Фотожурналистика обычно понимается как особая форма журналистики, использующая фотографию в качестве основного средства выражения. Она отличается от родственных видов фотографии (таких как документальная фотография, уличная фотография и фотография знаменитостей) следующими свойствами:

  • время — снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий.
  • объективность — ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно воспроизводить запечатленные события.
  • повествовательность — снимки в сочетании с другими элементами новостей информируют и дают читателю или зрителю представление о сути событий.

Фотожурналисты должны действовать, принимать решения в тех же условиях, что и участники событий (пожар, война, уличные беспорядки), часто подвергаясь одинаковому риску с ними.

Фотожурналистика, как описательный термин, часто подразумевает определенный «грубоватый» стиль в создании изображений. Интересно, что подход фотожурналистов к беспристрастной фотографии становится популярным и особым стилем коммерческой фотографии. Например, сегодня многие свадебные фотографы снимают в «репортажном» стиле беспристрастные хроники свадебных событий.

«Пресс-фотография выполняет различные функции: она сама по себе отличный журналистский материал, хотя иллюстрирует текст; она самостоятельно представляет события текущей жизни, наглядно запечатлевая время в общих чертах и деталях; контрастируя с серым полем текста, она освежает графику и композицию газеты, тем самым привлекая наше внимание ко всему номеру, полосе, отдельным сообщениям. Усиление той или иной функции зависит от многих факторов: мастерства фоторепортера, журналиста-оформителя (работника секретариата), художника, ретушера и даже от способа печати и качества бумаги… Треугольник “редактор — ответственный секретарь — фотокорреспондент” уважительно называют равносторонним, думается, справедливо было бы включить в эту цепочку и бильдредактора.»[1]

Фотографии обладают рядом уникальных функций, которые текст не может предложить читателю. Легкая декодируемость (т.е. понятность любому, кто умеет создавать зрительные ассоциации) – крайне важное свойство фотографии. Психологически изображение воспринимается гораздо более удобно, не требует искусственного создания образов, снимает (при необходимости) речевой барьер. «Последние социологические исследования говорят нам о том, что большая часть читателей сегодня даже не акцентирует внимания на тексте, если он не снабжен хотя бы какой-нибудь изобразительной информацией»[2]. Фотография помогает даже самый самодостаточный текст сделать еще более доступным, оригинальным и ярким. Фотография-образ может являться символом, создавая определенные акценты.

Содержание является самой важной частью фотожурналистики, но возможности быстрого сбора и редактирования изображения принесли значительные изменения. 15 лет назад для сканирования и передачи одной цветной фотографии с места событий в редакцию требовалось около 30 минут. Сегодня фоторепортёр, вооружённый цифровой фотокамерой, мобильным телефоном и ноутбуком, может передать высококачественный снимок в редакцию через пару минут после того, как кадр был снят. Камерофоны и портативные устройства спутниковой связи предоставили немыслимые ранее возможности мобильной передачи изображений практически из любой точки земного шара.

Более того, фотожурналистом может стать любой человек, случайно оказавшийся с фотоаппаратом в центре событий. Известны случаи, когда любительские кадры, опубликованные в Интернете, становились сенсацией. Это раздвигает рамки понятия «профессиональная этика фотожурналистики». Нельзя забывать о том, что СМИ реализуют потребность социума, с одной стороны, в массовом информировании, а, с другой стороны, в нравственном регулировании общественного бытия. Причем, фотожурналистика, как и журналистика в целом, вынуждена координировать свои моральные установки с фактическим состоянием общества.

«Представляя интересы малой и анонимной части социума, современные СМИ осуществляют информационное воздействие на воззрения массовой аудитории»[3]. Соглашаясь в целом с этим утверждением, отметим, что анонимность эта весьма условна.

Появление в журналистике специальных кодексов на рубеже XIX-XX веков было исторически обусловлено. Именно в это время возникла необходимость в жесткой регламентации поведения журналистов, связанная с образованием и развитием мощных газетных монополий в Европе и Америке и началом активного использования прессы для манипулирования массовым сознанием. Швейцарская газета «Журналь де Женёв» так писала об этом в 1908 году: «Мистер Пирсон и его соперник лорд Нордклиф, владелец “Дейли мейл” ввели в Англии новый метод журнализма, который состоит в том, чтобы не считать читателя существом с рассудком, не взывать к его уму и моральным качествам, чтобы каждое утро снабжать его мешаниной из сенсационных новостей, не содержащей ничего, кроме заголовков. … Все это отвечает нуждам торопящегося человека, который хочет знать о происходящем быстро и в общем виде. Постепенно теряя возможность следить за ходом мысли, он привыкает каждое утро проглатывать, как автомат, этот грубый корм»[4]. Создавая у читателя иллюзию полной осведомленности о том, что происходит за пределами его непосредственного окружения, пресса нейтрализовала активность его мысли, не позволяя выходить за рамки традиционных представлений. Этому процессу способствовала визуализация печатных СМИ, и, следовательно, речь шла о том, что фотокорреспондент все более оказывал своим творчеством воздействие на аудиторию.

Бесцеремонное навязывание читателю идей и мнений, выгодных манипуляторам, вызвало озабоченность у общественности, в том числе и у самих журналистов, которые почувствовали опасность превращения в безропотные шестеренки газетного механизма. Их попытки противостоять произволу монополий и оградить от этого произвола читателей выразились, в том числе, в разработке кодексов профессиональной этики. Такие кодексы были приняты в начале ХХ века журналистскими корпорациями многих стран.

Требования этики находят воплощение и становятся правилами в тех ситуациях, которые регулярно возникают в отношениях между фотожурналистом и аудиторией, источником информации, персонажем его снимков, властью, редактором, коллегами и т.д. Следовательно, могут быть выделены действия фотожурналиста, определяемые профессиональной этикой (связанные с его деятельностью в социальной среде), и действия, определяемые служебной этикой журналиста (связанные с его поведением в профессиональной среде).

Представляется важным разграничение принципов, норм и правил профессиональной морали. Принципы задают общее содержание характера исполнения журналистского долга (объективность, гуманизм, толерантность и т.д.). Нормы и правила в форме запретов, дозволений, требований, ограничений, стандартов и образцов находят воплощение в хартиях, кодексах, уставах, правилах и т.п. документах.

В последние годы вопросы изучения и стандартизации этической деятельности фотожурналистов приобретают все большую актуальность. Формирование профессиональной морали в сфере фотожурналистики – постоянный процесс, и в настоящее время он все активнее переходит на региональный уровень.

Автор: Маслов А.С.

Примечания:

[1] Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе типологических признаков российских газет (филологический, философско-психологический и творческий аспекты)// Автореф. дисс. … доктора филологических наук/ В.В.Тулупов. – Краснодар, 2000. — С.37.

[2] Захаркин Д. Место фотографии в современной прессе/ Д.Захаркин. – (http://foto-moment.narod.ru/foto.html).

[3] Юрков А.А. Адекватность информирования как этическое свойство журналистского творчества. Автореф. дисс. …канд.филол.наук/ А.А.Юрков. — СПб., 2002. – С.3.

[4] Цит. по: Правовые и профессионально-этические регуляторы в журналистике. – (http://www.edus.ru/99/read15205.html).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *