Пальчиковый театр

Пальчиковый театр

Театр входит в жизнь ребёнка как волнующее и яркое впечатление: «место, завоёванное в душевной глубине зрителя первыми впечатлениями сцены, прочно занято неизгладимыми образами, против которых сильно не только время, но и духовный рост человека и расширение его сознательной критической мысли», — отмечал известный русский актёр А. И. Южин-Сумбатов. «Самыми благодарными, отзывчивыми и экспансивными зрителями» называл детей К. С. Станиславский. Сохранились воспоминания о том, как режиссёр попросил сотрудников театра привести своих детей на генеральную репетицию пьесы-сказки «Синяя птица» М. Метерлинка. Дети заполнили зал, а Станиславский, переходя от одного ребёнка к другому, внимательно наблюдал за реакцией, прислушивался к тому, что дети говорили по поводу спектакля. Трепетное отношение к любой реакции детей (особенно неадекватной реакции) на то, что происходит на сцене, стало традицией детского театра. Во многих детских театрах в ХХ в. была должность театрального педагога (например, в ленинградском-петербургском театре юного зрителя А. А. Брянцева и др.).

Образы для ребёнка — особый мир. Детям не скучно в мире предметов, они не стеснены жизненными обстоятельствами. Детское воображение легко перемещается в пространстве и времени, соединяет живое и неживое, создаёт фантастические картины. Мир детей, на взгляд взрослых, условен и поэтичен. Ребёнок, не зная деталей мира, видит в нём главное.

Театр — это синтетический вид искусства, поэтому в вопросах педагогики и психологии он идеально подходит для решения многих актуальных вопросов и задач, связанных с:

— художественным образованием и воспитанием детей;

— формированием эстетического вкуса;

— моральным воспитанием;

— развитием коммуникативных качеств личности;

— воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

— созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театр, как разновидность терапии и способ социализации детей прочно занял свое место в дополнительном образовании детей.

В детском театральном коллективе педагог выполняет несколько равнозначных функций: руководителя , воспитателя, режиссёра, организатора, а иногда и декоратора. Чаще всего и выбор репертуара полностью ложится на плечи педагога.

Театральная культура в России всегда была тесно связана с литературой, музыкой, живописью, со всеми сферами общественной жизни. Тем не менее изучение отечественных детских театров по-прежнему остаётся явлением эпизодическим и во многом периферийным. На фоне неоспоримого значения театра в воспитательном и образовательном процессах такой подход можно считать концептуально ошибочным, ведь профессиональный театр начинался с постановок с участием детей. Своими корнями история развития детского театра уходит в глубокую древность. Об этом свидетельствует один из самых почитаемых обрядов в культе далёких предков — обряд посвящения детей в равноправные члены племени, проводимый с особой торжественностью. С одной стороны, это было культовое действие, а с другой — театрализованное представление с музыкальным сопровождением — в виде костяных и деревянных колотушек. Кроме того, при подготовке к ритуалу славяне придавали большое значение костюму, что также роднит обряды и ритуалы с театром. Помимо обряда посвящения, у славянских народов были и другие, такие, например, как обряд вызывания дождя, получения хорошего урожая, в осуществлении которых главную роль играли дети. Считалось, что боги быстрее откликнутся на просьбы детей, так как их души более «чистые». Однако неправильно было бы называть обряды с участием детей искусством детского театра, но это были его истоки, его зарождение.

Творческую и воспитательную функции театрализованные представления приобрели много позднее. Появление в России детского театра связывают с именем царя Алексея Михайловича. Воспитанием и образованием царских детей занимался церковный деятель, просветитель Симеон Полоцкий. Как человек образованный, обладающий чувством прекрасного, он понимал роль искусства в воспитательном процессе, поэтому в его образовательной программе особое место занимали живопись, поэзия, театр. Симеон Полоцкий предложил создать «Потешную палату» для организации театрализованных представлений с участием детей, и Алексей Михайлович её учредил. Сюжетами для постановок служили библейские рассказы и древнегреческие мифы, а зрителями были придворные во главе с Алексеем Михайловичем. В то время театр был привилегией дворянства, а простой народ развлекал себя по праздникам скоморохами и гуслярами.

Отношение к театру изменилось после того, как русский престол занял сын Алексея Михайловича — Пётр I. Осознавая отсталость вверенного ему государства, он направил свою деятельность на развитие науки, производства, а также искусств, приобщая Россию к культуре развитых европейских стран. Пётр I считал, что развитие должно затрагивать все слои общества и приказал перенести театр из царских палат на Красную площадь, чтобы сделать театрализованные представления доступными для народа. В 1702 году началось строительство одноэтажного здания для театра, которое было проведено в сжатые сроки. Новый театр, получивший название «комедиальная храмина», вмещал около 400 зрителей. Из Германии были приглашены «служители Мельпомены» для обучения русских подростков актёрскому мастерству. Возглавлял труппу антрепренёр И. Кунст. Однако популярности театр не приобрёл, так как немецкие «драматурги» не были знакомы с традициями и нравами русского народа, а также не знали русского языка. Спектакли ставились по мотивам произведений западной литературы и в основном на немецком языке. Зрители посещали театр неохотно, не редко на спектаклях присутствовало всего лишь 25 человек. Недоволен репертуаром был и государь, ведь, по его мнению и задумкам, театр должен был прославлять Россию и царя, победы русского народа и в то же время быть культурным развлечением, ненавязчиво воспитывая общество в духе патриотизма. Вскоре немецкая труппа была уволена, а сам театр просуществовал до 1707 года, а затем, по приказу Петра I, здание начали разбирать из-за необходимости укрепить Москву. Часть театральных декораций, костюмы, а также тексты пьес царевна Наталья Алексеевна, почитательница театра, перевезла к себе в село Преображенское, где русские актёры, вышедшие из «комедиальной храмины», продолжили играть спектакли. Одноэтажное здание публичного театра при строительстве Арсенала было разобрано окончательно.

Значительную роль в развитии детского театрального искусства в России сыграли школьные театры, первоначально появившиеся в духовных школах и служившие для улучшения богословского образования учащихся, поэтому пьесы были близки к церковным проповедям и отображали богословские рассуждения о пороках и добродетелях. Чуть позднее школьные театры появились при крупных учебных заведениях. В Москве в первой половине XVIII столетия успешно работали два школьных театра. Один из них был организован при Славяно-греко-латинской академии, первом высшем учебном заведении в России, которое было создано по инициативе Симеона Полоцкого, вышеупомянутого учителя царских детей; второй при Московском госпитале — первом лечебном и медицинском учебном заведении в России. Театр при Медицинской академии был открыт для всех, кроме крепостных, что, впрочем, не препятствовало их актёрской карьере в домашних театрах своих господ, а театр при Славяно-греко-латинской академии был закрытым, доступным в основном светскому обществу. Репертуар обоих школьных театров коренным образом отличался от сюжетов постановок «комедиальной храмины», хотя существовали они примерно в одно и то же время. Школьные театры ставили пьесы, в основе которых были события отечественной истории и современности, в которых показывалось величие России, доблесть русской армии. Подтверждением этого является одна из самых интересных постановок театра Славяно-греко-латинской академии «триумфальное действо» 1703 года, отображающая события Русско-шведской войны. На сцене школьного театра Московского госпиталя также шли пьесы на патриотическую тему. Одна из них «Слава Российская» была поставлена бывшим студентом Славяно-греко-латинской академии Фёдором Журавским по случаю коронации супруги царя Екатерины I. На спектакле присутствовал и Пётр I. А через полгода на этой сцене тем же автором была поставлена пьеса «Слава печальная», посвящённая памяти Петра Великого и прославляющая не только победы государя на суше и на море, но также его заботы и чаяния о просвещении страны.

В становлении русского драматического искусства заметную роль сыграл театр при Императорском сухопутном шляхетском кадетском корпусе, послуживший основой для создания первого государственного театра, утверждённого в период правления дочери Петра I — Елизаветы Петровны. Это был даже не театр, а скорее театральный кружок при учебном заведении, организованный для того, чтобы учащиеся быстрее осваивали иностранные языки. Поэтому первые постановки шли на французском, английском, немецком языках. В Шляхетском корпусе получил образование А. П. Сумароков — первый русский профессиональный драматург, в последующем ставший преподавателем этого учебного заведения, на сцене которого он поставил с учащимися свою первую трагедию «Хорев». Заинтересовавшись художественной стороной театральных постановок, Елизавета Петровна приглашала кадетов играть при дворе, а в 1756 году учредила первый русский профессиональный публичный театр — ныне существующий Александринский театр в Петербурге. Директором театра был назначен А. П. Сумароков, а труппу возглавил актёр Ф. Г. Волков, также выходец из Шляхетского корпуса.

Особое место в развитии детских творческих коллективов в России принадлежит первому детскому театру, созданному в 1779 году в Богородицке Тульской губернии. Его создатель, Андрей Тимофеевич Болотов, хорошо известен как учёный, писатель, пропагандист микроскопа в России, автор ряда статей по ботанике, лесоводству, агрономии. В своей многогранной деятельности не оставил без внимания вопросы воспитания детей, он посвящал им свои произведения в то время, когда русская детская литература только начинала развиваться. Много времени Андрей Тимофеевич уделял воспитанию своих детей, племянников, детей малообеспеченных родственников, читал лекции по физике и другим наукам в Богородицком пансионе для дворянских детей. Идея создать детский театр возникла у Болотова во время празднования своего 41 дня рождения, она была осуществлена в том же году постановкой по пьесе М. М. Хераскова «Безбожник». В качестве актёров были задействованы дети, жившие в усадьбе графов Бобринских, в том числе сын Андрея Тимофеевича Павел.

Так как в XVIII веке для детского театра ещё не существовало репертуара, Болотов сам писал пьесы для учреждённого им заведения. Придавая театру большое воспитательное значение, Болотов в пьесах противопоставлял положительных и отрицательных героев, фамилии и имена которых уже говорили сами за себя: Честохвал, Добродушин, Злосердов, Благонрав. Пьеса «Честохвал», в которой высмеивалось хвастовство и невежество, имела большой успех и исполнялась неоднократно. Интересной для зрителя была сентиментальная драма Болотова «Несчастные сироты», которая соответствовала сложившемуся в то время в русской драматургии жанру «слёзной» драмы. Для этого жанра характерна атмосфера чувствительности, упование на милосердие, в произведениях противопоставляется носитель порока и его страдающая жертва. В финале, как правило, появляется спаситель и справедливость торжествует.

Точных сведений о репертуаре театра не сохранилось, но известно, что в Богородицком домашнем театре ставились сочинения А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, Я. Б. Княжина. Сохранились записи Андрея Тимофеевича об удивительных декорациях к постановке «Необитаемого острова». Лес, море, изображённое на заднем плане; по ходу действия приплывает корабль, из которого на берег высаживаются матросы, зрителей завораживала такая правдоподобная подача событий пьесы.

Неудивительно, что театр был популярен среди местного населения и собирал во время летних ярмарок более 200 зрителей. В театре был свой оркестр, а также хореограф в лице учителя-француза, организовавшего так называемый «пастушечий балетец».

Была у Андрея Тимофеевича и третья пьеса — «Награждённая добродетель», написанная в 1781 году. Её Болотов считал своим лучшим произведением и собирался исполнять в ней главную роль. Однако сведения о её постановке и местонахождении рукописи не сохранились.

