I. Последние годы стали характеризоваться стремительным ростом инвестиций в человека. Человеческий капитал стал расти более быстрыми темпами, чем физический капитал.

Теория «человеческого капитала» отразила возросшую его производительную роль в развитии общества.

Это связано с тем, что еще с древних времен экономисты всех школ и направлений стремились понять причину возникновения добавочного продукта и выяснить, каким образом можно увеличить этот добавочный продукт.

Превосходство средств производства существовало вплоть до XX в., и только в его середине возникли предпосылки к разработке «человеческого капитала».

В эпоху научно-технической революции и преобразования в структуре производительных сил, важнейшим фактором экономического роста становится человек. Конечная эффективность использования основных ресурсов в большей степени становится зависеть от того, насколько работник материально и морально заинтересован в достижении высоких конечных результатов [4].

Постоянно расширялся круг областей, где должны применяться профессиональные навыки, умения, способности осваивать ноу-хау (это начинает  играть в «новой экономике» решающую роль).

Наиболее наглядным примером огромной производительности человеческого капитала могут служить фирмы занимающиеся разработкой программного и аппаратного обеспечения и некоторые другие отрасли[1]. Их успех в огромной степени определятся квалификацией их работников (ведь бессмысленно ставить к сложному и уникальному оборудованию работников, не обладающих должной квалификацией и недобросовестно относящихся к труду).

II.

Для «новой экономики» характерно воспроизводство производительных сил человека не в товарной форме, а в форме человеческого капитала.

Теория «человеческого капитала» базируется на том, что материализованные в человеке знания (как общие, так и специальные) и его склонность к производительному труду является одним из главных факторов роста экономики на современном этапе экономического развития общества.

Таким образом получается, что «человеческий капитал» – это все то, что связано в экономике с человеком и возможностями проявить свои возможности (творческие, предпринимательские и управленческие), то есть это накопленный у человека запас знаний, умений, навыков, опыта и здоровья, которые он использует для получения дохода [3 — 5].

В узком смысле под «человеческим капиталом» можно понимать только образование[1, 2].

В широком смысле «человеческий капитал» представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение и перемещение рабочей силы.

Из вышесказанного формула «человеческого капитала» принимает следующий вид [6]:

ЧК = Кз + Кк + Ко + Кп[2],

где ЧК – «человеческий капитал»;

Кз – капитал, затраченный на здоровье (капитал здоровья);

Кк – капитал, затраченный на культуру человека (капитал культуры);

Ко – капитал, затраченный на образование (капитал образования);

Кп – капитал, затраченный на перемещение рабочей силы

Капитал образования представляет собой капиталовложения в человека для формирования, поддержания и дальнейшего совершенствования профессионального уровня человека как работника.

Капитал здоровья  представляет собой инвестиции в человека с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности.  Инвестируя средства в здоровье, его охрану (что способствует сокращению заболеваний и смертности),  мы тем самым продлеваем трудоспособный возраст человека и, следовательно, жизненный цикл функционирования человеческого капитала (в течение жизни человека происходит износ человеческого капитала, связанного со здоровьем, а инвестиции в капитал здоровья способны замедлить данный процесс).

III.

При определении «человеческого капитала» следует учитывать следующие особенности [3-6]:

1.«Человеческий капитал» является основополагающим фактором экономического роста в современном обществе.

2.Формирование «человеческого капитала» требует значительных затрат как от самого индивидуума так и общества в целом.

3.«Человеческий капитал» может быть накоплен, то есть индивидуум может приобретать определенные  навыки, способности, может увеличивать свое здоровье.

4.«Человечески капитал» на протяжение своей жизни изнашивается как физически, так и морально.

5.Инвестиции в «человеческий капитал» дают своему обладателю, как правило, в будущем более высокий  доход.

6.Инвестиции в «человеческий капитал» носят довольно-таки длительный характер (инвестиции в капитал образования имеют период 12-20 лет, в капитал здоровья же инвестиции производятся в течении всей жизни).

7.«Человеческий капитал» отличается от физического капитала по ликвидности, так как отделим от своего носителя – человека.

Автор: Потапов С.С.

 Литратура:

1. Золотовский Ю.Л., Корчагин Ю.А. Полисистемный кризис в России и его корни. Теоретические и прикладные проблемы образования и науки. – Воронеж, ВЭПИ, 2002.

2. Корчагин Ю.А. Экономика России и регионов при переходе к рынку (на примере Воронежской области). – Воронеж, ВЭПИ, 2002.

3. Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // «Мировая экономика и международные отношения» (М.) – 2001.  — №12.

4. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996.

5. Дятлов С.А. Теория человеческого капитала: Учебное пособие. СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996.

6. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999.

 

[1] Главным примером здесь может служить корпорация Microsoft или фирмы занимающиеся разработками в области генной биоинжинерии.

[2] В оригинале записано ЧК = Кз + Кк + Ко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *