В начале XX века правительство России стояло перед необходимостью решения проблемы малоземелья и упорядочения крестьянского землепользования. Земельно-передельный механизм общины вносил неурядицы в хозяйственную жизнь крестьян. Чересполосица и дальноземелье затрудняли ведение эффективного хозяйства и препятствовали интенсификации сельского хозяйства. Попытка создания частной земельной собственности без подкрепления мерами по упорядочению землепользования была обречена на провал. Укрепительная операция по указу 9 ноября 1906 г. имела смысл только на землях, выведенных из системы общинного землепользования. Поэтому землеустроительная политика стала одной из главных составляющих столыпинской аграрной реформы. В современной историографии столыпинской реформы проявляется повышенный интерес к этому аспекту реформирования. Идея усовершенствования крестьянского землепользования появилась в правительственных кругах в 1901-1905 гг. и была нацелена на устранение пережитков в землепользовании и организацию рентабельного хозяйства.
В начале 1906 г. начинается разработка механизма осуществления землеустройства на местах. Один из деятелей Главного управления землеустройства и земледелия — А.В. Кривошеин представил Николаю II «Записку о преобразованиях в крестьянском устройстве и об аграрных мероприятиях», где отстаивал необходимость перенесения землеустроительного дела на места. «Для выяснения необходимых мер… нужно приблизиться к жизни крестьянства, никакие центральные органы достигнуть этого не в состоянии». Он предлагал создать на местах «коллегиальные учреждения в составе местных общественных деятелей и правительственных чиновников ведомств, имеющих прямое отношение к сельской жизни: ГУЗиЗ, МВД, Минфина» [1]. Эти идеи легли в основу Указа 4 марта 1906 г., который учреждал Комитет по землеустроительным делам, а также губернские и уездные землеустроительные комиссии. В обязанности последних входило: а) содействие сельским обществам в устранении недостатков существующего землепользования и землевладения; б) посредничество между крестьянами и частными владельцами в разверстании чересполосных земель, общих владений и сервитутов: в) содействие через Крестьянский банк покупке крестьянами земли у частных владельцев; г) содействие переселению крестьян на казённые земли. Землеустроительные комиссии стали непосредственными проводниками государственной земельной политики и работали в тесной связи с Крестьянским банком. Наказ землеустроительным комиссиям вменял им в обязанность «содействовать участникам покупки (при содействии банка -Л.С.) в разделе земли на отдельные отруба или в уменьшении числа полос отдельных домохозяев» [2]. Такая постановка проблемы предполагала одновременное решение вопроса малоземелья и улучшения землепользования.
Разработка механизма землеустройства активизировалась после назначения Главноуправляющим землеустройством и земледелием А.В. Кривошеина. 15 октября 1908 г. по соглашению министров внутренних дел, юстиции и Главноуправляющего землеустройством и земледелием были изданы «Временные правила о выделе надельной земли к одним местам». Их основные начала сводились к «поощрению добровольных выделов, упрощению и ускорению производства, соответствию выделов целям землеустройства» [3]. Здесь отмечалось, что Указ 9 ноября 1906 г. имел 2 задачи: «насаждение единоличной земельной собственности у крестьян путем облегчения выхода из общины и развитие хуторского и отрубного землевладения на надельных землях, взамен чересполосицы». В осуществлении второго аспекта обнаружился ряд проблем: «недостаток землемеров… и отсутствие в губерниях объединяющей, руководящей организации в деле внутринадельного разверстания и недостаточная согласованность деятельности землеустроительных и крестьянских учреждений» [4]. Для выхода из ситуации создавались особые совещания в составе губернатора (председательствующий), непременного члена губернской землеустроительной комиссии, непременного члена губернского присутствия и губернского землемера. На них возлагалась надежда на достижение согласованности и единства в организации. В документе отмечается, что «выдел земли к одним местам значительно затрудняется и тем, что до настоящего времени не разработано руководящих правил» [5].
Правила основывались на следующих принципах: 1) поощрение добровольных выделов: 2) возможное упрощение и ускорение производства выделов; 3) установление взаимодействия и тесной связи между крестьянскими и землеустроительными учреждениями и устранение возможных между ними трений путём точного определения обязанностей тех и других учреждений; 4) принятие мер к тому, чтобы выделы соответствовали целям землеустройства» [6]. Наиболее совершенным типом земельного устройства признавался «хутор, а при невозможности образования такового — сплошной для всех полевых угодий отруб, отведенный особо от коренной усадьбы» [7]. Выдел мог происходить «в добровольном порядке и принудительном, в промежутки между переделами и при переделах, по требованию или отдельных домохозяев или обществ» [8], независимо от того, «укреплены ли выделяемые участки в личную собственность владеющих или домохозяев или состоят во владении на общинном праве» [9].
