Экономисты и мыслители разных эпох всегда пытались найти некие основные понятия, универсалии, которые составляли первооснову всех экономических систем. Подобно тому, как античные философы считали универсалиями такие категории как огонь, воздух, воду и землю, экономисты со времен средневековья возводили в ранг универсалий стоимость, труд, землю, капитал.
Впоследствии к этим базовым понятиям физиократы стали причислять и конкуренцию, которая, по их мнению, всегда превосходила ограничительную практику, выдвигавшуюся на первый план меркантилистами. Фритредерство всегда лучше протекционизма – таков был лозунг нового времени.
А. Смит, чья работа «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) положила начало современной экономической науке, обнаружил определенный порядок в экономической системе рынка. Тогда Смит провозгласил принцип «невидимой руки»: каждый индивидуум, преследуя лишь свои эгоистические цели, как бы направляется чьей-то невидимой рукой в интересах достижения наибольшего блага для всех. Из этого следует, что рынок является саморегулирующимся образованием, и всякое вмешательство государство в сферу свободной конкуренции почти наверняка будет иметь негативные последствия.
Тезис А.Смита о «невидимой руке Провидения» – это не просто экономический принцип, это нечто гораздо более емкое и всеобъемлющее понятие, касающееся как организации общественной жизни, так и социальной справедливости. И действительно, из принципа конкурентности вытекают важные следствия. Во-первых, справедливая конкуренция возможна только в равных условиях для ее участников – все предприятия, сословия, предприниматели, наемные работники должны иметь равные права и возможности. Во-вторых, конкуренция подразумевает существование экономической свободы и свободного выбора гражданами сферы деятельности. Наконец, конкуренция – это тот лифт, который возносит на вершины общественной пирамиды наиболее способных и талантливых участников рынка, одновременно спуская вниз тех, кто проигрывает экономическое противоборство.
В рамках такой концепции мы вправе рассматривать конкуренцию как критерий рыночной справедливости, которая выступает барьером и фильтром для одних и мерилом успешности для других. Человек, который сам себя сделал (Self-Made Man), является социально одобряемым типом у большинства народов и предпринимательских сообществ.
Позднее, однако, экономистами было признано, что достоинства, приписываемые конкуренции и свободному предпринимательству, свойственны им в полной мере лишь тогда, когда имеется в виду система «абсолютной» или «совершенной» конкуренции. Такая система характеризуется рядом признаков:
- Неограниченным числом участников рыночной конкуренции, ни один из которых не в состоянии оказывать влияние на цены. Другими словами, любые виды монополий в системе совершенной конкуренции отсутствуют.
- Абсолютно свободным доступом на рынок и таким же выходом из него (барьеры вхождения в рынок отсутствуют).
- Неограниченной мобильностью (передвижением) материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов.
- Наличием у каждого участника конкуренции полного объема рыночной информации (о спросе и предложении, ценах, валютных курсах, ставках депозитов и т.п.). Полная информированность позволяет участникам совершенной конкуренции избежать ошибок в принятии решений.
- Абсолютной однородностью одноименных продуктов, что выражается, в частности, в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара. Таким образом, все продавцы ставятся в равное положение.
Системы совершенной конкуренции в повседневной жизни не существует, однако с помощью этой абстрактной модели облегчается анализ реальных рынков и социально-экономических систем.