В современной России продолжаются значительные трансформационные и модернизационные процессы. Меняются все сферы и области жизни людей. Стратегия руководителей страны ориентирована на улучшение жизни граждан через совершенствование общества и государства.
В Послании Федеральному Собранию в 2009 году президент Д.А. Медведев так представил свою политическую стратегию: «опираясь на ценности демократии, модернизировать экономику и создать стимулы для прогресса во всех областях; воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан; поднять стандарты жизни людей на качественно новый уровень; утвердить статус России как современной мировой державы, достигшей успехов на инновационной основе». А в Послании 2010 года отметил, что, «несмотря на трудности, нам удалось сделать в целом немало в обновлении нашего общества» [1].
Важным фактором успеха является духовный подъем общества. Без него невозможно преодолеть кризис. Народ, уверенный в своем историческом будущем, действительно способен добиться процветания и великого будущего своей страны.
Значительный вклад в обновление России вносит и молодое поколение россиян. Молодежь – главный национальный ресурс развития. Именно молодежь, воспроизводя население, обеспечивает и ей принадлежит будущее страны. Большинство молодых людей – 62,1% – считают, что современная российская молодежь способна возродить страну [2]. Поэтому уже сейчас она должна занять достойное место в происходящих политических и экономических процессах.
Особую роль в этих процессах должна сыграть самая образованная часть молодежи – студенчество. Во многом и от его разума, квалификации и воли, выдержки и терпения, настойчивости и мужества «зависит долгосрочный успех страны» [3], «стабильность и национальный прогресс», «процветание России» [4].
В целом современное студенчество уверено в завтрашнем дне России и в большинстве своем с надеждой смотрит в будущее [5]. Среди этой социальной группы 86,6% считают молодежь той силой, от которой зависит возрождение страны [2]. «Только мы, – написали в своих эссе воронежские студенты, – новое поколение, можем изменить ситуацию в нашей стране» [6]. Ведь у студенчества сила молодости обретает силу зрелости и уверенность в себе. Студенческие годы – самый позитивный возраст для опоры в общественно важных начинаниях.
Интересно было узнать отношение студентов к современной российской реальности [6].
Полученные данные позволяют говорить, что современное студенчество достаточно хорошо разбирается в сложившейся в нашей стране ситуации, знает проблемные и болевые точки развития страны. Главное – у студентов есть множество идей, воплощение которых может стать ведущим фактором будущего России.
Среди рейтинга проблем, на которые воронежские студенты обращают особое внимание, первое место занимают социальные проблемы.
Современные студенты считают, что для дальнейшего прогрессивного развития России необходимо изменить «всю социальную сферу» и «сделать реальной социальную политику».
Для этого, по мнению студентов, надо, прежде всего, изменить «отношение власти к народу – все проблемные вопросы должны обсуждаться народом». Многие студенты отмечают, что «власть мало интересуют проблемы среднего и бедного класса; говорят о коррупции, воровстве, но действий для их ликвидации нет никаких».
Вторая по значимости социальная проблема – это «система социального обеспечения населения». Большинство студентов считают, что нужно «поднять уровень жизни», «увеличить сумму прожиточного минимума, пенсии, зарплаты тем, кто реально в этом нуждается (в первую очередь – учителям, врачам, библиотекарям и т.п.), поддерживать молодых специалистов, молодые семьи». И особо подчеркивается в студенческих эссе, что «выплаты не должны зависеть от развития субъекта Федерации». Студенты отмечают, что в нашей стране каждый год увеличивается стоимость продуктов питания, оплата за ЖКХ, цены на лекарства. И прожить на существующие зарплаты и пенсии становится все труднее и труднее.
Еще одна проблема – состояние здравоохранения. По мнению студентов, «первую медицинскую помощь люди должны получать вовремя и бесплатно», «лечение должно быть доступно для каждого человека».
Студенты считают, что необходимо «изменить ситуацию с жильем». В нашей стране плохо развивается жилье, большое количество населения нуждается в жилье, проживает в ветхом жилье, плохо развита система ЖКХ, постоянно происходят аварии теплотрасс, не вывозят мусор, не убирают улицы, подъезды. Особенно трудно приобрести собственное жилье молодым, поэтому для них нужны скидки.
В числе других важных и необходимых для срочного решения социальных проблем студенты называют:
– «изменение отношения людей к реальности». После снятия «железного занавеса» российскому обществу была навязана западная идеология. Это привело к тому, что «молодым на все наплевать, живут одним днем, не задумываясь о будущем, делают, что вздумается, не задумываясь о последствиях, не вырабатывают в себе ничего хорошего, оставляя страну без поколения». Конечно, это мнение небольшого количества опрошенных, но все-таки и такое мнение есть;
– «изменение налогообложения». Студенты предлагают «ввести дополнительный налог для богатых людей, доходы с которого шли бы исключительно на поддержку школ, больниц, детских садов», и «одновременно ограничить налоги для людей, которые имеют доход ниже прожиточного уровня»;
– «решение проблемы национальной ассимиляции». Студенты считают, что «в данный момент количество граждан из других регионов и стран превышает все разумные пределы. Например, количество граждан РФ «по крови» в г. Владивостоке менее 50% от общего населения». По мнению студентов, идет «тихая война». Поэтому они предлагают «усложнить въезд в РФ, принимать специалистов временно, запретить браки с иностранными гражданами».
Очень важным в понимании инновационного социального потенциала современного студенчества является акцент студентами на том, что для изменения нашего общества необходимо «изменить людей и их отношение к жизни».
Молодое поколение отмечает, что пока нашему народу присущи «малая инициативность, забитость, закрепощенность, неспособность бороться за свои права». Поэтому необходимо создать условия для развития инициативности граждан: «люди должны стать более целеустремленными, это и есть залог процветания государства. Человек, который хочет зарабатывать, всегда заработает». Очень важно, по мнению студентов, «чтобы все перестали надеяться на то, что их жизнь кто-то исправит к лучшему, чтобы хотя бы часть претензий они направляли к себе и поняли, что им никто ничего не должен. В то же время хотелось бы, чтобы такие изменения не сопровождались озлоблением. Наладив собственную жизнь, можно будет налаживать общество в целом».
В ряде студенческих эссе подчеркивалось, что «прежде чем что-либо изменить в обществе, нужно изменить себя. Надо подумать о самих себе, так как порядка не будет, если будут работать люди с нехорошими намерениями. Жизнь человека начинается с семьи, которая и должна давать хорошее воспитание, устанавливать ценности. Вера должна быть».
Воспитание начинается с рождения ребенка. Но российские дети с младенчества сталкиваются с вредными привычками взрослых. «Курение, алкоголизм, наркомания, проституция – все это переполняет наш мир, все это видят дети и подражают. В 10 лет начать курить, в 12 – интимную жизнь, пробовать наркотики! Это никак не украшает человека».
Студенты предлагают «прекратить воспитывать российских детей на американских мультиках, где царит насилие и жестокость»; «прекратить нелегальную пропаганду спиртным и сигаретами; увеличить за это штрафы, вплоть до тюремного заключения» (некоторые студенты предлагают вообще «запретить курение в России», «уменьшить производство табачных изделий и спиртных напитков», «поднять цены на сигареты и спиртное»); «устраивать бесплатные культурные мероприятия».
Одновременно, по мнению студентов, «необходимо изменить молодежь». Одни опрошенные написали, что «все стали злыми и думают только о себе. Хотелось, чтобы мы стали мягче, добрее, помогали своим близким, пожилым людям». Другие отметили, что «необходимо воспитывать грамотную, политически развитую молодежь, которая сможет изменить наше будущее», так как «в университетах полно безучастных неумных людей, поступивших по протекции и занимающих места одаренных».
Важным шагом в преобразовании российского общества, по мнению студентов, должно стать изменение «настроения, уклада нашего общества». Нужно отдать должное понимаю студентами того, что это – «довольно длительный и сложный процесс, так как внутренние качества, отношение к людям не может поменяться лишь введением новой правовой нормы. Для развития данного процесса необходимо желание самого общества».
Полученные данные по воронежским студентам совпадают с данными, полученными в других регионах России. Так, проводимые социологические исследования показывают, что среди проблем, которые не устраивают молодежь в современной России, первое место занимает проблема «социальной незащищенности» (35,8%). С учетом того, что «проблемы здравоохранения» (9,5%), «проблемы пенсионеров» (9,3%), «проблема безработицы» (6,0%) также волнуют молодежь, становится очевидным, что социальные проблемы волнуют большинство (60,5%) молодежи [2].
Следующими по важности для воронежских студентов являются политические проблемы.
Современных студентов не удовлетворяет политическая сфера. Они считают необходимым, «чтобы в России реально существовал принцип народовластия, то есть участия народа в решении наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни». Студенты подчеркивают: «На данный момент у нас в стране все решают политические лидеры, порой не обращая внимания на мнение народа, тем самым не реализуя ст. 3 Конституции РФ». Поэтому, «чтобы народ действительно участвовал в решении вопросов государственной и общественной жизни, необходимо ввести закон о всенародном обсуждении наиболее важных вопросов, а также чаще проводить референдумы, чтобы реализовать народу данные ему Конституцией права. Ведь народ лучше знает, что ему необходимо».
В рамках политической сферы предлагается изменить:
– политику нашего государства, так как она, по мнению студентов, «в некоторых направлениях находится на неправильном пути»;
– избирательное право, «особенно в связи с последними изменениями в структуре правления нашего государства – в «досрочном» выборе будущего президента страны»; «формально в нашей стране лидирует одна партия – «Единая Россия», а большие категории лиц вообще не могут принимать участие в выборах»; «дать возможность молодежи стать депутатами и активно участвовать в выборах»; предоставить населению «возможность избирать губернаторов»; «изменить порядок назначения на должности членов Совета Федерации»;
– форму правления. «Нужны парламентарный строй, а также введение ограничений для победившей партии (ограничение мест в парламенте до 225 из 425) и выборность по мажоритарной системе для 2-х палат». Но было мнение, что «нужно ввести конституционную монархию, так как это – исторически определенный путь нашего государства, самая объективная форма правления, подходящая для нашего государства»;
– изменить бюрократический механизм. Для этого, по мнению студентов, нужно «установить более строгие законы, контроль над всеми органами, за их деятельностью, штрафы за взятки»; «чтобы властвующие органы уделяли больше внимания государственным вопросам, а не личным»; «убрать чиновников из России, так как они лишь замедляют работу государственного механизма. Даже элементарное действие какого-либо лица сопровождается сбором миллионов совершенно лишних справок, которые собирают не служащие лица, а простые граждане, стоя в очереди по нескольку часов. Эти, несомненно, лишние процедуры негативно настраивают граждан против государства». Студенты уже сталкивались с тем, что для решения даже маленькой проблемы нужно пройти немалое количество кабинетов, и порой приходится прибегать к таким действиям, как в народе называют «дать на лапу»;
– развить демократические принципы функционирования российского государства. Студенты считают, что «на сегодняшний день многие демократические институты не действуют на практике, что мешает процветанию правового государства и гражданского общества. Выборы Президента РФ носят формальный характер. Народ никак не может повлиять на формирование Совета Федерации Федерального Собрания РФ, что противоречит принципам демократии, так как россияне никак не участвуют в формировании верхней палаты – высшего законодательного органа РФ»;
– распустить Парламент, «в связи с его некачественной законодательной политикой, присутствия коррупции и произвола, фактического отсутствия оппозиции. Законы принимаются депутатами одной партии «Единой России», а монополия одной партии не позволяет эффективно развиваться российскому закону»;
– заменить правительство «на более квалифицированных, трудолюбивых людей. Потому что все, что происходит – это на словах. А нужны такие люди, которые не только говорили и обещали счастливое будущее, но и делали то, о чем говорят. Когда будет порядок в правительстве, тогда будет порядок и в стране»;
– структуру и функционирование органов государственной власти, так как они «не уделяют должного внимания населению, делают все лишь ради своих интересов, делают «что-то» лишь перед выборами, не заботятся о социальной политике в государстве, то есть о пенсионерах, ветеранах и иных малозащищенных лицах. Уровень жизни российских граждан до боли низок, несмотря на то, что мы одна из самых богатых стран по полезным ископаемым. А кто, если не власть, сможет изменить уровень жизни? Мы их выбираем, платим немалые налоги, а все это идет неизвестно куда». Студенты справедливо подчеркивают, что «самое главное – это доверие народа к власти. Он должен знать, что именно его интересы она представляет».
В числе политических проблем, которые требуют нового подхода и безотлагательного решения студенты называют правовые проблемы. Это, прежде всего, необходимость изменить нормативно-законодательную базу.
В студенческих эссе отмечается, что в нашей стране многие «существующие права невозможно реализовать». В качестве примера студенты указали на то, что «изменения осуществляются без учета мнения народа». Так, «изменены сроки действия полномочий президента с 4 до 6 лет и Государственной Думы с 4 до 5 лет, губернатора назначает президент. А это – прямое ограничение прав граждан».
Некоторые студенты также отметили, что «наши законы чересчур снисходительны к убийцам и другим преступникам. В России, как известно, процветает взяточничество. И если “усуровить” законы, то, возможно, оно снизится и наша страна найдет путь к усовершенствованию».
Другие подчеркнули, что «нужно изменить порядок принятия законов. Общество живет по законам, взаимодействует на основе права. Законы – это правовые рамки, из которых лучше нам не выходить. А в России законы принимают бездумно и непрофессионально. Наша «великая» партия диктует нам свои условия и навязывает законы, которые ей выгодны. Эти законы предусматривают интересы только власти».
Главный путь правового развития России, по мнению опрошенных воронежских студентов, – это «ужесточение законов». Большинство студентов считают, что «юридическая ответственность, применяемая за правонарушения, не является в нашей стране должной», «за жестокие преступления нет должного наказания». Поэтому ими предлагается «ввести смертную казнь», так как «страх перед наказанием сводит на нет желание совершить преступление», «провозглашенное нашими правящими кругами направление на гуманизацию уголовного закона ведет только к увеличению числа правонарушений», «частые поправки, вносимые в Уголовный Кодекс и смягчающие ответственность, создают все условия для того, чтобы виновный в совершении преступления ушел от наказания».
Исследования, проведенные в других регионах России, показали совпадение мнений студентов и по политическим проблемам. Так, среди самых «болевых точек» России везде называются «коррупция» (31,8%), «беззаконие и вседозволенность» (16,2%), «бюрократия» (11,1%) [2]. Имеющиеся данные позволяют говорить о том, что политические проблемы волнуют практически стольких же опрошенных, скольких и социальные проблемы.
Следующий по значимости для студентов – блок проблем в культурной сфере.
Почти все опрошенные студенты считают необходимым изменить систему образования.
В первую очередь, по мнению большинства опрошенных, нужно «отменить систему ЕГЭ» и «придумать новую систему контроля знаний школьников». Студенты отметили, что ЕГЭ «влечет неадекватные поступки людей, коррупцию, несправедливость», «не показывает должным образом знаний школьников, исключает какие-либо их творческие начала», «не отражает реальных знаний и в итоге ВУЗы получают малоподготовленных первокурсников», «школы перестали цениться, все ходят к репетиторам».
Предложения студентов по высшему образованию касаются, в первую очередь, предоставления возможности получения бесплатного образования и изменения качества образовательных программ. Большинство опрошенных считают, что многие молодые люди не могут получить желаемого образования, так как не имеют для этого необходимых средств, и что российская молодежь «с существующим образованием становится менее интеллектуально развитой».
Интересно отметить, что студенты акцентируют внимание на необходимости «формирования у специалистов достаточно высокого уровня политической и юридической грамотности, так как без этого невозможно создание действительно гражданского общества и правового государства».
Формирование всесторонне развитой личности, по мнению воронежских студентов, «нужно начинать с дошкольного образования, чтобы оно стало доступным для детей, чтобы еще с детских лет к воспитанию ребенка привлекались более квалифицированные работники, чтобы существовала возможность персонифицированного, личностного подхода к детям».
Важное место среди проблем культурной сферы занимают проблемы культурного уровня россиян. Студенты предлагают «ввести бесплатное посещение театров, музеев для школьников, студентов, малообеспеченных», «развивать доступный для каждого спорт», «поддержать богатое научное наследие страны», «возродить национальные традиции», «прививать любовь к чтению классической литературы».
Особое внимание должно быть уделено телевидению, как доступному средству информации. Студенты отметили, что современное российское телевидение «деградирует наше общество, современную молодежь. Центральные каналы только и пропагандируют кровь, смерть, убийства. Очень мало осталось просто «добрых», познавательных фильмов, передач, которые учат добру, справедливости. Телевидение воспитывает зло, бессовестность».
Большую роль студенты отводят сознанию людей. В эссе многих опрошенных акцентируется необходимость «изменения мировоззрения каждого гражданина», «изменения менталитета людей». Важно отметить, что студенты прекрасно понимают, что для таких изменений «требуется длительная и тщательная работа во всех сферах жизни и, прежде всего, такая работа требуется средствам массовой информации, которые своими беспорядочными действиями пропагандируют насилие, совершение преступлений, непристойный образ жизни. Все это создает в умах людей неправильное представление о человеческих ценностях, правильном поведении и исключает нормальное будущее». А начинать надо с малого, конкретного: «учить людей не мусорить, беречь общественные вещи, вежливо разговаривать, не надеяться на «авось и небось», проявлять уважение ко всем людям». Главное, по мнению студентов, – «повысить ответственность за будущее у каждого гражданина России». «Может, тогда, – написали студенты, – люди поймут, что им не все дозволено, и будут вести себя по-другому: уважительно гуманно по отношению друг к другу, к закону, к стране. Тогда, может, люди не будут обвинять власть в том, что она плохая и что ее нужно изменить».
Для решения проблем в культурной сфере России нужна «новая духовная основа, новая цель развития. Сейчас общество безыдейно и долго существовать не сможет, нужна новая национальная идея, вокруг которой сплотится весь многонациональный российский народ. Прививать ее необходимо со школьной скамьи». Однако никто из студентов не предложил такой идеи.
Студентами был затронут и блок проблем в экономической сфере. Но, по сравнению с социальной, политической и культурной сферами, он оказался самым поверхностным и маленьким. Можно сказать, что экономических знаний нашим студентам не хватает.
В экономической области студенты предложили изменить:
– экономическую политику. Студенты отметили, что «в настоящее время Россия экспортирует товары, которые сама производит, таким образом уменьшая спрос на отечественные товары; в результате чего российские производители должны снижать цены на свои товары». Они правильно считают, что пора «перестать вывозить все богатства страны, а нужно учиться рационально распоряжаться всеми имеющимися богатствами, налаживать собственное производство, выделять больше средств на научную деятельность и разработку новых технологий»;
– систему финансирования субъектов РФ из федерального бюджета. В эссе студенты указали, что «в нашем государстве выделяются огромные средства на непонятные простым гражданам нужды, баснословные гонорары чиновникам и госслужащим, городские праздники, в то время как существуют очереди в больницы и детские сады, ужасные дороги и плохое транспортное снабжение в крупных городах». Поэтому необходимо «направить в правильное русло расход финансов, и вместо того, чтобы ставить новейшие дорогостоящие штрафные камеры на дорогах, лучше направить эти деньги в детские дома, тем детям, которым повезло меньше, а не стараться бы сдирать очередные деньги с граждан. Да, камеры приносят кому-то доход! А на чужые судьбы в государстве денег нет!»;
– «понизить цены на продукты» и «повысить цену на акцизные марки, тем самым повысив цену на табачную и алкогольную продукцию». Студенты считают, что такая стратегия «привела бы к уменьшению спроса» на эту продукцию и «улучшению состояния здоровья населения». К сожалению, здесь можно констатировать слабое знание современными студентами истории России, недопонимание того, что люди все равно пить и курить будут, но будут еще больше травиться, покупая нелегальное спиртное и непонятное табачное».
