Триада – государство, спорт и законодательство – привлекает в настоящее время все большее внимания государственных и общественных спортивных организаций. После того, как за последние годы в некоторых странах были приняты законы о спорте, многие специалисты задают вопрос, нужен ли спорту закон, ведь спорт настолько урегулирован своими внутренними уставами, хартиями, регламентами, правилами и положениями.
На наш взгляд, в любом случае, как область человеческой деятельности спорт неизбежно соприкасается с законодательством государства, в котором он развивается. И это не зависит от того, рассматривается ли спорт государством в качестве деятельности подобной экономической или социальной и, таким образом, подчиняется правилам общего закона, или рассматривается как специфический род деятельности, подчиняющийся специальным законам.
По существу в мире действуют две модели спортивного законодательства. Первая связана с вмешательством государства, а вторая связана с невмешательством государства в развитие спорта. По словам английского исследователя В. Диксона, «в мире превалируют две разные модели участия государства в делах спорта. Первая модель называется либеральной, когда задачей государства является только обеспечение материальных условий, другая модель называется управляемая, когда государство более непосредственно способствует стимулированию спорта. Хотя в Британии имеет место первая модель, но, тем не менее, сейчас намечается характерная для правительства Британии тенденция играть все большую роль в спорте. Последние месяцы дали много очень интересных примеров активной поддержки спорта со стороны правительства. Типично британский подход невмешательства претерпевает изменения» [1].
В большинстве европейских стран ответственность за развитие физического воспитания и спорта несут государственные органы. К таким странам относятся Австрия, Испания, Италия, Кипр, Финляндия, Франция и другие, а также подавляющее большинство развивающихся государств, стран Восточной Европы и бывшего СССР. В других странах, где нет министерств по спорту, часто за его развитие отвечают другие государственные органы (в ФРГ, Швейцарии — министерство внутренних дел, в Швеции — министерство финансов, в Японии – министерство образования, науки и культуры и т.д.). В этих государствах, где существует принцип «вмешательства», задачи и программы по спорту согласуются с государственными органами, отвечающими за спорт при неизменном уважении автономии спортивных организаций.
В странах, где нет государственного регулирования спортивной сферы, применяется законодательство смежных областей социально–экономической деятельности, в частности, картельное право в отношениях между спортивными клубами и спортсменами в области гражданского права (например, антимонопольный закон Шермана в США).
По мнению многих отечественных и зарубежных исследователей процесс усиления роли государства в развитии спорта, и особенно спорта высших достижений активизировал именно СССР. Сегодня по этому пути идут Китай и Куба. До того времени, как советские спортсмены стали занимать лидирующие позиции в международном и олимпийском спорте, спортивная общественность Запада, поддерживаемая тогдашним президентом МОК Э. Брэндеджом, считала спорт автономным и независимым от государства и даже провозглашала лозунги «о независимости спорта» или «о спорте вне политики». Сама ситуация в спорте 70–80–х гг. привела к тому, что потребовалась законодательная поддержка спорта со стороны государства. По словам С.И. Гуськова, «вовлечение государства в спорт в 70–80–е гг. стало реальностью, а в 90–е гг. – необходимостью»[2].
Еще в середине 60–х гг. изучением мотивов вовлечения или вмешательства государства в сферу спорта занимался французский исследователь Ж. Мейно. Он установил три главных причины такого вмешательства: забота о здоровье населения, забота о поддержании общественного порядка и забота об утверждении национального престижа. Авторы многих исследований, особенно в США, доказывают, что спорт воспитывает почтение к власти, законопослушание, политический консерватизм взглядов, способствует стиранию классовых и расовых различий, внушает идею равных возможностей и т.д.
Именно потому, что спорт представляет собой общественно–значимое социальное явление, крайне важен государственный подход к его развитию. Среди основных форм вовлечения государства в сферу физической культуры и спорта можно назвать следующие: 1) принятие законодательных актов; 2) участие правительства и местных органов власти в развитии и финансировании спорта, строительстве и содержании спортивных сооружений, оздоровительных центров, спортивных клубов; 3) подготовка спортсменов высокого класса и их социальная защищенность; 4) подготовка кадров специалистов; 5) осуществление научно–исследовательской и информационной деятельности.
В настоящее время в России государство, правительство, законодательные органы и спортивные организации придают большое значение нормативно–правовой и законодательной базе в области физической культуры и спорта. Создана и действует определенная система законодательных актов, определяющих организационно–правовые, материально–технические и прочие гарантии обеспечения гражданам условий для охраны здоровья и реализации их физкультурно–спортивных интересов. Прежде всего, в эту систему входят Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 г.); «Гражданский кодекс Российской Федерации» (части 1 и 2, 1994 г.); законы Российской Федерации «О некоммерческих организациях» (1996 г.), «Об общественных объединениях» (1995 г.), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.) и ряд других нормативных актов.
Принятый Государственной Думой 13 января 1999 г. и подписанный Президентом Российской Федерации 29 апреля 1999 г. ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно–спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта и олимпийского движения в России[13].
6 апреля 1999 г., накануне подписания ФЗ «О физической культуре и спорте», состоялись парламентские слушания «Состояние и перспективы нормативно–правового обеспечения деятельности общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности». В рекомендациях парламентских слушаний было отмечено, что в сфере нормативно правового обеспечения деятельности общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности в последние годы сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской федерации сделан устойчивый шаг в сторону укрепления соответствующей законодательной и нормативной базы.
Вместе с тем, реальное состояние дел требует создания новых норм правовых актов, в том числе регулирующих деятельность физкультурно-спортивных объедине-ний с участием государства. Действующее законодательство об общественных объединениях позволяет сегодня образовать несколько общероссийских федераций по одному и тому же виду спорта. С одной стороны, выполняется конституционное право каждого гражданина на объединение, но с другой стороны, возникает проблема в части представления российских спортсменов на международных соревнованиях. Такое положение создалось, например, между Национальным аэроклубом и Федера-цией авиационного спорта России. В их отношениях образовался серьезный конфликт по поводу представления спортсменов–летчиков России в международную федерацию (FAI). Поэтому, особенности деятельности общественных объединений физкультурно-оздоровительной направленности требуют регулирования отдельным законом.
Из перечисленных законодательных актов трудно переоценить значение нового «Гражданского кодекса Российского Федерации» (далее ГК), назначение которого – унифицировать правовое регулирование рыночных отношений, обеспечить неприкосновенность и равенство защиты всех форм собственности, закрепить основные принципы гражданско-правового регулирования. Именно в рамках ГК сегодня создаются и развиваются многие физкультурные организации России.
В современных условиях существующая нормативно–правовая база предостав-ляет широкие возможности для выбора различных организационно–правовых форм создания физкультурных организаций, предоставляющих населению физкультурно-спортивные услуги. Рассмотрение таких форм связано с понятием юридического лица. Согласно ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде[3].
Особо важное значение имеет формулировка, примененная в пункте 1 ст. 50 ГК РФ: «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)». Некоммерческие организации могут создаваться, в частности, в целях достижения образовательных целей, в целях развития физической культуры и спорта.
В подавляющем большинстве случаев производители физкультурно-спортивных услуг – это некоммерческие структуры. Некоммерческие организации в системе рыночного хозяйства экономически развитых стран занимают весьма значительное место, традиционно выполняя функции производства общественных благ и услуг, т.е. тех благ и услуг, необходимость в которых испытывает общество в целом. Например, услуги, предоставляемые физкультурно-спортивными организациями лишь на первый взгляд кажутся услугами, удовлетворяющими лишь личностные потребности человека, на самом деле они имеют воистину общественное значение, так как обеспечивают государство здоровыми, работоспособными людьми, создают условия для культурного и здорового досуга, тем самым способствуют духовному и экономическому прогрессу общества.
