Основная конечная цель любого коммерческого предприятия — получение прибыли (контроллинг можно назвать системой управления прибылью предприятия), но в некоторых случаях цели предприятия могут быть и иными, — например, завоевание доли рынка, устранение конкурентов, тогда контроллинг ориентирует усилия предприятия в направлении этих целей, хотя конечная цель та же — получение прибыли.
Современная организация нуждается в адекватной системе управления, которая обеспечит ему конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. Одним из основных направлений, позволяющих сделать существенный прорыв в повышении эффективности управления предприятием, является контроллинг.
На сегодняшний момент существует огромное количество определений этого понятия. Изучив этот вопрос, можно прийти к следующему выводу: контроллинг — это:
1) инструмент планирования, учёта, анализа состояния дел в компании, используемый для принятия решений на базе компьютеризированной системы сбора и обработки информации;
2) название подразделения фирмы, принятое на промышленных предприятиях в Германии, США;
3) система непрерывной оценки разных сторон деятельности компании, ее подразделений, руководителей, сотрудников, охватывающая учет, анализ, контроль как интегральную функцию.
На самом же деле современный термин «контроллинг» – это, прежде всего, новая управленческая концепция, которая охватывает все сферы деятельности предприятия: финансы и учет, менеджмент и маркетинг, инвестиции – интегрируя и координируя которые для достижения оперативных и стратегических целей.
В своей методологии контроллинг опирается на системный подход в управлении, позволяющий раскрыть диалектику концепции контроллинга и сделать реальной выработку механизма адаптации к практической деятельности предприятия в условиях его трансформации и реструктуризации под влиянием параметров среды.
Являясь ответом на растущую непредсказуемость и нестабильность внешней среды предприятия, контроллинг способствует интеграции частных компонентов – целей, задач и функции управления предприятием – в единый комплекс процессов через информационную поддержку и координирование.
Находясь на пересечении учета, информационного обеспечения, контроля и координации, контроллинг занимает особое место в управлении предприятием: он связывает воедино все эти функции, интегрирует и координирует их, причем не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень. Контроллинг является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управления.
Контроллинг основывается на научных достижениях различных дисциплин: экономической теории, анализа хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, планирования, менеджмента, кибернетики, социологии. Для овладения контроллингом необходимы широкий кругозор и способность мыслить аналитически; кроме того, нужны знания по широкому спектру предметов, связанных с экономикой, управлением, кибернетикой.
Следует иметь в виду, что не существует готовых решений для всех проблем, с которыми может столкнуться предприятие. Реальные экономические проблемы всегда нестандартны и запутаны, а времени и исходной информации для их решения обычно недостаточно.
Появление контроллинга на современных предприятиях объясняется следующими причинами:
1. повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием, в частности: – смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего; – увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия; – необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия; – необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций.
2. усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;
3. информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
4. общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.
Изучение опросов менеджеров свидетельствует, что большинство руководителей крупных компаний ценят контроллинг прежде всего за то, что он активно помогает им решать наиболее сложные вопросы, связанные с конкурентоспособностью управляемых ими объектов. Важно отметить, что особенностью контроллинга является его направленность на перспективу, на поиск путей дальнейшего развития компании и совершенствования бизнес-процессов на базе анализа ключевых показателей результативности.
Можно утверждать, что в качестве инструмента менеджмента контроллинг стал системой информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе анализа, планирования, принятия управленческих решений и контроля по всем функциональным сферам деятельности компании.
Контроллинг позволяет успешно решать проблемы, возникающие в рамках информационной революции, являясь одним из наиболее эффективных инструментов управления на микроуровне в условиях глобализации и в обществе инноваций по следующим обстоятельствам:
1) контроллинг обеспечивает систематический и квалифицированный контроль за функционированием всех звеньев организации в их взаимодействии и взаимозависимости, относительно реализации мероприятий, намеченных планом, позволяет вскрывать недостатки практики планирования, оптимизировать их посредством своевременного внесения необходимых коррективов, посредством компьютерных программ;
2) контроллинг служит действенным инструментом повышения ответственности руководителей и персонала служб и подразделений организации за результативность их деятельности, реализацию в установленные планом сроки намеченных заданий. Разработка компьютерных программ, оптимизирующих вариативные задания, стимулирует постоянное повышение квалификации работников, систематическое приобретение необходимых новых познаний, развитие способностей работы с информацией, что является объективно необходимым в обществе знаний;
3) использование потенциала контроллинга помогает руководителям и персоналу предприятия в максимальной мере и в относительно короткие сроки адаптироваться к условиям и специфики общества инноваций, рациональнее использовать его возможности и резервы.
В условиях глобализации мировой экономики при всеобщей либерализации рыночных связей осуществляется свободное движение капиталов, происходит революция в сфере новейших информационных технологий, компьютеризация всей системы управления предприятием. В теории и практике менеджмента активное использование такой инновации как контроллинг становится в этих условиях объективно необходимым.
В современных условиях информатизации и компьютеризации бизнеса контроллинг превращается в один из наиболее эффективных инструментов управления, в наибольшей степени соответствующий задачам и требованиям сегодняшнего дня. Система контроллинга активно содействует своевременному выявлению и устранению возникающих трудностей бизнеса, повышению его рентабельности и результативности.
Авторы: Лиджиева К. Б.,Эрдниева Э. В.
Список использованной литературы:
1. Муругов, Е.И. Организация контроллинга на предприятии: теоретический аспект // Экономический анализ: теория и практика. — 2014.
2. Петренко, С. Н. Контроллинг: Учебное пособие. — Москва: Кика-Центр, Эльга, 2014. – 265 с.