Управленческие отношения в спортивном движении стран Азии представляют собой весьма сложное и почти не разработанное направление научных исследований. В специальной литературе практически нет сведений о спортивных организациях, действующих на Востоке. Приводятся лишь отдельные отрывочные факты, но они не позволяют в достаточной мере оценить роль правительственных и общественных учреждений, координирующих физкультурно-спортивное движение в азиатских странах. Данная статья являет собой попытку анализа управленческой структуры и ведущих направлений деятельности Олимпийского Совета Азии и, в определенной степени, должна стать шагом вперед в исследовании подобной тематики.
Олимпийский Совет Азии (ОСА) образован 16 ноября 1982 г. на I (Учредительной) ассамблее, состоявшейся в Дели. На сегодняшний день в нем представлены Национальные Олимпийские Комитеты 45 азиатских стран. Основополагающие принципы деятельности ОСА в Уставе организации сформулированы следующим образом:
- Совет призван развивать у молодежи азиатских стран лучшие моральные и физические качества, поддерживая любительский спорт, а также привлекая молодых людей к профессиональному участию в спортивных соревнованиях.
- Совет не допускает никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам.
- Совет поддерживает и исполняет принципы, сформулированные в Олимпийской Хартии.
Основные задачи деятельности ОСА состоят в том, чтобы:
— заниматься развитием массового (любительского) и профессионального спорта в Азии;
— координировать усилия азиатских стран в сфере спорта на региональном и международном уровнях;
— поддерживать профессиональный спорт, помогать в строительстве спортивных сооружений, совершенствовать стандарты проведения соревнований в духе «fair play»;
— помогать проведению чемпионатов Азии и прочих спортивных состязаний в пределах своей компетенции;
— стимулировать интерес населения стан Азии к спорту и физической рекреации;
— принимать дисциплинарные меры против любого из членов, который своими действиями дискредитирует Совет;
— обеспечивать регулярное проведение Азиатских игр (каждые 4 года), справедливые и честные соревнования;
— способствовать развитию олимпийского движения и его благородных идеалов среди народов Азии;
— отвечать за решение всех спортивных проблем, которые возникают в отношениях азиатских стран между собой или в их отношениях с другими странами;
В состав ОСА входят Национальные Олимпийские Комитеты стран Азии. Если какая-либо азиатская страна не имеет своего НОК, то ее может представлять ведущая национальная спортивная организация, но при условии, что она добьется получения статуса Национального Олимпийского Комитета в течение 4 лет с момента вхождения в ОСА.
Члены организации, а также те, кто желает в нее вступить, должны соответствовать следующим требованиям:
- Включать в свой состав: а) представителей национальных правительственных учреждений, ведающих вопросами спорта в каждой стране – участнице Азиатских игр; б) представителей Генеральной ассамблеи Совета.
- Заниматься всеми вопросами подготовки Азиатских игр в своей стране.
- Действовать независимо, и не поддаваться какому-либо политическому, религиозному или коммерческому нажиму.
Юрисдикция Совета распространяется на территории, контролируемые Национальными Олимпийскими Комитетами, представленными в нем. При этом весь азиатский континент условно разделен на 5 зон спортивного развития:
— Восточная Азия (КНР, КНДР, Южная Корея, Япония, Монголия)
— Юго-Восточная Азия (Бруней, Мьянма, Индонезия, Лаос, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа, Восточный Тимор)
— Южная Азия (Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивские острова, Непал, Пакистан, Шри-Ланка)
— Центральная Азия (Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
— Западная Азия (Бахрейн, Иран, Ирак, Иордания, Кувейт, Ливан, Оман, Палестина, Катар, Саудовская Аравия, Сирия, ОАЭ, Йемен).
При таком делении учитывались традиционные связи, географическая близость, уровень развития спорта в названных странах.
Высший руководящий орган ОСА — Генеральная ассамблея. Ее решения являются окончательными по всем основным вопросам, касающимся деятельности Совета, а именно:
а) размещение штаб-квартиры Совета;
б) избрание членов Исполкома, а также состава постоянных комитетов ОСА;
в) организация аудиторских проверок и прогнозирование финансового состояния Совета;
г) выбор места проведения Азиатских игр (летних и зимних);
д) принятие в Совет новых членов и исключение из состава Совета;
е) выдвижение кандидатур представителей ОСА в континентальных и международных организациях, как спортивных, так и не связанных напрямую со спортом.
Генеральная ассамблея созывается ежегодно, как правило, в период проведения Олимпийских или Азиатских игр, либо во время очередной сессии Азиатской Ассоциации Национальных Олимпийских Комитетов. Информацию о сроках и месте проведения ассамблеи до сведения всех членов Совета доводит генеральный секретарь. Сделать это необходимо не менее чем за 60 дней до назначенной даты. В случае необходимости Генеральная ассамблея может быть созвана и в любое другое время по усмотрению президента, либо по требованию не менее чем 20 членов Совета, представляющих как минимум 4 его спортивные зоны. При этом с момента выдвижения требования до открытия заседания ассамблеи должно пройти не более 60 дней. Вопрос о времени и месте проведения специального заседания решает президент, а генеральный секретарь в 30-дневный срок информирует об этом всех членов Совета.
Председательствует на заседаниях Генеральной ассамблеи президент ОСА, в его отсутствие – старший вице-президент, а в случае отсутствия старшего вице-президента – один из зональных вице-президентов. Предусмотрен также крайний вариант, когда председатель ассамблеи выбирается из числа делегатов.
С правом голоса на заседаниях Генассамблеи присутствуют делегаты Национальных Олимпийских Комитетов, представленных в Совете. Каждый НОК могут представлять не более трех делегатов, причем в случае голосования их голоса засчитываются как один.
Без права голоса в работе Генеральной ассамблеи могут участвовать члены Исполнительного Комитета ОСА; члены МОК, представляющие азиатские страны; руководитель и генеральный секретарь Оргкомитета Азиатских игр; президент, а в его отсутствие – генеральный секретарь Ассоциации Азиатских Спортивных Федераций; один представитель президента или генерального секретаря любой международной спортивной федерации азиатского континента.
Исполнительный Комитет как элемент организационной структуры ОСА обеспечивает административное руководство деятельностью Совета, контролирует подготовку к Азиатским играм, Зимним Азиатским играм и Азиатским играм в помещении (при этом тесно контактирует с оргкомитетами соответствующих соревнований), решает все маркетинговые вопросы, связанные с проведением Азиатских игр.
В состав Исполкома ОСА входят президент; восемь вице-президентов; генеральный секретарь; казначей; руководитель постоянного комитета при Генеральной ассамблее; глава Координационной комиссии Азиатских игр; гендиректор; технический директор. Заседания Исполкома проводятся по меньшей мере один раз в год. Генеральный секретарь ОСА информирует всех членов Исполнительного комитета о дате заседания минимум за 15 дней. Кроме того, в случае необходимости по требованию 9 членов Исполкома проводится вне плана его специальное заседание. По предусмотренным правилам оно должно состояться в течение 30 дней с момента выдвижения указанного требования. О принимаемых решениях Исполнительный Комитет обязан информировать Генеральную ассамблею.
Высшее должностное лицо ОСА – его президент. Кандидатуры на этот пост предлагаются Национальными Олимпийскими Комитетами в период проведения Азиатских игр или в любой другой заранее согласованный промежуток времени. Выборы проходят на Генеральной ассамблее. Срок полномочий президента Совета – 4 года. В Уставе зафиксированы следующие обязанности президента ОСА:
а) председательствует на заседаниях Исполнительного Комитета и Генеральной ассамблеи Совета;
б) представляет ОСА на спортивных мероприятиях континентального и международного уровня;
в) при необходимости делегирует свои полномочия старшему вице-президенту или одному из зональных вице-президентов;
г) направляет работу комитетов Генассамблеи;
д) контролирует подготовку финансовых, управленческих и иных отчетов о деятельности Совета, обеспечивает их своевременное рассмотрение на заседании Генеральной ассамблеи;
е) санкционирует финансовые расходы в пределах, установленных Исполнительным Комитетом;
ж) координирует взаимодействие спортивных ассоциаций Азии с аналогичными организациями других стран;
з) занимается иными видами деятельности в рамках установок Исполкома ОСА.
Назначение на вице-президентские должности в ОСА происходит по следующей процедуре: кандидатуры первых пяти вице-президентов предлагаются Национальными Олимпийскими Комитетами в период проведения Азиатских игр или в любой другой заранее согласованный промежуток времени. Выборы проходят на Генеральной ассамблее Совета. Шестой вице-президент назначается Национальным Олимпийским Комитетом страны, которая будет проводить следующие по счету Азиатские игры. Его полномочия истекают с их закрытием. Седьмой вице-президент назначается Национальным Олимпийским Комитетом страны, которая будет проводить следующие по счету Зимние Азиатские игры, и его полномочия также истекают с их закрытием. Восьмой вице-президент назначается Национальным Олимпийским Комитетом страны, которая будет проводить очередные Азиатские игры в помещении. Срок и его полномочий истекает с их закрытием. В Уставе ОСА специально оговаривается, что три последних вице-президента несут ответственность за работу Оргкомитетов соответствующих соревнований*.
Первые пять вице-президентов иначе называются зональными, т.к. они курируют пять зон спортивного развития, находящихся в юрисдикции ОСА. Из их числа президентом Совета сроком на 1 год назначается старший вице-президент, который в случае отсутствия президента или неспособности выполнять им свои обязанности возлагает их на себя. Если он не может это сделать, президентские полномочия переходят к одному из четырех оставшихся зональных вице-президентов. Вопрос о конкретном кандидате решает при таких обстоятельствах Генеральная ассамблея или Исполнительный комитет. Вице-президенты обязаны выполнять распоряжения президента и постановления руководящих органов Совета. Зональные вице-президенты отвечают за курируемые территории. Они действуют в тесном контакте с представителями Национальных Олимпийских Комитетов стран, входящих в их зону ответственности.
Своеобразным связующим звеном между Исполнительным Комитетом и Генассамблеей является Генеральный секретарь Совета. Он выполняет следующие функции:
а) обеспечивает работу всех комитетов Генеральной ассамблеи, действуя при этом совместно с их руководителями;
б) ежегодно готовит административный отчет о деятельности ОСА и представляет его Президенту Совета;
в) направляет и координирует работу Секретариата Совета.
Выборными в ОСА также являются должности казначея, генерального директора и технического директора. Гендиректор отвечает, главным образом, за работу аппарата штаб-квартиры Совета, технический директор – за распространение программ олимпийской солидарности в странах Азии. В обязанности казначея входит контроль за доходной частью бюджета ОСА; организация ежегодных аудиторских проверок; анализ финансового состояния Национальных Олимпийских Комитетов, представленных в Совете; информирование Президента о расходах и объемах задолженности, если таковая образуется; участие в работе финансового комитета ОСА в качестве секретаря.
К лицам, занимающим руководящие посты в ОСА, предъявляются следующие требования:
Президент
- Его кандидатура должна быть одобрена Национальным Олимпийским Комитетом страны, которую он лично представляет.
- Он должен входить в состав руководства национальной, региональной, либо международной спортивной организации.
- Должен владеть официальным языком ОСА (английский).
Зональные вице-президенты
- Их кандидатуры должны быть поддержаны Национальными Олимпийскими Комитетами стран, которые они представляют.
- Каждый из них должен входить в состав руководства национальной или региональной спортивной организации.
Генеральный секретарь и казначей
- Как минимум 4 года они должны входить в состав своего Национального Олимпийского Комитета и, желательно, быть членом какой-либо Международной спортивной федерации, признанной МОК.
- Их кандидатуры должны быть одобрены Национальными Олимпийскими Комитетами тех стран, которые они представляют.
- Они должны владеть официальным языком ОСА.
Организационно в состав Олимпийского Совета Азии входят 9 комитетов, формируемых Генеральной ассамблеей: правовой, финансовый, спортивный, информационно-статистический, медицинский, комитет по СМИ, комитет по работе со спортсменами, комитет по культуре и спортивному образованию, женский комитет. Деятельность каждого из них регулируется соответствующей статьей Устава ОСА.
Правовой комитет состоит из председателя и 10 членов, которые избираются Генассамблеей на 4 года, причем при отборе кандидатов и последующем голосовании учитывается их положение в организации: изначально они не должны принадлежать к числу ее высших должностных лиц. Правовой комитет выполняет следующие функции:
— осуществляет проверку решений Генеральной ассамблеи и Исполнительного комитета на предмет их соответствия Уставу ОСА;
— получает и рассматривает предложения по внесению изменений в Устав и далее направляет их на обсуждение Генассамблеи;
— выступает с собственными инициативами по внесению изменений в Устав Совета.