По состоянию на 1993 г. Министерством юстиции в России было зарегистрировано 197 объединений содействия физкультурно-спортивному движению, физкультурно-спортивных объединений и объединений по отдельным видам спорта. Для сравнения можно привести данные по некоторым объединениям с другими уставными целями: политические партии – 96; объединения в социальной сфере – 47; молодежные и детские – 31[1].
Таким образом, более 10% всех зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации общественных объединений – это физкультурно-спортивные. Именно в такой организационно–правовой форме учреждены и функционируют Олимпийский комитет России, добровольные физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта и другие организации. Приведенные данные показывают, что форма общественного объединения оказалась востребованной в системе физической культуры и спорта и весьма активно используется.
Официальное понятие «общественного объединения» сформулировано в ст. 5 Федерального закона РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., согласно которому «под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения». Предусмотрено, что право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно, путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения [11].
Физкультурно-спортивные объединения и физкультурно-спортивные организация имеют ряд особенностей. В частности, общероссийскими могут быть признаны те из них, которые по сложности культивируемых видов спорта и другим особенностям не имеют возможности действовать, как указано в Федеральном законе РФ от 29 апреля 1999 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «более чем на 50 процентах территории Российской Федерации». Перечень таких объединений определяется соответствующим федеральным органом исполнительной власти совместно с Олимпийским комитетом России. В руководящие органы общероссийских физкультурно-спортивных объединений избираются граждане РФ. Общероссийские официальные соревнования могут проводить только спортивные федерации, аккредитованные в установленном Правительством РФ порядке. Спортивные школы и училища олимпийского резерва являются особым видом учреждений дополнительного образования. Продукция и услуги в области физкультуры и спорта подлежат лицензированию. В целях содействия молодежным и детским организациям законодательно установлены критерии отнесения к таковым тех или иных НКО. Так, согласно Федеральному закону РФ от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», государственная помощь оказывается при условии, что объединение является юридическим лицом, действует не менее одного года с момента его государственной регистрации, насчитывает не менее трёх тысяч членов или заявленная для финансирования программа предусматривает предоставление социальных услуг не менее чем трём тысячам детей или молодёжи. По закону, к молодёжным относятся объединения граждан в возрасте до 30 лет, к детским — до 18 лет. Эти объединения должны быть включены в Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.
Основной деятельностью некоммерческих организаций, в частности, общественных объединений, является та, ради которой они создаются. Например, федерация по виду спорта учреждается для содействия развитию определенного вида спорта, улучшения организационных и материально–технических условий тренировочных и соревновательных процессов, экипировки спортсменов, их социально–экономической поддержки и т.п.
Названные виды деятельности невозможны без материального и денежного обеспечения. Федерация по виду спорта, как и любая другая некоммерческая организация, имеет для осуществления уставных целей имущество и денежные средства, получаемые из разных источников. С развитием рыночных отношений изменяются условия финансово–хозяйственной деятельности физкультурных организаций в связи с переходом в большинстве случаев от бюджетного финансирования к самофинансированию, к привлечению различных источников внебюджетного финансирования.
В ст.8 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» посвященной физкультурно-спортивным объединениям и физкультурно-спортивным организациям, при описании правовых норм функционирования субъектов физкультурно-спортивного движения раскрывается содержание механизма бюджетного и внебюджетного финансирования. Суть его состоит в том, что отраслевой орган федеральной исполнительной власти и Олимпийский комитет России, являясь получателями бюджетных средств, для практического использования направляют их в функционально–оздоровительные и спортивные организации (в том числе и в специальные учебные заведения всех типов), которые по действующему российскому законодательству могут привлекать также помощь спонсоров, пожертвования граждан, доходы от проведения спортивных лотерей, соревнований, предпринимательской деятельности и другие источники, не запрещенные законодательством.
Количество ассигнований из федерального и других бюджетов на развитие физической культуры и спорта в настоящее время сократилось. Существует мнение, что ряд спортивных организаций не нуждается в финансовой помощи государства. Возможно, это справедливо в отношении футбольных, хоккейных, баскетбольных и других клубов по игровым видам спорта, которые получают немалые спонсорские суммы, доходы от продажи игроков и доходов от другой деятельности. Что же касается общественных объединений, развивающих малопопулярные виды спорта, в том числе, спорт инвалидов, то без финансовой поддержки со стороны государства они не способны нормально функционировать. По словам исполнительного директора Московского специального олимпийского комитета Д. Рюмнина, спорт инвалидов должны поддерживать государственные учреждения и частные лица. Московский специальный олимпийский комитет, призванный помогать умственно отсталым людям и проводить между ними соревнования, получает одну десятую часть денег от Спорткомитета Москвы, а остальные 90% дают спонсоры. В их число входят несколько банков и общественных организаций, прежде всего – Межрегиональный фонд «Физкультура и здоровье»[8].
По поводу необходимости оказания финансово–материальной поддержки со стороны государства общественным физкультурным организациям следует сказать следующее. Сейчас только в профсоюзных детских спортивных школах занимаются несколько сотен тысяч детей и подростков, работают тысячи специалистов, тренеров, методистов и так далее. При отсутствии государственной поддержки эти ребята останутся на лице, что создаст серьезную социальную напряженность. Кроме того, расходы на одного человека в детско–юношеской спортивной школе не сравнимы с содержанием одного человека в исправительно–трудовой колонии.
Закон «Об общественных объединениях» (ст.17) предполагает государственную поддержку в виде целевого финансирования общественно–полезных программ общественных объединений. В полной мере это относится к такой общественной организации как Олимпийский комитет России. Олимпийский комитет России фактически выполняет государственные функции в области спорта высших достижений, прилагая все усилия для поддержки и роста престижа российского спорта на международной арене. Если государство не будет оказывать такой поддержки олимпийскому движению, Россия может утратить свои позиции в мировом спортивном движении. Нельзя забывать и оздоровительную физическую культуру и спорт. Если государство не предпримет необходимые меры, то в связи с уже начавшимся в России демографическим кризисом, в 2010–2020 гг. трудно будет говорить о спорте высших достижений.
Одним из источников внебюджетного финансирования является предпринима-тельская деятельность. Хотя некоммерческие организации не могут создаваться с целью извлечения прибыли, это не означает, что они не имеют права осуществлять предпринимательскую деятельность. Правовой статус некоммерческих организаций как субъекта предпринимательской деятельности обосновывается положениями ГК о праве осуществления предпринимательской деятельности, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствует этим целями (п.3 ст.50). Согласно п.2 ст.24 ФЗ «О некоммерческих организациях» предпринима-тельской деятельностью некоммерческих организаций признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществе на вере в качестве вкладчика [10]. Правовой режим доходов от такой деятельности для общественных объединений установлен ст. 37 ФЗ «Об общественных объединениях», согласно которой эти доходы не могут перераспределяться между членами и участни-ками и должны использоваться непосредственно для достижения уставных целей.
Другим источником внебюджетного финансирования являются добровольные пожертвования граждан. В ст. 2 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» говорится о том, что благотворительная деятельность осуществляется в целях содействия деятельности в сфере здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально–психологического состояния граждан, содействия деятельности в сфере физической культуры и спорта. Согласно ст. 15. источниками формирования имущества благотворительных организаций являются: поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий) [9].
Неотъемлемой составной частью системы внебюджетного финансирования развития физической культуры и особенно спорта в России на протяжении последних лет является фирмы–спонсоры, а также фирмы, рекламирующие свою продукцию с помощью спортивных организаций и спортивных соревнований. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению доли российских фирм, выступающих спонсорами различных спортивных организаций, спортивных мероприятий и отдельных спортсменов.
Исходя из критерия близости их продукции к спорту, В.В. Кузин классифицирует фирмы–спонсоры следующим образом:
_ фирмы–спонсоры, производящие продукцию спортивного назначения, в первую очередь спортивные товары (спортивную одежду, спортивную обувь, спортивный инвентарь и т.п.). Среди таких фирм наиболее крупным спонсором российского спорта является фирма Reebok – генеральный спонсор Олимпийского комитета России – и более 20 российских федераций по видам спорта;
– фирмы–спонсоры, производящие близкую к спорту продукцию, к которой относятся продукты питания, средства личной гигиены и т.п. В российском спорте такой фирмой выступает концерн Mars;
– фирмы–спонсоры, производящие продукцию, имеющие косвенное отношение к спорту (авиакомпании, страховые компании, банки и т.п.) В эту категорию спонсоров входит значительное количество российских фирм, таких, как «Аэрофлот», крупнейшие российские банки, инвестиционные и страховые компании и т.д.;
– фирмы–спонсоры, производящие далекую от спорта продукцию. Одной из таких фирм является крупнейшая в мире нефтегазовая компания «Газпром»;
– фирмы–спонсоры, производящие не совместимую со спортом продукцию (например, крупнейший в России завод по производству известной в мире российской водки – московский завод «Кристалл» [5].
Что касается последних, то согласно ФЗ «О рекламе» от 18.07.1995. реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий не должна распространяться в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 метров от них [12].
Особое место среди внебюджетных источников финансирования физической культуры и спорта занимают налоговые и иные льготы. Спортивным организациям предоставляется специальный налоговый статус, который должен помогать им работать. Согласно ст.36 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физкультурно–спортивные организации, спортивные сооружения всех форм собственности, осуществляющие деятельность в области оздоровления, массовой физической культуры и спорта, могут в соответствии с законодательством о налогах и сборах освобождаться от налогообложения, отчислений и сборов в бюджеты всех уровней, в том числе за трудовые и природные ресурсы, пользование водными объектами.
Отчисления организаций, спонсоров на нужды физического воспитания граждан, содержание спортивных команд, сборных команд РФ по различным видам спорта могут освобождаться от налогообложения в соответствии с законодательством.
В Налогом кодексе Российской федерации (ч.II.), принятом в 2000 году, названы следующие льготы.
Во–первых, учреждения физической культуры, туризма, спортивно–оздоровительной направленности и физкультурно-спортивные сооружения (за исключением деятельности физкультурно-спортивных сооружений и учреждений не по профилю) независимо от источника финансирования полностью освобождается от уплаты земельного налога.
Во–вторых, средства, поступающие в некоммерческие физкультурно-спортивные организации (федерации по видам спорта, спортивные клубы и т.п.) в виде вступительных и членских взносов, целевых отчислений, добровольных пожертвований и т.д. и предназначенные для осуществления основной уставной деятельности, не рассматриваются как прибыль, в связи с чем не облагается налогом на прибыль.
В-третьих, сумма налогооблагаемой прибыли любой, а не только физкультурно-спортивной организации, независимо от ее организационно–правовой формы, уменьшается на величину затрат, связанных с содержанием физкультурно-спортивных организаций.
В-четвертых, налогооблагаемая прибыль предприятий, оказывающих спонсор-скую помощь физкультурно-спортивным организациям, уменьшается на сумму поддержки, но не более 3% налогооблагаемой базы.
В–пятых, не подлежат уплате налога на добавленную стоимость (НДС) следующие операции: реализация организациями физической культуры и спорта входных билетов на проводимые ими спортивно–зрелищные мероприятия, а также оказания услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий: услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках и секциях (включая спортивные); редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции [6].
Такой благоприятный режим инвестирования в сферу физической культуры и спорта необходим для того, чтобы единичные по всей стране спортивные общественные организации не только впоследствии стали частью развитой и разветвленной системы, но и увеличились в своих масштабах.
Сложившаяся в современной России тревожная ситуация с физическим и духовным здоровьем нации во многом обусловлена социальными причинами, в числе которых – недооценка оздоровительной, воспитательной и социально-экономической роли физической культуры и спорта, как со стороны государства, так и со стороны населения. Спорт в России еще не достиг такой степени развития, регламентированности и общезначимости, как в других развитых странах. Сейчас в России всего лишь 8–10% населения занимаются спортом, тогда как в США и Германии эти показатели составляют соответственно 40 и 60% [4].
Во многих странах Европы система внедрения, развития и пропаганды спортивного образа жизни уже налажена довольно давно и сегодня аппарат ее работы только «обтачивает углы», т.е. регулирует, направляет и стабилизирует эту сферу. Россия только начинает построение этой системы, после разрушения отлаженной системы СССР, при том, что многие другие сферы общественной жизни до сих пор находятся в плачевном состоянии. Только начинают восстанавливаться разрушенные спортивные комплексы, появляются новые возможности. Но, надо заметить, что, к сожалению, не перестала действовать тенденция среди предпринимателей скупать по дешевке помещения учреждений, в том числе и детских, организующих спортивный досуг. На наш взгляд, коммерческие структуры, наоборот, должны принимать активное участие в финансовой поддержке спортшкол и организации городских физкультурных праздников. К настоящему этапу эти люди должны понимать, что будущее России зависит от здоровья детей, от того, как они сформируются в физичес-ком и нравственном плане, а в этом положительную роль может сыграть спортивная подготовка, как оздоровительная, дисциплинирующая и повышающая тонус.
Развитие физической культуры и спорта в России должно являться важной составной частью государственной социально-экономической политики. Разработка и реализация государственной программы по приобщению широких слоев населения к здоровому образу жизни поможет решить многие социальные проблемы современной России: значительно снизить смертность от различных заболеваний, прежде всего, сердечно-сосудистых, сократить число курильщиков и людей, злоупотребляющих алкогольными напитками, снять стрессовые состояния, т.е. не только приостановить физическую деградацию нации, но и значительно поднять уровень ее здоровья и работоспособности. Вместе с тем, на успех можно рассчитывать только при условии совместных усилий государственных и общественных организаций, власти на местах, предпринимателей всех уровней.
Автор: Чекменёва Т.Г.
Литература:
- Воронин С. Правовой статус Олимпийского комитета в России // Теория и практика физической культуры и спорта. 2001. №1.
- Государство, физическая культура и спорт: депутаты и специалисты размышляют. Материалы «круглого стола», 23 мая 1996 г. и парламентский слушаний, 9 июля 1996 г. М., 1996.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. М.: ИНФА. М.: Норма. 1997.
- Евгеньев С. Губернаторы «офизкультурят» нацию // Независимая газета. 2002. 30 января.
- Кузин В. В. Современное состояние и перспективы развития физической культуры и спорта в России // Теория и практика физической культуры и спорта. 1996. №9.
- Налоговый кодекс Российской Федерации // Росс. газета. 2000. 10 авг. С.2-13. Ч.2.
- Правовые аспекты спорта в зарубежных странах. М.:ВНИИФК. 2001.
- Талалаев А. В дефиците не финансы, а доброта // Курьер «СДВ». 1999. №16. С.4.
- Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. // Российская газета. 1995. 17 августа. С.4.
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. // Российская газета. 1996. 24 января. С.3-4.
- Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. // Российская газета. 1995. 25 мая. С.3-5.
- Федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995 г. // Российская газета. 1995. 25 июля. С.5-6.
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г.// Российская газета. 1999. 6 мая.
Особое место в политике государства по развитию физической культуры и спорта отводится территориальным государственным органам власти, которые обеспечивают деятельность учреждений спортивной направленности, используя различные финансовые механизмы в соответствии с законодательством Российской Федерации.