Теория человеческого капитала позволяет с общих позиций изучать рыночные отношения, их отдельные аспекты, выявлять эффективность вложенных в человеческий фактор средств, позволяет оценить эффективность экономической деятельности любого предприятия, и является одним из важнейших показателей процветания отдельных фирм и государства в целом.

Еще в XVII в. родоначальник английской классической политэкономии В. Петти впервые предпринял попытку оценить денежную стоимость производительных свойств личности. Он отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. Так, в своей книге «Политическая арифметика» взрослого Петти оценивал вдвое дороже, чем ребенка, и утверждал, что «моряк в действительности равен трем крестьянам».

Позднее идея человеческого капитала рассматривалась  в «Богатстве народов» А.Смита, «Принципах» А.Маршалла, и в работах многих других ученых. Однако как самостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50-60-х годов 20 века. Эта заслуга  принадлежит лауреату Нобелевской премии Т.Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге нобелевского лауреата Г.Беккера  «Человеческий капитал» (1964 г.). Эта книга признана классикой современной экономической науки.

В своем анализе Г. Беккер исходил из представлений о человеческом поведении как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки и т. п., к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин.

Основой, фундаментом качества труда народа является его ментальность, его корни, традиции, многовековой накопленный опыт, который и определяет в свою очередь качество накопленного человеческого капитала как фактора развития экономики и общества.

Особую роль в формировании ментальности любого народа играла в прошлом религия, которая формировала семейные традиции, отношение к труду, созидательные возможности нации, ее свободолюбие, законопослушность и другие черты.

Этика труда, которая во многом определяет качество современного труда, человеческий потенциал нации, формировалась  многими поколениями под воздействием того или иного религиозного мировоззрения. Отсюда и происходят различия в возможностях и темпах развития различных стран из различных цивилизаций.

Вопрос взаимодействия экономики и религии очень интересен и важен, и давно и широко исследовался учеными всего мира, в том числе и российскими. Фундаментальный вклад в исследования влияния религии на менталитет населения и экономику внес М. Вебер (1864-1920) .Вебер связал успехи развития экономики европейской цивили­зации с протестантской ментальностью.

Английский историк исоциолог Арнольд Джозеф Тойнби (1898-1975) выполнил анализ ци­вилизаций Востока (исламской, индуистской, буддийской) с точки зрения влияния религий и активной части населения на их развитие.

М. Казарян пишет: «Конкурентоспособность в XXI в. во все большей мере определяется готовностью воспринимать новые тенденции, овладевать новыми компетенциями. Соответственно, возрастают требования к рабочей силе, к человеческому капиталу. При этом теория человеческого капитала требует нового осмысления: инвестирование значительных средств в его формирование становится необходимым, но отнюдь не достаточным условием современного развития».[1]

К сожалению, все планируемые изменения в отечественном образовании ориентированы на Запад, на экономические подходы 60-70-х годов. Необходимость вложений в образование обосновывается исключительно как способ  повышения конкурентоспособности отдельной личности и, как следствие, национальной экономики. С учетом же российской специфики это не отвечает национальной ментальности, «основывающейся во многом на христианском подходе к определению смыслов бытия».[2]

Проблему соотношения труда и религий всесторонне исследовал М. Лапицкий, давший краткие и емкие характеристики основным мировым религиям в свете их влияния на экономику.

Рассмотрим некоторые его сопоставления: Лапицкий считает, что отношение протестанта к труду предопределило то, что богатство морально оправдывается. Протестантизм осуждает бедность, приравнивая его к болезни, следовательно, к неспособности плодотворно трудиться. Он совершенно справедливо утверждает и соглашается с определением протестантов как «пионеров квалифицированного труда». В общем итоге он делает вывод, что если официальный католицизм со своей мотивацией труда «в поте лица своего» как расплаты за первородный грех обедняет само понятие стремления к труду и его результативности, то протестан­тизм видит в труде важнейшую ценность, священный долг перед Богом, обществом, и самим собой. Католическая мотивация труда несколько видоизменилась в период управления Римской Католической Церковью Папы Иоанна Павла II, прогрессивного религиозного, политического и общественного деятеля.

Краткая формула протестантизма по Лапицкому — рационализм, свобода, креативность.Протестантизм породил либеральную экономику с высокой степенью экономической свободы и высшим качеством человеческого капитала.

В последние десятилетия  огромных успехов добились государства, в которых большинство населения составляют китайцы: Сингапур, Гонконг, Тайвань и сам Китай. В китайской культуре ведущее положение занимают конфуцианство и буддизм.Рационализм, прагматизм и конструктивизм жизненного поведения, отраженные в «конструктивных» мировых религи­ях, могут принимать самые различные формы.

«Конфуцианство, — писал М. Вебер, — по отсутствию всякой метафизики и обычных проявлений рели­гиозности настолько рационально, что находится на границе того, что вообще может именоваться «религиозной этикой», и настолько трезво в смысле отказа от всех неутилитарных мерок, как ни одна другая этическая система… Вместе с тем, оно резко отличается от всех видов практического рационализма Запада, несмотря на ряд действительных и мнимых аналогий».[3]

Лапицкий  считает, что Вебер не отрицает, что рационализм присущ духу обеих этик, но именно протестантизм, его пуританская этика, ведет экономический рационализм к своему логическому завершению – капитализму.

По Лапицкому, формула конфуцианства звучит так: «конфуцианство — ритуал и рационализм».

