Воронежский механический завод, одно из крупнейших предприятий области, работающих ныне в системе авиакосмического бизнеса, начинал свою производственную деятельность как изготовитель сельскохозяйственных машин. Первоначально созданный в 1928 году завод так и назывался – «Триер» — по названию зерноочистительных устройств, производимых для аграрного сектора.
Следует отметить, что от завода «Триер» ведет свое начало и еще одно крупное воронежское предприятие – завод «Воронежсельмаш». Правда, годом возникновения завода называется другая дата – 1917 год.
Устранить путаницу нам поможет обращение к фактическому материалу. В 1914 году в Воронеж из Петербурга прибыл предприниматель по фамилии Петечев. Старожилы Воронежа указывали, что в северной столице Петечев был приказчиком у богатого фабриканта, после смерти которого сумел присвоить чужое богатство. В обществе пошли неприятные разговоры, в результате чего Петечев счел за благо уехать в Воронеж. Здесь в компании с другими фабрикантами он решил построить кабельный завод. Без особых проблем купили компаньоны землю у крестьян из деревушки Ямская, располагавшейся на юго-западной окраине Воронежа, несколько десятин земли, и начали строительство трех цехов и двухэтажного административного здания. Однако запустить завод так и не успели из-за событий 1917 года.
Спустя несколько лет за достройку и перепрофилирование завода взялось советское правительство. Разрушенная гражданской войной экономика требовала быстрого восстановления. Новой властью был взят курс на модернизацию аграрной отрасли и повышение в этой важнейшей сфере производительности труда.
Надо сказать, что проблемы в области сельхозпроизводства Воронежской области имели застарелый характер. Из 3,7 млн. населения губернии только 90400 были жителями Воронежа. Деревня была перенаселена, урожайность культур была очень низкая, избыток рабочей силы мигрировал в другие регионы (это явление получила название «отхожие промыслы»).
«Воронежская губерния, – отмечают воронежские историки, – оставалась одной из отсталых аграрных губерний «оскудевающего центра» царской России. 93 процента населения губернии было занято в сельском хозяйстве. Господствовала по-прежнему трехпольная система земледелия. Главными орудиями обработки земли оставались деревянные сохи и бороны. Положение воронежских крестьян нашло свое отражение в названиях сел, деревень и хуторов: Гнилуша, Грязнушка, Пустошка, Голопузово, Погореловка, Горюшкин, Малоедов, Голодаевка, Нееловка и т.п.».[i]
В целях поддержки крестьянских хозяйств и улучшения ситуации с обеспеченностью их сельхозмашинами, советское правительство решило запустить еще одно промышленное предприятие – завод «Триер». Постановлением Совета Труда и Обороны и ВСНХ СССР от 9 марта 1927 года Всесоюзному акционерному обществу «Мельстрой» в арендное пользование передавались три воронежских завода и площади недостроенного кабельного завода, бывшего ранее в собственности фабриканта Петечева. На площадке кабельного завода и решили создать предприятие по выпуску зерноочистительных машин и элеваторного оборудования.
Со временем произошло перепрофилирование «Триера», который через несколько лет отошел от выпуска сельхозмашин и стал специализироваться на двигателях внутреннего сгорания. Острая нужда в триерах для сельского хозяйства на тот момент отпадает. Как сообщал Народный Комиссариат рабоче-крестьянской инспекции СССР, «С 1929-30 гг. страна обеспечивается внутренним производством триеров и нужда в импорте машин отпадает». Спрос на эти механизмы был в целом удовлетворён.
На тот момент акценты в производстве машин сместились в иную плоскость — экономике требовались мощные, компактные и достаточно экономичные дизельные двигатели, которые планировалось применять в гражданских и военных отраслях.
В 1931 году «Триер», на котором тогда трудилось 1100 работников, был преобразован в Дизельный завод им.Сталина (см. фото), который стал выпускать двигатели для энергетики и речного флота, а с 1940 года – в филиал Воронежского авиамоторного завода.
Такая переориентация произошла в связи со строительством в Воронеже авиационного завода, которое было начато в 1930 году. К марту 1932 года авиазавод (ныне ВАСО) стал давать первую продукцию. Тогда же планировалось расширить научный и кадровый потенциал авиастроителей, создав соответствующий профильный институт и жилой район (который и сейчас называется район ВАИ – Воронежского авиационного института, который так и не был построен).
Новой авиастроительной отрасли были нужны моторы, производством которых и должен был заняться Воронежский механический завод. На взгляд современного человека, это была абсолютная авантюра – в аграрной губернии, с низким уровнем образования и грамотности (к началу ХХ века в Воронежской области четверть населения не умела читать и писать), организовывать инновационное производство, коим было авиа и моторостроение. Без соответствующих кадров, традиций, ресурсов – на одном лишь энтузиазме начинать столь сложное дело – это было невероятным. И, тем не менее, задуманное полностью было воплощено в жизнь.
Люди из воронежской глубинки оказались очень способными и быстро обучаемыми. К началу Отечественной войны завод уже располагал кадровым составом, способным решать сложные технические задачи и улучшать созданные ранее модели двигателей.
С началом военных действий ВМЗ был эвакуирован в Узбекистан, в город Андижан. Там коллектив предприятия изготавливал поршневые двигатели авиационного назначения.
После окончания войны и возвращения завода в Воронеж, на ВМЗ началась новая эпоха. После взрывов атомных бомб американцами в Хиросиме и Нагасаки, советское правительство вынуждено было ускоренными темпами работать над современным ядерным оружием и средствами доставки боезарядов. Для обеспечения надлежащей обороноспособности страны были необходимы самолеты нового типа, работавшие на реактивной тяге, на усовершенствованных технических и технологических принципах. С конца 1940-х годов начинается плотное сотрудничество заводчан со специалистами ОКБА, занимавшихся сначала авиадвигателями с системами непосредственного впрыска топлива, а впоследствии — конструированием ракетных и ядерных двигателей.
Но помимо важнейших научных и производственных целей перед ВМЗ стояли практические задачи восстановления социальной инфраструктуры, быта сотрудников предприятия и членов их семей. На заводе в послевоенный период производятся товары народного потребления — такие, например, как металлические кровати, потому как в послевоенный период людям элементарно было не на чем спать.
Занимался ВМЗ и строительством пионерского лагеря, в котором могли бы проводить время летних каникул дети не только заводчан, но и многих других воронежцев. Используя собственные финансовые, трудовые и материальные ресурсы, заводчане в трудные послевоенные годы отстраивали социальную инфраструктуру.
Немалое внимание уделялось руководством предприятия и физкультурно-спортивному развитию работников. При заводе создавались всевозможные спортивные секции, проводились тренировки, соревнования и внутризаводские чемпионаты.
В то же время производственная деятельность имела приоритетный характер. В тот период возникла острая нужда в создании эффективных средств противовоздушной обороны, способной защитить небо страны от атак внешних врагов. Требовались не просто ракетные комплексы реактивного типа (как, например, «Катюши»), а средства доставки боезарядов межконтинентального плана.
Вместе с боевой авиацией и ракетостроением менялись и технологии, применяемые на ВМЗ. В 1957 году заводчане успешно решили задачу по производству серийных жидкостных ракетных двигателей. Для достижения этой задачи потребовалась колоссальная научная, опытно-конструкторская и испытательная работа. А в 1959 году на заводе был создан прототип жидкостного двигателя, способного выводить объекты на околоземную орбиту. Демонстрация всему миру первого спутника земли стала для международного сообщества огромным потрясением.
В последующие годы на Воронежском механическом продолжаются работы по заказам оборонного ведомства – создаются и испытываются новые образцы для армии, ракетных войск стратегического назначения, для запусков спутников и пилотируемых аппаратов.
В 1972 году ВМЗ участвует в проекте запуска космического челнока «Буран-Энергия», сделанного по типу американских кораблей многоразового использования «Спэйс-Шаттл».
В конце 1980-х годов на Воронежском механическом заводе начинаются известные трудности, связанные с политикой перестройки и разоружения. Программы и заказы оборонного ведомства сокращаются или закрываются вовсе, финансовые потоки урезаются. Коллективу завода правительство страны предлагает самостоятельно искать пути конверсии, переориентации на новые заказы и рынки.
Руководство ВМЗ вынужденно переходит на обслуживание тех отраслей и потребителей, которые располагают денежными ресурсами и не имеют проблем с платежеспособностью. В начале 1990-х начинают реализоваться программы сотрудничества с предприятиями нефтегазового комплекса и нефтехимии. Разрабатываются комплексы многопродуктовых топливораздаточных агрегатов для АЗС, запорная аппаратура, клапаны и прочие устройства по желанию заказчиков. Для предприятий пищевой промышленности ВМЗ стал изготавливать куттеры, для населения — газовые плиты «Россиянка» и т.д.
В феврале 2007 года ВМЗ в соответствии с Указом Президента РФ стал частью Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева. Теперь в объединенную компанию входят производственное объединение «Полет», Московское предприятие по комплектованию оборудованием «Длина», Воронежский механический завод, Конструкторское бюро химического машиностроения имени А.М. Исаева.
Учитывая то обстоятельство, что законодательной и исполнительной властью современной России принято решение по массированному финансированию оборонных отраслей промышленности в ближайшие годы, у Воронежского механического завода имеются неплохие перспективы по наращиванию научного, маркетингового и делового потенциала. Воронежская область в лице своего экономического лидера – ВМЗ, получит дополнительный стимул к динамичному развитию, созданию высокотехнологичных рабочих мест.
См.: Объединение ВМЗ и КБХА усилят общий потенциал
[i] Загоровский В.П., Олейник Ф.С., Шуляковский Е.Г. История Воронежской области. – С.40.
2. Всегда первые. История Воронежского механического завода. — Спб.: РУАН, 2007. — 160 с.