На сегодняшний день инновационный процесс стал неотъемлемой частью современного менеджмента, так как он связан с созданием и распространением инноваций. Его необходимость обусловлена тем, что под воздействием различных современных тенденций в технике, изменений в экономике формируются новые потребности. Они не могут быть удовлетворены только лишь за счет имеющихся результатов деятельности людей, что в свою очередь ведет к возникновению проблем, решение которых возможно лишь путем разработки новых изделий и способов производства, другими словами, благодаря инновационной деятельности людей, которая и составляет основу любой инновации.
В XXI веке наукоемкое производство, высокие технологии и развивающиеся инновации являются главным средством выживания фирмы на рынке для каждой страны. В России вопрос инноваций всегда занимал главенствующее место. Особое внимание инновационной деятельности стало уделяться после вступления в ВТО, так как доля импорта начинает возрастать, и становится необходимо увеличить экспорт, что невозможно сделать без увеличения внутреннего производства. Проблема заключается в том, что для выхода на внешний рынок необходимо иметь довольно широкий ассортимент качественной продукции. И тут становится очевидна наша малая способность конкурировать по качеству продукции, а также по целому ряду валютных и финансовых инструментов. Экономические санкции и угрозы отключить Россию от международной межбанковской системы SWIFT заставляют отечественные финансовые власти и частных банкиров действовать более энергично, создавать собственные инновационные продукты мирового уровня (в числе которых системы кибербезопасности, работа с криптовалютами, отказ от доллара и замена его новыми инструментами, внедрение биометрии в банковские расчёты, использование технологий Big Data и т.д.).
В последнее время все очевиднее становится практическая необходимость использования инновационных процессов в сфере функционирования кредитных организаций, возникает потребность в эффективном управлении данными процессами. Многие коммерческие банки используют в своей деятельности инновационные механизмы. Однако возникает проблема, связанная с отсутствием системного методического инструментария, позволяющего организовать комплексное управление ими.
Очевидно, что инновационный процесс можно рассматривать как объект менеджмента, однако он обладает высокой степенью риска. В основе инновационного стратегического управления нет базового элемента, предполагающего проверенного временем эффекта от инновации.
Большинство экономистов, анализируя инновационные банковские процессы, выделяют их только как фактор конкурентоспособности. Однако в процессе исследования работ по инновациям в банковской сфере была выделена особенность, присущая непосредственно банковским инновациям. Для кредитно-финансовой сферы характерен высокий динамизм функционирования, действительно приводящий к тому, что инновации выступают как необходимый элемент, позволяющий обеспечить конкурентоспособность кредитной организации. В то же время теоретическая сущность инновации подразумевает отсутствие гарантии получения положительного экономического эффекта от ее внедрения. Таким образом, наличие инноваций в деятельности банка является не его конкурентным преимуществом, а рискованными динамическими возможностями.
За последние годы появление информационных технологий позволило банковскому сектору не просто обрабатывать массивы данных, но и явилось сильных толчком для информационного обслуживания населения, предоставляя необходимее и интереснее данные по наиболее интересующим вопросам. Появилась современная база технологической работы с клиентами, что стимулировало качественный скачок в информационном обслуживании населения как реальных и потенциальных клиентов банка.
Важным стимулятором развития современных банковских технологий является и уровень информационной готовности клиентов банка воспринимать нововведения и самообучаться. Не все готовы сразу воспринимать нововведения банков в том объеме, который предлагается кредитными организациями. Поэтому банковские клерки готовы не просто предоставлять современные банковские услуги, но и активно обучать своих клиентов, что реализуется через последнюю программу развития Банка России — повышение финансовой грамотности населения в сфере банковского обслуживания.
Рассмотрение банковского сектора в качестве провайдера формирования финансовых потоков позволяет сделать вывод о том, что использование банковых инноваций не просто позволяет кредитных организациям использовать современные и менее затратные технологии, но и дорабатывать их, а также конкурировать на рынке в качестве инновационных центров, дифференцировать денежные потоки исходя из необходимости их размещения. Несмотря на привлекательность развития инновационной активности банковского сектора, основной угрозой стабилизации его функционирования выступают банковские риски, в том числе инновационные риски. Разработка новых банковских технологий, а также продвижение их на рынок не всегда позволяет просчитать возможные сценарии развития банка, поэтому разработка и классификация банковских и финансовых инноваций позволяет выявить возможные риски с учетом специфики деятельности любого конкретного банковского института. Внедрение на практике различных банковских технологий не всегда адаптируется в экономических реалиях действительности, поэтому систематизация возможных рисков является составляющей деятельности любого банка.
Развитие банковского обслуживания позволяет не просто предоставлять различного рода банковские услуги, но и формировать массивы данных, которые необходимо обрабатывать и хранить. В этой связи, на наш взгляд, использование современной банковской технологии позволяет формировать и обрабатывать огромные массивы данных, что в целом позволяет накапливать данные о клиентах и учитывать уровень потенциальных рисков.
Уровень развития банковских институтов во многом определяются уровнем их развития с учетом эффективности и конкурентоспособности банка, что в свою очередь характеризуются уровнем инновационности и технологий любого коммерческого банка от внедрения новых банковских продуктов, технологий или процессов.
Банки хранят большой объем информации: анкеты, истории транзакций и общения с клиентами, внутреннюю информацию, из-за чего хранилища буквально раздуты до терабайт, а в других банках и до петабайт.
В этой связи небезынтересными являются современные инновационные технологии. Big Data является одной из современных инновационных технологий, что определяется необходимостью оптимизации обработки и хранения огромных массивов информации [2]. Использование разноформатной информации вынуждает современные банки соотносить не просто массивы данных, но и возможности использования этих массивов в разных форматах в разрезе разных категорий пользователей. Таким образом, речь идет о больших объемах однородных данных, которые не просто можно сохранять с использованием еще одной банковской технологии «Облако», но и позволяет получить доступ к качественно новой информации в любой интересный для банка момент времени.
Внедрение технологий Big Data в развитии банковской деятельности, прежде всего, направлено на рост уровня обслуживания, в том числе качественном его аспекте. В свою очередь использование новой банковской технологи позволяет интерпретировать результаты с учетом уровня капитализации банка и его ликвидности, а также определяя возможность риска при проведении разного рода банковских операций. Особое место занимают кредитные операции банка, и технология Big Data позволяет активизировать применение новых банковских продуктов и услуг, в том числе и влияет на оптимизацию этих самых банковских операций..
В связи с активными операциями эта технология незаменима в отношении сбора и обработки информации о клиентах при реализации кредитных и инвестиционных операций.
Выбор и персонификация существующих банковских продуктов в разрезе конкретных клиентов банков обеспечивается с помощью технологии Big Data, в том числе при реализации концепции «Next Best Action».
Инновационные сценарии взаимодействия банков с клиентами при проведении активных операций являются сценарии, представленные ниже.
Предлагаемая к рассмотрению технология Big Data может быть использована на нескольких этапах работы банка. Например, на этапе сбора и обработки первичной информации позволяет банку не просто собрать сведения о клиентах, но и определить уровень предпочтений (почему клиент обратился именно в конкретный банк, что в принципе отражает эффективность маркетинговой политики банка). С точки зрения определения уровня риска данная технология позволяет проанализировать кредитную историю клиента (если таковая имеется) на основании данных, собранных в других банках.
Таким образом, служба внутренней безопасности, которая начинает первой работать с клиентом, использует первичную информацию, на основании ее готовит принимаемое решение о возможности дальнейшей работы с клиентом. На основании анализа текущего состояния банк нормирует систему управления маркетинговыми коммуникациями. Учитывая скомпонованные данные, банковские клерки определяют текущий спрос на конкретные банковские продукты и предлагают рекламную рассылку имеющихся банковских продуктов и услуг, в том числе и чрез социальные сети.