Правительственные акты за 1906-1908 гг. ориентировались не на бедного, но и не слишком богатого «крепкого мужичка». Эти представления преобладали в ближайшем окружении П.А. Столыпина — в МВД. Вмешательство в законодательство других ведомств, а также Думы и Государственного Совета несколько изменило ход реформы. С 1909 г. разработка механизма проведения землеустройства сосредоточилась в Комитете по землеустроительным делам — межведомственным органе, находившимся под эгидой ГУЗиЗ.
19 марта 1909 г. Комитет утвердил «Временные правила о землеустройстве целых сельских обществ», которые касались раздела селений, выдела земли выселкам и перехода к отрубным владениям целых сельских обществ. С этого времени все больше проявлялась тенденция к разверстанию наделов целых деревень. В январе 1909 г. на Съезде Непременных членов Губернских Присутствий и Землеустроительных комиссий обсуждались «Временные инструкции в технике землеустройства», где землеустроительные меры подразделялись на подготовительные и законченные. К подготовительным были отнесены «меры, имеющие целью сделать землепользование более удобным для целой группы хозяйств, связанных между собою чересполосностью или общим пользованием, и подготовить внешнюю форму группового владения к дальнейшему ее усовершенствованию…»; законченная землеустроительная мера должна иметь целью «введение единоличного владения всеми сельскохозяйственными угодьями…» [10].
19 июня 1910 г. Комитетом по землеустроительным делам были утверждены «Правила о выделе надельной земли к одним местам», отразившие дальнейшую эволюцию политики правительства в землеустроительном вопросе. Здесь хутор уже не выделялся как идеальный тип земельного устройства, подчеркивалось, что «конечной целью землеустройства является разверстание всего надела». Правила призывали «стремиться, чтобы работы охватывали возможно большую часть площадь землеустраиваемого надела» [11]. Одиночные выделы теряют приоритет и ставятся в третью очередь после разверстания всего надела и групповых выделов. С учетом всех проблем, существовавших в реализации землеустройства это означало, что одиночные выделы были обречены на прекращение. К тому же в правилах оговаривалось, что «групповые и отдельные выделы должны производиться с таким расчетом, чтобы они не затрудняли дальнейших землеустроительных работ, направленных к устройству в будущем всего надела сельского общества» [12]. Составители правил предпочитали «полное рассечение общины на хутора и отруба» [13].
ГУЗиЗ разработало и представило на утверждение Совета министров «Инструкцию землеустроительным комиссиям о направлении их деятельности», где фиксировались основания их работы: комиссии были призваны оказывать содействие не только крестьянам, но и «лицам других сословий, по быту своему не отличающихся от крестьян» [14], в сферу их деятельности «входило посредничество между сторонами и оказание им помощи для выработки всех подробностей и условий разверстания» [15]. В Отделе XI «Землеустройство целых сельских обществ» на комиссии возлагается обязанность содействовать крестьянам в переходе к «улучшенным формам землепользования: 1) разделу земель между селениями, соединенными в одно общество: 2) разделу земель между частями селения; 3) выделу наиболее отдаленных земель под выселки; 4) выделу участков из общинной земли в собственность отдельным домохозяевам; 5) переходу общества от передельного пользования землею к подворно-наследственному, с разверстанием черезполосности или с распределением всей земли на отрубные участки (хутора); 6) разверстанию черезполостности подворно-наследственных земель и переходу от подворно-наследственного землепользования к владению в отрубных участках; и 7) переделу общинных земель, в целях перехода к многопольному хозяйству» [16]. В данной инструкции отчётливо проявляется тенденция к поощрению разверстаний целых обществ. Увеличение номенклатуры производимых операций должно было обеспечить расширение фронта работ и превратить землеустройство в первоочередное действие по отношению к укрепительному процессу.
Окончательное оформление механизма землеустройства зафиксировано в Законе «О землеустройстве» 29 мая 1911 г. В нём значительно расширялись функции землеустроительных комиссий, они превращались из посреднических «в своего рода судебные органы, решения которых были обязательными в вопросах разверстания чересполосицы, отграничения смежных владений и проч.» [17]. Значительным нововведением стала возможность перехода к единоличному хозяйству без предварительного укрепления земли в собственность, в круг полномочий землеустроительных комиссий теперь входили не только надельные, но и прикупленные крестьянами вненадельные земли. Оживленные прения при обсуждении проекта в Думе проходили по статье о выделе к одному месту принадлежавшей домохозяину земли, надельной и частной. Для ускорения насаждения крестьянского землевладения, было решено считать отрубные и хуторские участки, образованные из надельных и купленных земель, не надельной собственностью, а частной, что переводило не менее 20 млн. дес. надельной земли в разряд частного землевладения и могло быть продано за долги кредиторам [18]. Это соответствовало интересам правительства, так как позволяло наладить эффективную поддержку через Крестьянский банк. На основании официальных государственных актов и Закона о землеустройстве А.М.Анфимов высказал утверждение, что столыпинский вариант реформы в России потерпел поражение еще при жизни П.А. Столыпина [19]. Закон еще более упрощал переход к отрубному хозяйству, сохранял курс на разрушение общины и усиливал тенденцию к образованию массового собственника [20]. Т ем самым реформа получала новый поворот; из рук МВД она стала переходить в руки ГУЗиЗ.
Главными задачами Закона являлись устранение недостатков землепользования и землевладения мелких земельных собственников: дальноземелья, надельной и вненадельной чересполосности; создание удобных для сельскохозяйственного пользования отдельных земельных владений. Действие закона распространялось также на средние и крупные владения, связанные чересполосно с землями крестьян и мелких владельцев. Закон 29 мая 191L г. в значительной мере заменил закон 14 июня 1910 г. Реформа тем самым получила новую ориентацию. Предпочтение отдавалось операциям, затрагивавшим как становящихся собственниками, так и остающихся при общинном устройстве. Развитие землеустройства в целом было более устойчивым, чем выделы из общины, которые значительно затормозились. Правительство перестало поощрять укрепление наделов в собственность. Создание крепкого крестьянина, опоры государственности, оставаясь конечной целью реформы, происходило не путём формального укрепления, а путём экономического преобразования надельной земли, Отчасти поэтому в отечественной историографии 1911 год обозначается как граница в проведении реформы, после которой она фактически начинает сворачиваться. Однако землеустройство было прекращено только в 1915 г. Этот аспект столыпинской аграрной реформы просуществовал дольше остальных и внёс огромные изменения в жизнь крестьянства. Самое важное заключается в том, что землеустройство коснулась не только тех, кто готов был укрепить землю в собственность, но и тех, кто решил остаться в общине.
Примечания:
- Кривошеин К.А. Александр Васильевич Кривошеин. Судьба российского реформатора. — М, 1993. — С.79.
- РГИА, ф. 592, оп.1, д.33’4, л.5.
- РГИА, ф. 1276, оп.2, д.406, л.175-175об.
- РГИА, ф. 1276, оп.2, д.406, л. 172.
- РГИА, ф. 1276, оп.2, д.406, л. 172 об.
- РГИА, ф. 1276, оп.2, д.406, л. 175-175 об.
- РГИА, ф. 1276, оп.2, д.406, л.188об.
- РГИА, ф. 1276, оп.2, д.406, л.172об.
- РГИА, ф. 1276. оп.2, д.406, л. 187 об.
- РГИА, ф. 408, оп.1, д. 120, л. И.
- Александровский Ю.В. Закон 14 июня 1910 г. об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении. СПб., 1911. — С.367-375.
- Александровский Ю.В. Указ. соч. — С.367-375.
- Цит. по: Зырянов П.Н. Крестьянская община европейской России 1907-1914 гг. — М., 1992. — С.91.
- РГИА, ф. 408, оп.1, д.138, л.15.
- РГИА, ф. 408, оп.1, д.138, л.61.
- РГИА, ф.408, оп.1, д. 138, л. 56.
- Кривошеин К.А. Указ. соч. — С.92.
- Сидельников С.М. Аграрная политика самодержавия в период империализма. — М.,1980. — С.148.
- Анфимов А.М. Неоконченные споры //Вопросы истории. – 1997. — №6. – С.61.
- Зырянов П.И. Указ. Соч. – С.92.
Автор: Сысоева Л.Н.