В целом в иерархии актуальных, требующих незамедлительного решения проблем, состояние которых в современной России не устраивает студентов, можно выделить: 1 – социальная незащищенность (35,8%), 2 – коррупция (31,8%), 3 – беззаконие, вседозволенность (16,2%), 4 – проблемы политической системы (14,5%), 5 – пассивность, безысходность (12,7%), 6 – экономическая ситуация (12,7%), 7 – дороги (11,5%), 8 – бюрократия (11,1%), 9 – пьянство, наркомания (10,4%), 10 – здравоохранение (9,5%), 11 – проблемы пенсионеров (9,3%), 12 – преступность (8,4%), 13 – низкий культурный уровень (7,5%), 14 – уровень демократичности (7,5%), 15 – безработица (6,0%), 16 – проблемы образования (5,5%), 17 – жилищные проблемы (4,7%), 18 – молодежные проблемы (3,6%), 19 – экология (3,5%) [2].
В своих эссе воронежские студенты актуализировали множество разных проблем, подчеркнув, что «пора открыть глаза на действительность», «что большинство запланированных проектов не подтвердили ожидаемого результата», что «в современной России много проблем и с каждым днем они растут и их становится больше», что «изменения нужны во всех сферах жизни». К чести наших студентов нужно отметить, что они предложили системный подход к современной российской действительности и хорошее понимание того, что «сложно поменять, решить всего одну проблему, так как одно вытекает из другого: решив проблему инвалидов, останутся обделенными пенсионеры, студенты, безработные, и, наоборот».
Одновременно студенты указали и некоторые пути решения этих проблем. Главное, по их мнению, чтобы решить проблемы, «нужно объединить усилия, не быть равнодушным гражданином своей страны».
Сегодня не так просто дать оценку молодому поколению и тем более сделать так, чтобы молодежь участвовала в развитии государства. Но следует помнить, что она фонтанирует инновационными идеями, воплощение которых поможет преобразить Россию.
В одном из своих Посланий Федеральному Собранию РФ В.В. Путин подчеркнул, что «каждый гражданин России должен чувствовать свою сопричастность с судьбой государства. И каждый должен иметь шанс законным образом улучшить свою собственную жизнь, приумножить трудом богатство своей Родины» [7].
Но одновременно нельзя забывать, что молодежи необходимо помогать. Еще Иван Ильин, предвидя современную ситуацию, писал: «Грядущая Россия будет нуждаться в новом, предметном воспитании русского духовного характера; не просто в “образовании”… Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он – бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный – начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что … формальная „образованность“ вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации… Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания, и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь» [8].
У каждого поколения молодежь разная, начиная от образованности и заканчивая критерием ценностей. Но одно неизменно: молодежь – это будущее страны, ее умственный потенциал, ее опора и надежда. Именно молодежь должна будет принять эстафету в деле строительства новой России, служить обществу и государству, видя в этом способ самореализации.
Автор: Калашникова С.М.
Примечания:
- Медведев Д.А. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ / Д.А. Медведев. – 2010. – (http://президент.рф).
- Иваненков С.П. Отношение молодежи к будущему России / С.П. Иваненко // Credo new: теоретический журнал. – 2003. – № 4. – (http://pyramid.volia.ua).
- Путин В.В. Не будет ни революций, ни контрреволюций: Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ / В.В. Путин. – 2001. – (http://archive.kremlin.ru/text/appears/2001/).
- Путин В.В. Какую Россию мы строим: Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ / В.В. Путин. – 2000. – (http://archive.kremlin.ru/appears/2000/).
- Образовательные ценности и ориентации воронежских студентов / под ред. А.И. Верецкой, А.П. Дьякова. – Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2006. – С. 94, 110.
- Выявление мнения студентов проводилось на основе анализа автором 400 эссе на тему «Что бы я изменил в России в первую очередь», выполненных студентами Воронежского государственного университета в сентябре 2011 г.
- Путин В.В. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ / В.В. Путин. – 2007. – (http://archive.kremlin.ru/text/appears/2007/).
- Ильин И. Наши задачи: статьи 1948-1954 годов : в 2 т. / И. Ильин. – М.: Paper, 1992. – Т. 2. – С. 143.