Уже минуло более десятилетия с того времени, как один из старейших заводов Воронежа – завод Столля, переименованный позже в завод им. Ленина, прекратил свое существование, столкнувшись с трудностями с реалиями нового времени. На месте былого лидера воронежской промышленности уже стоят торговые и развлекательные учреждения, строятся новые жилые здания. Лишь небольшие фрагменты былого значения завода остаются в виде отдельных модернизированных строений и мемориальных досок.

Однако для истории воронежской экономики и производственного бизнеса завод им.Ленина будет всегда сохранять одну из центральных ролей.
Ведь именно с завода Столля и еще одного крупного предприятия – Рихарда-Поле начиналась летопись местной промышленности. Поэтому мы не можем обойти вниманием это важнейшее для становления воронежского бизнеса явление, которое подготовило развитие кадрового потенциала, техническое обучение рабочих, освоения новых образцов техники, внедрения инноваций в аграрный сектор Воронежского края. С завода Столля начиналось создание трудовых династий, изменение социальных отношений, освоение инженерного дела.

Завод Столля был построен в 1869 году на улице Садовой, которое ныне носит имя Карла Маркса. Основателем предприятия стал В.Г.Столль, выходец из служилого дворянства, сын уездного врача.

Окончив политехническую школу в Риге, Столль занялся изучением производства сельскохозяйственной техники в Англии, Франции, Германии. Оценив перспективы развития будущего бизнеса, Столль направился в Воронеж, типично аграрную губернию России, где перспективы производства и сбыта сельхозмашин были весьма благоприятными. Дешевая рабочая сила и техническая неразвитость агросектора должны были надолго обеспечить заказами будущее предприятие.

На момент строительства завода промышленность Воронежа была представлена двумя колокольными заводами, принадлежавших купцам братьям Самофаловым. Один из заводов был основан в 1814 году, а второй – в 1829 году. На этих предприятиях, которые мы сейчас бы отнесли к сфере малого бизнеса, работало всего 5 мастеров и 20 рабочих.

В 1856 году был построен механический завод кустарного типа, производивший сельхозмашины, а позже – несложное оборудование для нужд железной дороги. Владельцем предприятия был инженер-технолог Э.Ф.Гаусман. Это были, по существу, мастерские, где имелись всего лишь два конных привода, вагранка, 4 горна, 3 токарных станка. На заводе работало 20 человек – мастер, 8 подмастерьев и 11 учеников.[i]

Столль открыл свой завод-мастерскую 28 апреля 1869 года. Поначалу все заводское оборудование состояло из токарного и сверлильного станков, а также станка для распиловки древесины. Рабочих было пятеро, мастером был сам Столль. Первый кузнечный горн был сложен самим владельцем бизнеса.

Спрос в тот период на сельскохозяйственные орудия (бороны, плуги, полевые катки) и машины был весьма устойчивым; заказов у завода Столля было достаточно. Однако чтобы выполнить все заказы, требовалось новое оборудование, цехи, квалифицированные работники. А для расширения производства нужны были финансовые ресурсы. Сам Столль достаточными средствами не располагал, поэтому предложил поучаствовать в бизнесе компаньонам из числа купцов и инженеров.

Компаньоны были найдены. Они вкладывали в бизнес деньги и получали часть от заработанной прибыли. При этом их риски были ограничены размером вложенного капитала. Сам Столль был управляющим партнером (или полным товарищем), который отвечал по обязательствам предприятия всем своим имуществом. Так в январе 1879 года в Воронеже появляется первое товарищество на вере.

В 1880 году на заводе впервые было налажено массовое производство плугов; было освоено также изготовление соломорезок и оборудования для мельниц. Продукция завода Столля покупалась хорошо, и товарищество стало расширять рынки сбыта – сначала в Курской, Тамбовской, Харьковской и других губерниях были открыты склады и центры обслуживания оборудования. Впоследствии, в 1890-1895 годах, продукция поставлялась в Винницу, Брест, Кременчуг, Варшаву, Барановичи, Владивосток.

Проникновение в регионы и предложение продукции производилось компаньонами весьма продуманно и квалифицированно. Как бы мы сейчас сказали, маркетинговая стратегия Товарищества была на высоте. Начиная с 1880-х годов, детище Столля регулярно участвует во всех сельскохозяйственных выставках, осуществляя рекламу и демонстрацию своей продукции. За плуги и машины завод получил в 1882 году в Париже серебряную медаль, в Саратове в 1883 году – золотую медаль, в Воронеже в 1894 году большую золотую медаль; в Курске и в Москве в 1895 году – большую серебряную медаль, в Ташкенте в 1909 году – две большие золотые медали.

В 1896 году завод приступил к выпуску маслобойных машин и оборудования, которые были тогда для русской глубинки большой инновацией. В этом же году владельцы бизнеса смогли получить от реализации готовой продукции 32 тысячи рублей чистой прибыли.

Успех предпринимательской деятельности был налицо, и в 1900 году компаньоны решили построить новый завод в Челябинске, который был пущен в 1901 году. На праздновании в 1903 году 25-летия бизнеса в памятном адресе, преподнесенном директору-распорядителю С.Н.Коломенкину, говорилось: «Вместо ремонта чужих машин и орудий (товариществом) изготавливаются десятки тысяч плугов, оборудуются большие заводы, строятся военные мельницы. Вместо маленькой торговли, существовавшей тогда при заводе, теперь миллионные обороты. Целые поезда уносят в Сибирь, Закаспийский край и другие районы произведения Товарищества. Первый русский машинный груз, коснувшийся Восточного берега Азиатской России, был груз Товарищества. Город Владивосток принял в свой порт изделия нашего завода. Западный край, Центральная Россия, Кавказ, Туркестан, Сибирь с ее областями – вот потребители наши».

Революция 1905 года не обошла стороной и завод Столля. Работники предприятия приняли активное участие в акциях протеста и забастовках того времени, о чем свидетельствует литая мемориальная доска, сохранившаяся на стене здания, бывшего когда-то частью завода.

Расширение рынков сбыта и увеличение прибыльности бизнеса привело владельцев завода к решению о реконструкции предприятия. В 1907 году Товарищество купило прилегавшие к заводу участки, построило новые цехи и склады, котельную и малярную.

В конце 1913 года правление Товарищества «Столль и К» перебирается в Москву и уже оттуда управляет деятельностью воронежского и челябинского заводов.

С началом первой мировой войны сбыт мирной продукции застопорился. Однако завод Столля получает большие военные заказы. Для оборонного ведомства предприятие начинает изготавливать двухтактные двигатели мощностью в 25 л.с., дизели, гидравлические прессы, станки для обработки гранат. К 1916 году на предприятии работал 951 работник.

После октябрьской революции 1917 года и гражданской войны воронежский завод Столля был национализирован и переименован в механический завод им. Ленина. Произошло это в ноябре 1922 года.

В 1922 и 1923 годах завод им. Ленина активно восстанавливал производство с помощью специально выделенных правительством кредитов. О сложности восстановления прежних объемов производства говорит тот факт, что в 1923/24 году план удалось выполнить лишь на 60%.

В 1924 году на заводе была построена испытательная станция для двигателей, переоборудованы материальные и модельные склады, отремонтирована котельная, подключено электроснабжение, отстроено новое здание заводоуправления. Теперь на заводе трудилось 438 рабочих и 114 служащих.

По мере решения проблем снабжения аграрного сектора сельхозмашинами, выпуском которых занялся Воронежский завод «Триер», завод им. Ленина с 1929 года был переориентирован на изготовление оборудования для хлебопекарной промышленности. Дело в том, что ранее аналогичное оборудование приобреталось, в основном, за рубежом. Теперь же следовало экономить иностранную валюту и золото, за которое производились внешнеэкономические расчеты, и изготавливать различные машины и агрегаты на местах.

За годы первой пятилетки завод им. Ленина освоил производство 9 видов машин, избавив страну от импортных поставок. Отечественные хлебозаводы стали комплектоваться полностью отечественным оборудованием. В 1933 году были сконструированы еще 4 вида совершенно новых типа машин, не имевших аналогов ни в России, ни в мире. Численность работающих на предприятии к этому времени превысила 1000 человек.

В начале 1930-х годов на заводе им. Ленина стало распространяться ударничество и новые модели рабочего самоуправления. Это было похоже на то, что позже, в 1970-х годов станет «кружками качества» в японских корпорациях. Сотрудники завода им. Ленина стали объединяться в специальные бригады под названием «ДиП» («Догнать и перегнать»), в которых решали, как добиться наивысших результатов производственной работы. Проблемы нерациональных простоев, ненадлежащей организации и менеджмента, недопущения производственного брака – вот что интересовала участников движения «ДиП».

Интеллектуальную мысль завода усиливали изобретатели и рационализаторы, которые постоянно пытались совершенствовать технологические процессы, технику и агрегаты. Только за 1932 год на заводе было рассмотрено 921 рационализаторское предложение.

В годы второй пятилетки заводчане стали осваивать еще один новый для себя вид продукции – производство машин и агрегатов для мясопереработки. Начало этому было положено в 1935 году.

С началом Великой отечественной войны на заводе стало проводиться перепрофилирование производства в связи с переходом на военную продукцию. Однако уже к концу 1941 года завод пришлось эвакуировать в город Кунгур, на Северный Урал. 19 декабря 1941 года последние эшелоны с оборудованием и персоналом покинули Воронеж. На новом месте воронежцы продолжили выполнять оборонные заказы.

После окончания войны в Воронеж из эвакуации стали возвращаться кадровые рабочие. Их ряды пополняли фронтовики. К 1946 их было 215, а к 1950 стало 423 человека. Формально завод им. Ленина начал свою работу в Воронеже уже в 1945 году, однако на тот момент в строй был введен только 2-ой механический цех. К концу декабря 1948 года было завершено восстановление 1-го механического цеха.

В послевоенные годы завод стал специализироваться на изготовлении оборудования для пищевой промышленности. Были освоены новые модели автоматов и машин для расфасовочно-упаковочных операций, производства макаронных изделий, автоматы для карамели, пельменей, крупы.

Параллельно восстанавливался завод, к которому добавлялись новые цеха. В 1954 году строители сдали в эксплуатацию сборочный, а в 1955 году – котельный цех. Число сотрудников предприятия возросло в 1955 году до 650 человек.

В 1970-1980-е годы завод им. Ленина поступательно развивался, осваивая новые модели оборудования, строя жилье для работников предприятия, обеспечивая их семьи материальными, финансовыми и культурными благами. Серьезные трудности у предприятия начались в начале 1990-х годов, когда планово-распределительная экономика стала постепенно отмирать.

С началом приватизации и либерализацией цен, произошедших в 1992 году, трудности еще более усугубились. Заказы на новое оборудование почти прекратились, инфляция составила свыше 2500% за 1992 год и почти 800% в 1993 году. Зарплату работникам предприятия стали задерживать на 3-4 месяца. Персонал стал понемногу увольняться. Долги предприятия перед бюджетом и сотрудниками нарастали.

В сложившихся условиях руководство завода им. Ленина решило не мудрствовать лукаво и продать предприятие по частям – благо, что завод находился в центре города и земля под ним стоила дорого.

Вскоре имущество и земли завода пошли с молотка. На месте некогда успешного бизнеса, бывшего флагманом воронежской промышленности, возникли торговый и развлекательный центры, коммерческие вузы, жилые дома. Канули в Лету достижения предприятия, его славные традиции, люди, составлявшие славу завода.

Мог ли выжить в завод в сложные времена 1990-х годов, теперь сказать сложно. Мнения здесь могут быть самыми разными. Мы не будем давать своих оценок. Отметим лишь, что история этого значительного и многогранного бизнеса будет интересна последующим поколениям.

 

Галкин В.В., д.э.н., проф.

См. : Воронежский завод им. Ленина

 


[i] Прив. По: Имени Ленина. Очерки истории Воронежского машиностроительного завода. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1968. – С.3.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *