В Воронежской области есть два современных города – Лиски с населением в 56 тысяч и Поворино с 18 тысяч человек. Ныне это крупные населенные пункты с развитой инфраструктурой и квалифицированной рабочей силой. Сейчас даже сложно поверить, что всего полтора столетия назад это были селения в несколько домов с примитивным крестьянским бытом.
Вероятно, Лиски и Поворино так бы и остались небольшими деревушками, если бы не железнодорожный бизнес, который радикально преобразовал жизнь людей в этих местностях, стал локомотивом всех инфраструктурных преобразований.
Погрузившись в недавнюю историю, мы отчетливо увидим, что наиболее существенное влияние на экономику Воронежского края в 1860-1870-х гг. оказали инвестиции в железнодорожный транспорт, в строительство железнодорожного полотна, в ремонтные, образовательные и обслуживающие учреждения. Стимулирующее воздействие на экономику оказывалось в основном по линии «строительство железнодорожного полотна – создание объектов инфраструктуры – развитие торговли и промышленности региона». На каждом из отмеченных этапов создавались рабочие места, новые поселения, интенсифицировался товарооборот с другими регионами, активизировалось промышленное производство и экспорт воронежской аграрной продукции за рубеж. Благодаря железной дороге в губернии постепенно возрастала численность рабочих, стали формироваться новые отрасли промышленности.
Первой веткой железнодорожного сообщения, соединившей Воронеж с севером и западом, стала линия Москва-Курск, строительство которой было начато в 1866 г. В этом же году были развернуты работы на направлении Рязань-Козлов (ныне г. Мичуринск). Тысячи людей были задействованы на строительных и земляных работах.
Строительной техники и специальных механизмов в тот период практически не было; главными орудиями строителей железных дорог были лопата и тачка. Подвоз необходимых материалов осуществляли грабари, – то есть крестьяне, имевшие собственных лошадей и подводы. В 1868 г. линия Москва–Курск была сдана в эксплуатацию. Годом позже начали свою работу линии Курск–Ростов, Козлов–Воронеж и Грязи–Воронеж. Затем сдаются дороги Воронеж–Лиски (1870), Лиски–Кантемировка (1871), Воронеж–Ростов (1871). В 1894 г. Воронеж был соединен железной дорогой с Курском, а через год железнодорожное сообщение было открыто по линии Валуйки–Лиски–Таловая–Поворино, которое связывало запад и восток Воронежской губернии. Помимо перечисленных дорог, в 1890-е гг. были построены и некоторые вспомогательные линии – такие, как Графская–Анна, Таловая–Калач, Графская–Рамонь.
Строительство и сдача в эксплуатацию железных дорог оказали огромное влияние на все сферы экономической жизни Воронежского края. Перемены затронули как сам губернский центр, так и населенные пункты местного значения, в которые железная дорога вдохнула новую жизнь.
Проиллюстрируем сказанное фактическими данными. Город Борисоглебск, который был образован в 1646 г. как крепость в системе обороны от кочевников, постепенно утрачивает свое военное значение и становится к середине XIX в. обычным провинциальным городом. Его значение резко возрастает после прокладки Грязе–Царицынской железной дороги. Благодаря железнодорожному сообщению активизировались торгово-промышленные связи с Приволжским краем и Центрально-промышленным регионом страны, появилась возможность выхода на порты Балтийского моря.
Сооружение железной дороги привело к созданию промышленных предприятий в городе. Уже в 1869 г. были организованы железнодорожные мастерские (ныне завод «Химмаш»), а в октябре 1878 г. на базе местных мастерских открыто железнодорожное техническое училище, готовившее кадры массовых профессий для железной дороги. К 1880 г. количество рабочих в мастерских составляло 400-600 человек, а к 1900 г. достигло почти 1500 человек.
Помимо железнодорожных мастерских в городе возникло более 20 мелких предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, в том числе маслобойный, мыловаренный, колбасный, пивоваренный и другие заводы с небольшим числом рабочих.
Аналогичную картину мы прослеживаем на примере Россоши. К середине XIX в. Россошь была весьма значительным ярмарочным центром. Из 345 ярмарок, собиравшихся в Воронежской губернии, в 1857 г. россошанские ярмарки по торговым оборотам занимали первое место. В тот год на двух слободских ярмарках – Воздвиженской и Вознесенской – привоз товаров оценивался в 190 тыс. руб. серебром. В 80-х гг. обороты этих же двух ярмарок превысили четверть миллиона рублей. На россошанских ярмарках торговали скотом, лошадьми, хлебом, промышленными товарами. «Торговое значение Россоши еще более возросло, – пишет А. Морозов, – когда в 1871 году была построена железная дорога Воронеж–Ростов.
Слобода располагалась в пяти верстах от станции Михайловка, впоследствии переименованной в Евстратовку. Помещики и кулаки округи имели много товарного хлеба и скота. Они не могли реализовать все на местных ярмарках. Поэтому прибыльный товар привлекал оптовых покупателей из разных концов России. В Россоши постоянно проживали купцы или их агенты из Воронежа, Ростова, Харькова и других крупных городов. Особенно много вывозилось хлеба. В 90-х гг. XIX столетия на станции Михайловка грузили до миллиона пудов различных товаров, из которых на зерно приходилось 700 тыс. пудов».
Весьма наглядным и показательным с точки зрения увеличения экономической активности вследствие строительства и эксплуатации железных дорог является рост таких населенных пунктов как Лиски и Поворино. Можно с уверенностью сказать, что именно железная дорога создала эти населенные пункты и способствовала дальнейшему их перерастанию в города. Вот как описывает Д. Дегтярев становление будущего города Лиски: «В 1870 году началось строительство железной дороги Воронеж – Ростов. Около села Новопокровского возникла станция. Она получила название по селу, расположенному на противоположном правом берегу Дона, – Лиски. Пристанционный поселок оставался совсем маленьким. В середине 1880-х гг. здесь насчитывалось 9 домов и 410 жителей, которые были связаны в основном с железнодорожным транспортом. С весны 1894 года начинается строительство второй железнодорожной линии Харьков – Балашов. Лиски становятся узловой станцией».
Определяющая роль железной дороги в развитии другого города – Поворино – отмечают В. Прохоров и В. Юдин: «Совсем незначительным, затерянным в степи селением было Поворино в первые десятилетия своего существования. Так, по данным 1887 года, здесь стояло 7 строений, а число жителей составляло 52 человека. Это были рабочие станции и крестьяне села Рождественского, поставившие избы у станции, рядом со своими земельными участками. Железная дорога стала главной артерией, по которой перевозились хлебные грузы в Москву, Петербург и Ригу. После голодного 1892 года наступает относительно благоприятное время для сельского хозяйства. Это же время характеризуется заметным промышленным подъемом. В России проходит волна нового строительства железных дорог. Коснулась она и поселка Поворино. Уже 15 июня 1893 года утверждается положение об образовании общества Юго-Восточной железной дороги, в уставе которого было записано о строительстве дороги Балашов – Харьков. Дорога сооружалась быстро и начала действовать 17 декабря 1895 года. Прошла она через Поворино, сделав станцию узловой и предопределив тем самым дальнейший рост населенного пункта. Напряженнее становятся грузоперевозки, растет поселок, увеличивается число его жителей. Уже тогда большую часть населения здесь составляли железнодорожные рабочие».
Строительство железных дорог оказало самое непосредственное влияние и на экономическую ситуацию в губернском центре. Причем влияние это было весьма неоднозначным: с одной стороны, оно было благотворным в том плане, что железная дорога создавала новые рабочие места и предприятия (например, в 1868 г. возникли железнодорожные мастерские по ремонту паровозов и вагонов, которые переросли затем в завод им. Джержинского), активизировала товарооборот Воронежской губернии и улучшала пассажирское и грузовое транспортное сообщение.
С другой стороны, железная дорога обеспечила приток на воронежские рынки товаров из Центрально-промышленного региона России, которые были выше по качеству и стоили дешевле. Это обстоятельство делало товары, изготавливаемые местными производителями, неконкурентоспособными, что приводило к безработице и обострению социальной обстановки в Воронеже. Вот как описывают складывающуюся в тот период экономическую ситуацию воронежские исследователи. «В первое время после реформы 1861 г. в Центральном Черноземье начинают бурно развиваться кустарные промыслы – кирпичное, гончарное, кузнечное, бондарное, мукомольное, маслобойное, шерстобойное производства, валяльное, веревочное, кружевное, сапожное дело и т.д. Однако подъем некоторых кустарных промыслов не был продолжительным. Нахлынувшие сюда товары (особенно после постройки железной дороги) из Центрального промышленного региона оказались лучшими по качеству и более дешевыми. В конкурентной борьбе многие местные промыслы сократились или совсем прекратились».
Так железнодорожный бизнес вносил динамичные изменения в жизнь воронежцев и населения Воронежской области. Благодаря железным дорогам возникли целые города и населенные пункты, образовательные учреждения, обслуживающие предприятия. Возникли новые рабочие места и целый трудовые династии, посвятившие себя железнодорожному делу.