В течение примерно двух лет Андрей Тимофеевич успешно руководил своим детским театром, радуя зрителей и приобщая детей к искусству. После появления в имении нового куратора — князя С. С. Гагарина, отношение к театру изменилось. Под предлогом того, что театр отнимает у детей время для других, более важных занятий, князь поспособствовал закрытию театра, и в скором времени А. Т. Болотов уехал из Богородицка.

Новым этапом развития детских театров стало XIX столетие, ставшее поистине «золотым веком» и для театрального движения тоже. Театральные постановки были существенной составной частью академической жизни многих учебных заведений, в том числе самых элитарных: Царскосельского лицея, Московского университета, Смольного института благородных девиц.

При этом если о «взрослом» профессиональном театре невозможно говорить без учёта исторического и искусствоведческого контекста — Отечественной войны 1812 года, романтических и реалистических течений в литературе, постепенного прихода к режиссуре, то детский театр хотя и вводил в свой обиход реалии и детали времени, но всё же достаточно медленно развивался. Ставились постановки преимущественно силами крепостных, а сам театр долгое время имел характер домашнего развлечения. Качественное изменение отношения к театру вообще и детскому театру в частности было связано с демократическим движением конца 60-х годов XIX столетия. Это движение затрагивало демократизацию образования. По сути, это означало заметное обращение внимания общества на проблемы воспитания и обучения, а также установление более строгих требований к характеру и содержанию воспитательной работы. В данном контексте вполне закономерной стала развернувшаяся в педагогической печати острая дискуссия о вреде и пользе ученических театров.

Началом дискуссии, её отправной точкой явилась статья Н. И. Пирогова «Быть и казаться». Учёный задался концептуальным вопросом воспитания молодого поколения: «… Дозволяет ли здравая нравственная педагогика выставлять детей и юношей перед публикой в более или менее искажённом и, следовательно, не в настоящем виде? Оправдывает ли цели в этом случае средство?». Публичные спектакли гимназистов были метко названы Пироговым «школой тщеславия и притворства». Критическая оценка школьных спектаклей нашла поддержку в педагогическом сообществе, в частности у классика отечественной педагогики К. Д. Ушинского. Одним из главных аргументов противников детского театра было мнение о том, что изображение другого человека развивает в ребёнке неумеренную фантазию и «кривляние». Как полагает современный исследователь театра и театральной педагогики А. Гребенкин, такое мнение о значении детского театра, возможно, было вызвано тем, что среди педагогов имело место формальное, показное отношение к школьному театру.

Следующей крупнейшей вехой в развитии театральной практики и теории для детей стоит признать XX век. С начала 1900-х годов развитие детских театральных коллективов поддержали многие известные деятели культуры и науки. Среди них замечательные поэты: С. Маршак и А. Блок, режиссёры: А. Брянцев, В. Окунчиков, Г. Рошаль, психологи: В. Запорожец, Л. Выготский, культуролог В. Всеволодский-Гернгросс и другие.

Воронежский ТЮЗ. !970-е.

Воронежский ТЮЗ. !970-е.

Небывалым прогрессом стало издание специализированного журнала, посвящённого детскому театру, — «Игра», где публиковались тематические статьи наиболее авторитетных деятелей театрального искусства того времени, включая, например, работы В. Э. Мейерхольда. Пожалуй, впервые проблема театра для детей стала рассматриваться с самых разных точек зрения: содержательной, социально-педагогической, воспитательно-образовательной, психологической и даже медицинской. Переосмыслению подверглось значение театра в целом и детских театров в особенности в процессе сохранения национальных фольклорных традиций. В то же время не умалялось значение театра для детей как мощного средства художественно-эстетического и нравственного воспитания.

