Все последние годы вопрос совершенствования системы образования находится в центре внимания российского общества. В большинстве прогнозов и сценариев будущего значительная, а часто решающая роль отводится фактору образования. Изобилие образовательных технологий, преимущественно маргинального уровня, свидетельствует, в числе прочего, о неустойчивых представлениях общества о самом себе и о своём прошлом, которое либо отвергается, либо находится в состоянии переоценки прежних ценностей, в признании их утратившими своё значение.
Уже первое знакомство с большим объёмом публикаций по проблематике современного образования показывает, что имеющиеся в них подходы к оценке проблем и результатов мирового и российского образования универсальны, а потому абстрактны. Это мешает не только правильно оценивать, но и своевременно разрешать его насущные проблемы. Об образовании большей частью говорят вообще и в общем, что оправдано лишь при первых подходах к его познанию и пониманию. Но уже при большем углублении в проблемы становится ясно, что социальная ситуация, а вместе с ней и проблемы образования – явления в мировом пространстве чрезвычайно неоднородные. Задачи, которые сегодня решает в своём образовании, Россия весьма разнообразны и специфичны.
Одна из насущных проблем в современной системе образования России – полубедное существование армии “бюджетников” – учителей и большей части вузовских работников, сотрудников сферы культуры и др. За те деньги, которые они получают за свой труд вряд ли можно ожидать большого энтузиазма, активности, стремления к самосовершенствованию, бурной творческой и научной деятельности. Всё это приводит к равнодушному результату своей конечной деятельности – старайся, выкладывайся или просто проводи время в аудитории – твоя заработная плата не изменится, и главное, что страдает в конечном счёте – качество образования.
Другая проблема отечественного образования – учебно-методическая литература. Прилавки буквально ломятся от многообразия учебников по всевозможным дисциплинам. У учителя, преподавателя огромный выбор литературы, как и у учащихся. Но как неоднократно было замечено министерством образования, большой процент из учебной литературы не соответствует принятым стандартам, поражает масса научных ошибок, а также грамматико-лексических ошибок и опечаток. С сожалением следует признать, что нынешние модели учебников естественнонаучного и медицинского направления перегружены конкретно-эмпирическим материалом, недостаточно ориентированы на формирующиеся под воздействием глобальных проблем новые социокультурные приоритеты и возможности наступающей эпохи. С учебниками по гуманитарным дисциплинам ситуация ещё сложнее. На протяжении семи десятков лет господствовали определённые официальные взгляды на историю, литературу, философию и т.п. Теперь же каждый автор имеет право на свою позицию, может совершенно по-новому осветить те или иные факты. Ранее второстепенные события становятся главными, убираются из программы до этого обязательные к изучению поэты и писатели. Трудно сказать однозначно, плохо это или хорошо. Очевидно одно – стремление к новизне, оригинальности, яркости и самобытности приводит к снижению научной достоверности, а значит и к снижению качества всего учебника. Не только учащийся, но и педагог с трудом может определить свою точку зрения, выработать собственную концепцию, определить свою позицию к тому или иному событию. Знание достоверного факта – это лишь первая ступень образования, но одна из самых важных.
Мы обозначили две основные проблемы российского образования, которые часто и много обсуждаются в теле и радиопрограммах, в периодической печати. Следующая проблема образования довольно специфична.
Образование в современной, посттрадиционной, социальной инфраструктуре – это в сильной степени и по существу авантюра. Выбор образования, сродни бросанию игровых костей, где их выпадение предполагает определение будущего поля жизненной деятельности, в смысле уклада, бытия.
Представим себе человека, приехавшего с целью образования в крупный город. Он может пойти учиться на экономиста, получить техническое или традиционное гуманитарное образование, он может получить духовное православное образование или пойти учиться на экстрасенса. Так ему открывается широкое поле для приложения индивидуальных талантов. Список предлагаемых профессий можно продолжить, но суть одна – условно у молодого человека большой выбор. Мы говорим условно, потому что в реальности у человека выбора нет или почти нет. Ни для кого не секрет, что поступление на престижные факультеты полностью зависит от кошелька или связей родных. И повсеместно выходит следующее: те, кто стремится овладеть определённой профессией, кто имеет знания и способности, а главное – желание учиться, остаются ни с чем. Зато те, кто всего этого не имел (и вряд ли заимеет в будущем) спокойно оказываются студентами.
Мы не будем развивать далее эту тему. Всё, что касается связей и денег, проникает и в сам процесс обучения. Взятки за пропуски, зачёты, экзамены – всё это предмет иного расследования. Но факт остаётся фактом: подобные явления не улучшают качества образования.
Во все времена итогом образовательного процесса должны быть всё-таки знания. Воспитание чувств – это тоже область образования. Образовывать не воспитывая в принципе возможно, хотя, если рассмотреть все сопутствующие процессы, то всё равно окажется что воспитанию найдётся место даже при таком подходе. Воспитывать не образовывая, невозможно. Расширение эмоциональной сферы невозможно без овладения теми структурами, которые даются образованием. Кроме того, воспитание – процесс, как и образование двухсторонний, в котором субъективные отношения обязательны при соблюдении норм поведения каждой из сторон.
Что касается воспитания, то это немаловажная составляющая образования, наряду с знаниями, которым, бесспорно, отводятся главенствующая роль. Представьте себе врача, воспитанного, чуткого, доброго человека, но не обременённого профессиональными знаниями. Будет ли у вас огромное желание становиться его пациентом, ложиться к нему на операционный стол и вверять ему свое здоровье, а часто даже жизнь? Или другой, не менее яркий пример: сядете ли вы в самолет, пилот которого мило и радушно встречает вас у трапа, но в тоже время купил диплом и от силы пару раз садился для тренировок в кабину? Таких примеров можно приводить сколь угодно много, но суть одна – от дипломированного специалиста мы ждем прежде всего профессиональных знаний и навыков.
Какие же знания получают современные студенты в большей части российских вузов? Главный источник знаний – педагог – имеет огромную нагрузку, почти все время вынужден подрабатывать в других вузах или где-нибудь еще. У него нет ни времени, ни сил на качественную подготовку к лекции или семинарскому занятию, знакомству с новой литературой по его дисциплине. Отдельная проблема – участие в междугородних и международных конференциях. Есть желание, можно выкроить время, но почти всегда частично или полностью отсутствует материальная поддержка вуза. А со своей более, чем скромной зарплатой, позволить себе проезд, проживание и питание в чужом городе представляется мало возможным. Все это приводит к тому, что знания, которые передают своим ученикам педагоги, могли быть гораздо более высокого класса, более современные, более отвечать духу и потребностям времени, чем есть на самом деле.
Второй источник знаний, без которого не возможен процесс обучения в современном вузе, – учебная литература. Мы уже говорили о невысоком качестве учебников и наличия в них разных ошибок: от грамматических до фактически неверных научных положений. Обучающийся вынужден получать информацию, используя доступный ему материал. В большинстве своём используется один учебник для изучения одной дисциплины. У студентов нет ни желания, ни времени, а порой и возможности усвоить и сравнить материал из разных источников. Поэтому невысокое качество учебников даёт невысокое качество знаний.
Если к этим двум аспектам прибавить ещё и тот факт, что поступают часто не по качеству знаний, продемонстрированных на вступительных экзаменах, а по возможностям родителей, то картина получается совсем не радужная. Не самый способный, а главное не стремящийся к знаниям молодой человек получает знания не самого высокого качества от педагогов и из учебной литературы. И получается, что сидит молодой человек, равнодушный к своей будущей профессии, уверенный, что можно особо не утруждаться (есть возможность – можно купить и зачёт и экзамен, и практику) и без желания и усердия слушает преподавателя, чтобы хоть как-то показать свою деятельность. Какого специалиста мы получим в итоге: с дипломом, но без необходимых, хорошо понятых и усвоенных знаний, которых можно с лёгкостью применить в профессиональной деятельности.
Нельзя не сказать о тех студентах, которые хорошо, а главное с желанием учатся, но с каждым годом их становится всё меньше и меньше. С каждым годом качество подготовки поступающих абитуриентов не становится лучше, следовательно и выпускники вузов не самого лучшего качества. Об этом говорит и официальная статистика: в СССР было около 600 высших учебных заведений. Теперь только в России – около 3000. Ежегодно в России получают диплом о высшем образовании около 1 миллиона человек. И только приблизительно половина из них идёт работать по полученной специальности. И получается многие из тех, кто не идёт работать по своей специальности, идут в вуз не за знаниями, а за дипломом. Заранее зная, что не пойдут в поле агрономами или в школу учителями, такие студенты не считают получение знаний – конечным результатом обучения.
Но не все исследователи проблем образования склонны так жёстко определять профессиональные знания как результат обучения в вузе. На их взгляд, образование, вообще говоря, не готовит учащегося к профессиональной деятельности в целом, но к определённому её периоду – начальному этапу включения (освоения) в профессиональную деятельность. Сама дальнейшая профессиональная деятельность пользуется приобретенным личным опытом при относительно уменьшающемся удельном весе знаний и методологий, усвоенных на этапе учебного процесса. Но, думается, роль высшего образования не должна ограничиваться только адаптацией. Знания должны играть решающую роль в образовательном процессе.
Для того, чтобы хоть как-то исправить существующее положение, вернуть знаниям соответствующее положение в системе высшего образования необходима постепенная, хорошо обдуманная и чётко выполняемая образовательная политика государства как область организационных и результативно – контрольных отношений между ним и обществом, между различными социальными группами по вопросам образования определяет формы последнего, его продолжительность, доминирующие функции и задачи, объёмы содержания и, наконец, ценности и приоритеты.
Автор: Юрьева А.А.