, привлекаются внебюджетные средства и возводятся новые объекты (которые повышают спрос на рабочую силу), с другой – снимаются опасения предпринимателей по поводу будущей завышенной арендной платы.
Конечно, описанные технологии привлечения средств населения обозначены лишь самыми общими штрихами, без конкретизации деталей и приведения организационных схем. Однако такие модели «народного финансирования» могут оказаться весьма привлекательными в условиях снижения дотаций из федерального центра.