Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации» ориентирует на то, что профилактическое направление должно стать одним из приоритетных в политике государства по контролю за наркотическими средствами. Очевидно, что такой подход основан на учете особенностей процесса наркотизации, первых шагов втягивания в потребление наркотиков.
С точки зрения истории вопроса следует отметить, что уже к середине XIX века в Европе стали осознавать опасность наркотиков. В 1845 г. во Франции впервые был принят закон, ограничивающий потребление наркотиков. Однако потребовалось более полувека, чтобы грозящая опасность наркотизации населения Европы была признана в большинстве стран. Рост наркомании в странах Евросоюза в условиях нового тысячелетия потребовал выработки правовых норм в отношении злоупотребления наркотиками и их незаконного распространения, как на национальном, так и на международном уровнях.
Изучение законодательства и литературы зарубежных государств показывает, что правовые меры борьбы с нелегальным наркобизнесом закреплены в ряде отраслей зарубежного права. Их особенность состоит в том, что они предписываются актами полномочных органов государств и поэтому обязательны для исполнения. В настоящее время практически во всех странах имеется законодательство, в той или иной мере регламентирующее вопросы, связанные с оборотом наркотиков.
Законодательство большинства государств предусматривает строгую ответственность за контрабанду и незаконную торговлю наркотиками. При этом степень наказания напрямую зависит от объемов сбываемых наркотических средств, их вида и личности самого наркоторговца.
Расширение масштабов транснациональной преступности, в том числе незаконного оборота наркотиков затрагивающий интересы многих государств, предопределяет заинтересованность членов мирового сообщества осуществлять совместный поиск наиболее действенных путей и средств решения этой проблемы. Постоянно расширяющийся перечень преступных деяний, представляющих международную опасность, подталкивает государства к координации усилий для согласованных действий.
Российская Федерация уделяет большое внимание вопросам совершенствования международного сотрудничества. За последние годы значительно расширились объем и география международных связей России, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации. Существенно укреплена международно-правовая база участия органов внутренних дел в международном сотрудничестве. Активизировалось участие представителей Министерства в мероприятиях, проводимых в рамках международных организаций (в первую очередь ООН, Совета Европы и Совета государств Балтийского моря). Возросла роль МВД России в деятельности Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств, Объединенной коллегии министерств внутренних дел государств-участников Союза Беларуси и России.
В основу организации сотрудничества подразделений МВД России с зарубежными партнерами положены требования Приказов МВД РФ: № 871 от 31 декабря 1997 г. «О мерах по повышению уровня координации международного сотрудничества»; № 472 от 31 июля 1998 г. о выполнении решения Коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 июля 1998 г. № 4 км/2 № 640 от 5 июля 2002 г. «Об утверждении Инструкции о порядке выезда сотрудников, федеральных государственных служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в служебные командировки за пределы Российской Федерации» и др. Организация и обеспечение участия МВД России в международном сотрудничестве Приказом МВД России № 782 от 30 августа 2001 г. возложены на Управление международного сотрудничества, в настоящее время Управление организации международного сотрудничества Административного департамента МВД России.
Органы внутренних дел и внутренних войск участвуют в выполнении обязательств России по всем основным направлениям, причем их деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами, заинтересованными министерствами и ведомствами России. Управление международного сотрудничества МВД России осуществляет во взаимодействии с другими службами Министерства общий контроль, информационное и методическое обеспечение выполнения обязательств и реализации прав, вытекающих для органов внутренних дел из международных договоров Российской Федерации. Протокольное и переводческое направление обеспечивается Службой протокола УОМС МВД России.
В своей деятельности Управление исходит из того, что международные связи являются составной частью внешнеполитической деятельности государства и отражаются на его международном престиже и способствуют выполнению частных задач, в данном случае стоящих перед МВД России.
В настоящее время МВД России располагает определенной международно-правовой базой, регулирующей взаимодействие с другими государствами и включающей несколько сотен международных договоров различного уровня (межгосударственные, межправительственные и межведомственные). В последние годы эта база весьма динамично развивается и охватывает различные направления деятельности МВД России, основными из которых являются: правовая помощь по уголовным делам; борьба с отдельными видами преступлений (незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, терроризмом, незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ и радиоактивных материалов, коррупцией, экономическими преступлениями, отмыванием (легализацией) доходов от преступной деятельности и др.); полицейское сотрудничество.
Наиболее значительно участие органов внутренних дел в борьбе с отдельными видами преступлений. Россия является участником свыше 20 универсальных договоров, заключенных в рамках ООН и ее специализированных учреждений. В этих договорах, в частности, содержатся обязательства государств-участников сотрудничать в вопросах выдачи преступников и оказания правовой помощи в борьбе с указанными в них преступными деяниями.
В настоящее время идет интенсивный процесс присоединения России к конвенциям Совета Европы, позволяющим значительно расширить взаимодействие Российской Федерации с другими европейскими государствами в сфере борьбы с преступностью, в первую очередь с терроризмом, легализацией незаконных доходов, наркобизнесом, увеличит возможности оптимизации деятельности правоохранительных органов. МВД России принимает участие в этой работе совместно с федеральными органами исполнительной власти по планам Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Совета Европы и МИД России, в соответствии с Программой присоединения Российской Федерации к договорно-правовым актам Совета Европы на 2000 год, утвержденной на шестом заседании Межведомственной комиссии России по делам Совета Европы от 22 декабря 1999 г.
Министерством внутренних дел Российской Федерации заключены двусторонние соглашения межведомственного характера о борьбе с преступностью или ее отдельными видами с правоохранительными органами Австрии, Албании, Аргентины, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Индии, Италии, Ирана, Канады, Кипра, Республики Кореи, Кубы, Китая, Македонии, Монголии, Польши, Румынии, Словакии, Танзании, Турции, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции. Как правило, такие соглашения содержат положения, регламентирующие традиционные формы полицейского сотрудничества (обмен информацией и опытом работы, использование запросов о производстве оперативно-розыскных мероприятий, оказание содействия в подготовке и повышении квалификации кадров, обмен нормативными правовыми актами и пр.). Достигнуты также двусторонние договоренности по вопросам сотрудничества с рядом правоохранительных органов, в число которых входят правоохранительные органы Великобритании, США и Финляндии.
Развитие и укрепление двусторонних международных связей МВД России направлено на обеспечение эффективного практического взаимодействия с правоохра-нительными и иными органами зарубежных государств. Сотрудничество осуществля-ется, прежде всего, путем обмена информацией и опытом работы, исполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий и производстве следственных действий, совместного и согласованного проведения отдельных мероприятий (оперативно-следственных, научных и научно-технических разработок, конференций, совещаний и др.), взаимных стажировок и обучения специалистов, научных исследований, обмена образцами техники и вооружения и технологиями производства.
Развитие и укрепление международного сотрудничества особенно актуально в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими, поскольку данная проблема не может быть решена в отдельно взятом государстве.
Вопросы отработки практического механизма взаимодействия в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков являются одними из основных в ходе работы Объединенных коллегий МВД Таджикистана, Грузии, Беларуси и Республики Армения, а также в рамках двусторонних рабочих встреч.
В настоящее время более чем с 60 государствами заключено более 100 межправительственных и межведомственных соглашения, полностью или частично посвященных сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. С учетом тенденций, складывающихся в этой сфере, МВД России прорабатывается вопрос о подписании подобных соглашений с рядом государств Центрально-Азиатского и Азиатско-Тихоокеанского регионов, Латинской Америки. На сегодняшний день рабочие контакты установлены со службами по борьбе с наркотиками более чем 80 стран мира.
Наиболее важно сотрудничество с теми странами, которыми уже накоплен значительный опыт борьбы с незаконным оборотом наркотиков (Великобританией, Германией, США, Италией), и со странами, развитие практического взаимодействия с которыми позволяет успешно пресекать факты контрабанды наркотиков в Российскую Федерацию и их транзита через нашу страну (Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Украина, Беларусь, государства Прибалтики, Перу, Китай и др.).
За последние несколько лет совместно с зарубежными подразделениями по борьбе с наркотиками проведены десятки контролируемых поставок, что позволило выявить сотни наркодельцов, располагающих международными связями. Такие операции проводились совместно с правоохранительными органами Германии, Великобритании, Израиля, США, Румынии, Польши, Латвии, Литвы, Казахстана, Узбекистана и ряда других государств.
Автор: Людкевич Ю.Н.