Сказанное выше относится и к буддизму.«Главная причина отставания в развитии экономики католических стран — в менталитете их населения, в отношении его к труду, в общем уровне и качестве накопленного человеческого капитала, который формировался веками и росту которого в меньшей степени способствовал католицизм, чем протестантизм  — «Труд – тяжкая расплата за грехи»(см. выше М. Лапицкого и Вебера).»[4]

Этот вывод подтверждают католические страны Латинской Америки. Основные причины более низкого прироста ВВП и успехов в экономике в целом — малая интенсивность и продолжительность труда, его сравнительно низкое качество и инвестиции относительно ВВП, относительно дорогая рабочая сила и некоторые другие факторы, связанные с менталитетом населения и человеческим капиталом.

Но такие католические страны, как Франция, Испания и Италия – вполне экономически успешны, даже несмотря на большой процент мусульманского населения (Франция), в достаточной степени являющегося дотационным сектором. Поэтому в отношении католического менталитета важно еще и географическое расположение, общая цивилизованность нации и ряд других факторов (например, влияние стран-партнеров с экономикой протестантского типа).

В исламских странах развитие идет сравнительно медленными темпами. И связано это главным образом с ограниченной экономической свободой и низким уровнем человеческого капитала, в том числе в части предпринимательского ресурса и современного образования.

Лапицкий так сформулировал ислам: «Ислам — всевластие Аллаха и долг».[5]

Законы шариата не позволяют исламским странам развиваться в рыночном направлении. Очень различно экономическое развитие стран богатых природными ресурсами (ОАЭ, Кувейт, Бахрейн) и стран, не обладающих ими.  Религиозные нормы ислама ограничивают банковскую деятельность, свободу выбора вида труда и возможность работать  женщинам (в некоторых богатых ресурсами странах Персидского залива, таких как Иордания, Кувейт,  эти ограничения менее выражены, в прочих исламских государствах – более) ограничивают свободу личности. Например, в 2000 г. в Иране был создан первый частный коммерческий банк. До этого все банки страны были государственными и не предоставляли денежных кредитов под проценты. И даже сейчас, в период кризиса, проценты по кредитам в арабских странах традиционно невысоки – но это регулируется не экономическими, а политическими методами, со стороны правительств и правителей, руководствующихся нормами ислама. Ислам не относится к рационалистическим религиям и не дает верующим мотиваций в направлении развития экономики и общества в целом.

Государство Израиль динамично развивается в неблагоприятном внешнем окружении во многом благодаря менталитету населения, его трудолюбию, высокой культуре, рационалистической религии – иудаизму, кратко характеризуемому Лапицким как: «Иудаизм есть практическое руководство к действию», позволившему с нуля (с 1949г.), хоть и не без помощи США и др. стран, создать развитое государство с новой экономикой, с самыми современными технологиями во всех отраслях.

Низкое качество российского человеческого капитала — следствие его деградации в т. ч. в последнее столетие. Россия, будто вспомнив слова Чаадаева, демонстрировала миру, как не надо жить. В последние два десятилетия были морально и материально унижены и подавлены лучшие ученые, врачи, писатели, педагоги, квалифицированные рабочие. Российский человеческий капитал деградировал. Главная проблема россиян — это морально-нравственное опустошение. Ушла в  прошлое идеология социализма и коммунизма, а на смену ей ничего не пришло.

В этих сложных исторических условиях Русская православная церковь при условии ее обновления могла бы сыграть свою положительную историческую роль. Именно сейчас православная часть населения России представляет собой большой потенциал с точки зрения веры и надежды на лучшее будущее.

Президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с патриархом сказал: «…власть соблюдает конституционный принцип невмешательства государственных органов в деятельность религиозных организаций», но признает «огромный вклад церкви в становление российской государственности, в развитие национальной культуры и в утверждение духовно-нравственных ценностей в обществе». Президент также отметил, что «к выборам патриарха церковь подошла сильной, восстановившей свою целостность и каноническое единство». Закончил речь  Президент так: «В основе всех наших достижений и побед, представлений об уверенном развитии государства в будущем лежит нравственная сила российской нации, вера в идеалы добра, любви и справедливости. Источником этой силы на протяжении многих веков является Русская православная церковь. Без всякого сомнения, так будет и впредь».[6]

Многие российские историки, политологи, социологи, экономисты сходятся в том, что причины неудач российских экономических реформ кроются в российской ментальности. Или на языке современной экономики —  в культурно-социальной части российского человеческого капитала.

Новые политико-экономические взаимоотношения в современном мире требует нового подхода к человеку, к формированию человеческого капитала. В современной России сложились благоприятные условия для этого. В этой связи очень актуально наполнить понятие ценности человеческого капитала российским содержанием. Представляется, что этому должно послужить сохранение свойственного русской культуре и религии отношения к человеку как самодостаточной единице, устремленной в своем развитии к высшим ценностям.

Автор: Пивовар О.А.

Примечания:

[1] Казарян М. Концептуальные подходы к формированию конкурентоспособного человеческого капитала –  «Человек и Труд». — №10. —  2008.

[2] Там же.

[3]Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. В кн.: Макс Вебер. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. с. 44-135.

[4]  Корчагин Ю.А. Человеческий капитал и процессы развития на макро- и микроуровнях. — Воронеж: ЦИРЭ, 2004. www.lerc.ru.

[5]Лапицкий М. Деятельный без принуждения.  (Трудовая этика в разных измерениях). — М.: Новый век, 2002. с.158

[6]Газета «Коммерсантъ» . — № 18 (4073) от 03.02.09.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *