Национализм – противоречивое и опасное общественное явление. Процессы глобализации и всемирной социальной интеграции на современном историческом этапе развития общества стремятся стереть национальные различия, создать единое, целостное общество, что приводит к обратным последствиям. Так, у человека начинает обостряться чувство национальной идентичности, он ищет способ доказать миру, что его нация и народ – самые сильные и правильные. Зачастую, как показывает практика, при этом человек начинает «перегибать палку» и переходит на сторону крайнего национализма.
Вхождение человека в идеологию национализма начинается еще в подростковом возрасте, чему способствуют различные социальные факторы и процесс взросления, который закрепляет национальные воззрения благодаря некоторым психическим особенностям ребенка. Определяя социальные факторы, влияющие на формирование националистических идей, обратимся к статье З.В. Сикевич «Влияние этнического фактора на современное общество и человека», где она выделяет три уровня, на которых формируется национализм в сознании человека [1, с.47-53]:
1. На макроуровне на сознание человека влияют общество и государство. На этом уровне становится важно, что является поводом для привилегий или дискриминации личности в обществе: нация или конфессия. Также З.В. Сикевич отмечает, что в определенной мере и федеративное устройство страны само по себе способно породить конфликты. К макроуровню ученый отнесла и численное преобладание одних народов над другими. [1, с.47-51]. Можно отметить, что все эти факторы в равной мере воздействуют на подростка, который, будучи частью социума, прислушивается к его мнению.
2. Основными факторами мезоуровня являются социальные институты образования и воспитания – детские сады, школы, институты, колледжи и любые организации, занимающиеся воспитанием. Так в настоящее время особое внимание в российской образовательной системе уделяется этнокультурному и патриотическому воспитанию школьников, которое имеет свои недостатки. Да, оно способствует становлению национальной идентичности, формируют символическое, психологическое представление о нации. Но при этом осознание того, что «мы – россияне» не всегда связанно с толерантным и уважительным отношением к другим нациям [1, с.51]. Школы, институты ведут свою воспитательную политику, в рамках которой вырастет молодое поколение.
3. Семья в свою очередь представляет микроуровень. Еще П.А. Сорокин отмечал, что она является основным, базовым и самым первым элементом социального развития личности. З.В. Сикевич доказывает, что именно в семье происходит первоначальное «вхождение» ребёнка в этническую культуру. Именно в семье он приобретает знания об этнокультурных нормах, народной морали и, главное, о негативных этнических стереотипах, которые потом очень трудно искоренить. [1, с.52].
Также З.В. Сикевич добавляет и другие факторы, которые влияют на формирование национализма. К ним он относит средства массовой информации и искусство, которые также участвуют в формировании стереотипов восприятия и оценки представителей иных этнических групп. Здесь особенно важно то, что адресаты воздействия чаще всего не осознают, что на них оказывается влияние [1, с.52].
В ходе теоретического анализа многочисленных психолого-педагогических исследований мы увидели, что сильное влияние на формирование национализма в подростковой среде все больше, за последние 10 лет, оказывает интернет. По данным на 2009 г., в Рунете действовало свыше 1,5 тыс. сайтов националистического толка, радикального нацистского характера [2, с.7].
По наблюдениям Г. Зверевой, начиная с 2000 года, было создано большое сетевое пространство, в котором отразились основные дефиниции именно русского национализма. Его источниками и составными частями стали: бытовые этнические стереотипы; идиомы политического православия; антилиберальные и антизападные установки; антидемократические милитаристские формулы и т.д. [3, с.27].
Что касается психологических особенностей подростка, уязвимого для националистических идей, то к ним можно отнести эмоциональную нестабильность, стремление к эмансипации. Подростковый возраст — период интенсивного формирования нравственных убеждений, представлений, принципов, период построения дальнейшего жизненного плана [4, с.125]. Подросток оказывается между миром ребенка и миром взрослого, т.е. становится маргиналом, которым свойственны чувствительность, агрессивность, конфликтность, склонность к крайним суждениям [5, c. 19].
Также следует отметить, что процесс формирования идентичности, а именно национальной идентичности, играет важную роль в развитии национализма. Формирование национального самосознания непосредственно связано с развитием национального патриотизма, который может вылиться в крайние проявления агрессии по отношению к другим национальностям. Настоящий национальный патриотизм для личности заключается в понимании всемирного процесса и роли своей страны, нации в этом процессе. А вот желание подавлять другие национальности уже связано с национализмом [6, с.68-69].
В результате формирования личной идентичности молодой человек может становиться обособленным от каких-то социальных групп или, с другой стороны, нетерпимым и жестоким по отношению к ним, потому что они отличаются от него по цвету кожи, культуре, взглядам или даже вкусу. У подростка развивается неприятие «чужого», которые выливается в нетерпимость, которая затем может перейти к форме крайнего национализма. Подросток стремится защитить и отстоять свои жизненные принципы, к каким бы мерам ему ни пришлось прибегнуть, будь то господство или унижение. Индивид стремится проверить всех, кто рядом: и друзей, и врагов, он четко делит общество на своих и чужих. Это может объяснить привлекательность жестоких доктрин среди молодежи [7, с. 218-222].
Таким образом, молодой человек подросткового возраста крайне чувствителен к внешнему негативному влиянию. Подросток проходит начальную стадию социализации, ищет себя в этом мире, и этот трудный поиск сопряжен и с национальной идентификацией, которая при неблагоприятных условиях может принять крайние свои формы и привести к формированию расизма, шовинизма, национализма.
Авторы: Костяхина А.К,. Мозговая Н. Н.
Список использованной литературы:
1. Сикевич З.В. Влияние этнического фактора на современное общество и человека // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. №2.
2. Хут Л.Р. Дискурс национальной идентичности в современном российском историографическом пространстве // Национальная идентичность и национализм у славян и их соседей: проблемы прошлого и настоящего. Материалы международной научно-практической конференции / Научн. ред., сост. Э.Г. Вартаньян, О.В. Матвеев. Кропоткин: 2011. – 220 с.
3. Баронин А.С. Этнопсихология: Учеб.пособие. – К.: МАУП, 2000. – 116 с.
4. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2000. – 352 с.
5. Возрастная психология. // Под ред. Ю.В.Александровой. – М.: СГУ, 2000. – 62 с.
6. Баронин А.С. Этнопсихология: Учеб.пособие. – К.: МАУП, 2000. – 116с.
7. Эриксон Э. Отрочество. // Агафонова Е.Б. Психология развития и возрастная психология: хрестоматия. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. – 354 с.