Финансовый комитет занимается экономическими вопросами. Председатель и 10 членов комитета следят за состоянием бюджета ОСА, обеспечивают пополнение его доходной части и контролируют расходы.
Спортивный комитет выполняет такие функции:
— совместно с президентом Совета, руководителями международных спортивных организаций разрабатывает и реализует специальные планы с целью поднять уровень спортивного движения в странах Азии;
— готовит программы и организует курсы переподготовки для специалистов в сфере спорта: инструкторов, судей и т.д.;
— участвует в разработке программы проведения Азиатских игр.
Порядок комплектования спорткомитета следующий: пятерых чиновников назначает лично президент, а Генеральная ассамблея голосует только за пятерых оставшихся. В остальном соблюдаются общие правила – члены комитета на момент назначения не должны принадлежать к числу высших должностных лиц организации.
Председатель и 10 членов информационно-статистического комитета избираются Генассамблеей на 4 года из числа лиц не входящих в руководящие органы Совета. Комитет отвечает за информационную составляющую в работе ОСА, в частности, он обеспечивает распространение спортивной информации, поддерживает спортивные СМИ в странах Востока, публикует обучающие материалы по спортивной тематике, документирует сведения о спортивных результатах, собирает статистичес-кие и иные данные с последующим распространением их среди членов Совета.
Медицинский комитет в составе председателя и 10 членов формируется Генеральной ассамблеей. Пять чиновников комитета должны представлять пять зон ответственности ОСА, а кандидатуры остальных — предлагает президент по своему выбору. Однако и те, и другие непременно должны являться экспертами в области спортивной медицины и антидопингового контроля.
Комитет по СМИ. Председатель и 10 членов комитета избираются Генассамблеей на 4 года из числа кандидатов, не занимающих высшие административные посты в ОСА. Эти люди обеспечивают формирование положительного имиджа Совета в СМИ, привлечение журналистского интереса к Азиатским играм и связь оргкомитетов региональных соревнований со средствами массовой информации.
Комитет по работе со спортсменами. Разработанный порядок занятия должностей здесь предусматривает, что пять членов комитета являются назначенцами от пяти зон ответственности Совета, трое представляют оргкомитеты Летних и Зимних Азиатских игр, а также Азиатских игр в помещении, оставшиеся две кандидатуры предлагаются уже избранными членами комитета с одобрения Исполкома. В соответствии с Уставом ОСА сотрудники комитета обеспечивают благоприятные условия для повышения мастерства азиатских спортсменов, способствуют развитию контактов между спортсменами и Советом.
Комитет по культуре и спортивному образованию в составе председателя и 10 членов комитета, избранных Генеральной ассамблеей, работает над повышением значимости спортивного образования, оказывает необходимую помощь Национальным Олимпийским Комитетам стран Востока в его развитии, сотрудничает с Национальными Олимпийскими Академиями азиатских государств, участвует в реализации образовательных и культурных программ по линии Международного Олимпийского Комитета, привлекает внимание членов Совета к проблемам защиты окружающей среды на азиатском континенте.
Женский комитет полностью состоит из спортсменок, выступающих на Азиатских играх или региональных соревнованиях. Порядок формирования комитета практически ничем не отличается от уже известной процедуры, когда Генеральная ассамблея голосует за или против предложенных кандидатур. Комитет своей деятельностью призван подчеркивать важность развития женского спорта, способствовать увеличению числа женщин-спортсменок, выступающих на Азиатских играх, формировать у женщин представления о полезности занятий физической культурой и спортом.
Таким образом, Олимпийский Совет Азии представляет собой большую организацию, которая осуществляет учет и контроль практически всех сторон деятельности национальных спортивных учреждений в странах Востока. Тесные контакты всех структур ОСА с национальными спортивными объединениями позволяют ему эффективно решать стоящие задачи по развитию физкультурно-спортивного движения в Азии.
* Официальное разъяснение к данной статье Устава ОСА гласит: любая страна-член Олимпийского Совета Азии может иметь в качестве своего представителя только одного вице-президента, либо зонального, либо вице-президента по играм. Особо оговаривается, что НОК страны, принимающей Азиатские игры, зимние Азиатские игры, либо Азиатские игры в помещении, и потому обладающий правом назначить вице-президента, не может помимо этого предлагать кандидатуру одного из зональных вице-президентов.
Автор: Симонов К.В.