Информационная технология Big Data позволяет с точки зрения интереса клиента осуществлять оперативную маркетинговую реакцию на определенный вид банковских инновационных продуктов. Учитывая предпочтение вкусов, банк, имея информацию и обработав ее, может конкретизировать и персонифицировать конкретные банковские продукты и операции, которые могут быть востребованы со стороны реальных и потенциальных клиентов.
Рассматривая еще один сценарий развития инновационной технологии Big Data можно отметить, что она может быть использована в работе call-центра. Именно операции данного центра позволяет развить консалтинговую деятельность банков. Прозванивая и уточняя определенные вопросы, оператор получает наиболее важные и своевременные информативные данные, которые в дальнейшем может использовать для повышения качества обслуживания своих клиентов.
В настоящее время выделяют два основных направления использования технологии Big Data. Несмотря на уникальность данной разработки, существуют определенные проблемы для продвижения данной технологии на российском рынке банковских операций и продуктов:
— обеспечение безопасности и конфиденциальности данных;
— нехватка квалифицированных кадров;
— незначительный объем накопления информационных данных в реальном секторе экономики с учетом объемов информации Big Data;
— учитывая имеющиеся и апробированные информационные системы, возникает неопределенность при внедрении новых банковских технологий;
— появление на рынке новой банковской технологии связано с высокой стоимостью не просто ее внедрения, но и апробации на российском рынке банковских услуг, что ограничивает круг клиентов банков, готовых использовать данную технологию;
— геополитическая ситуация, сопровождающаяся финансовым кризисом и фактором неопределенности, влияет на уровень экспорта свободного капитала, что не позволяет банкам активно использовать данную технологию в России, в том числе в развитии инвестиций;
На современном уровне применение банковской технологии Big Data затормаживается из-за высокого уровня рисков, вызванных развитием мошенничества. С другой стороны, именно данная система позволяет активно бороться с мошенниками, собирая и обрабатывая информацию по возможным нестандартным и незаконным операциям, не позволяя банкам размещать денежные средства в заведомо незаконные и серые операции, что характеризует развитие и расширение, и повышение качества защиты систем безопасности. Отсюда второй шаг использования и развития системы Big Data — это моделирование возможных сценариев развития системы и предсказание возможных кризисных или рисковых ситуаций в деятельности банка с учетом реального момента.
Экономический эффект от внедрения Big Data считается путем анализа роста оказанных услуг. Например, внедрение Big Data в банке привело к росту объема оказанных услуг на 2,8 %, что увеличило чистую прибыль банка на 0,9%. Учитывая, что это большой розничный банк, затраты на внедрение технологии окупились на первом же году использования.
Очевидно, что банком должна использоваться определенная стратегия, которая позволит ему оптимизировать свою работу, а также рассмотреть возможные сценарии сотрудничества с другими банками.
Важное место в стратегии Big Data занимают перспективные источники данных. Среди них могут оказаться любые хранилища и сервисы, необрабатываемые данные с устройств, используемых компанией, и данные пользователей. Потенциальным источником данных может стать все что угодно, если предоставляемая информация позволит повысить ценность всего массива данных для бизнеса.
Используя в своей деятельности такого рода технологии, банки могут более оптимально использовать своих ресурсы и минимизировать потери от неэффективного использования инвестиционных вложений. Также использование новых технологий в значительной степени влияет на качество предоставляемых банковских услуг и проведения операций по банку, стимулировать освоение новых каналов предоставления банковских продуктов и обеспечить достойный уровень конкуренции банка на рынке банковских продуктов услуг.
Таким образом, используя современные банковское инновационные технологи, банки реализуют свое успешное развитие, что в целом оказывает решающее влияние на развитие всего банковского сектора.
Инновационное развитие банковского сектора выступает приоритетным направлением модернизации деятельности банков, а также экономики в целом.
Источники:
Папанян Р.Г., Дзанагова Т.Я. Инновационный менеджмент в России. См. КиберЛенинка
Просалова В.С., Николаева А.А. Современный подход к банковским инновациям. См. КиберЛенинка
Ермоленко О.М. Развитие банковского сектора на основе современных технологий обслуживания. См. КиберЛенинка