Этому способствовали философские идеи и сочинения прогрессивных мыслителей того времени. Их труды затрагивали проблемы формирования творческой личности и посвящались исследованию психологических истоков творческого процесса. В работах известных представителей русской идеалистической философии ХХ века Н. А. Бердяева и В. М. Соловьёва манифестируется мысль о творчестве как о нравственном долге, назначении человека на земле, его задаче и миссии. Творческий акт был осмыслен как восхождение человека к освобождению внутреннего состояния и иному восприятию бытия.

Понимание театра как возможности приобщить молодое поколение к общечеловеческим и культурным ценностям было присуще преподавателям гимназий и кадетских корпусов. К примеру, в гимназии имени И. и А. Медведниковых в Москве практически с самого открытия в 1902 году регулярно ставились спектакли для учеников. На сцене этого учебного заведения была поставлена чеховская «Свадьба», сыграны сцены из пушкинского «Бориса Годунова» и гоголевского «Ревизора». Преподаватели и учащиеся гимназии интересовались театральной жизнью столицы, были в курсе новых тенденций в театральном искусстве. Здесь проводились сценические реконструкции в соответствии с идеями В. Мейерхольда в «Доме Интермедий» и Н. Евреинова в «Старинном театре».

С декабря 1913 года по январь 1914 года в Санкт-Петербурге проходил Первый Всероссийский съезд по народному образованию, на который съехались учителя из самых отдалённых уголков Российской империи. На съезде было отмечено, что «… воспитательное влияние детского театра складывается во всей силе лишь при обдуманной целесообразной его постановке, приспособленной к детскому развитию, миропониманию и к национальным особенностям данного края». В резолюции подчёркивалось, что «… в связи с воспитательным воздействием детского театра находится и чисто учебное его значение; драматизация учебного материала является одним из самых действенных способов применения принципа наглядности».

На съезде было подчёркнуто значение кукольного и детского театра, особенно в начальных деревенских школах, где представление может стать целым событием. На съезде прозвучали слова о том что, «Детский театр в деревне — это, может быть, ещё важнее, чем театр для рабочих».

В это время проблему «театр и дети» стали рассматривать как педагогическое явление. Воспитательное значение театра осознавали не только педагоги, но и деятели театрального искусства.

В работе Всероссийского съезда деятелей народного театра, состоявшемся в 1915 году, принимала участие детская подсекция. Из материалов съезда, опубликованных в журнале «Народный театр», стало известно, что церковные и светские театральные коллективы, школьные театры, профессиональные и любительские театры, играющие для детей, рассматривались как явления одного порядка. В это время увидели свет первые репертуарные сборники: «Домашний театр» (1906-1913) и «Занавес поднят» (1914). После Революции 1917 года в печати появились специальные издания, такие как «Детский театр», «Театр и школа», «Игра», «Пьесы для школьного театра», которые предлагали репертуар для детского театра, а также затрагивали темы творчества и его влияния на развитие детей.

В 1920 году в Москве открылся первый Государственный театр для детей (ГТДД, впоследствии Госцентюз), действовавший под эгидой Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса), контролировавшего работу всех культурно-гуманитарных сфер. Перемены, принесённые Великой Октябрьской социалистической революцией, потребовали кардинального изменения мировоззрения. Было понятно, что формировать иное мышление у нового поколения лучше с юных лет. В связи с этим детский театр начал новую страничку в своей истории. При этом у его создателей была возможность выбора концепции развития: либо идти путём создания совершенно нового, революционного искусства и отказаться от ценностей и традиций старой культуры; либо развиваться, сохраняя всё лучшее, что было накоплено отечественным театром. Результатом теоретических исканий стало «Положение об устройстве детского художественного театра», закреплявшее следующие принципы: «Все существующие виды театрального искусства, воплощённые в художественные образы, способные радовать и возвышать душу ребёнка чудесами истинной красоты, должны быть представлены в детском театре … Для детей нужна художественная условная правда, натурализм их духовно не обогащает и эстетически не радует … Детский художественный театр должен черпать свой репертуар главным образом в сказке, фантастике и классических произведениях».

В 20-е годы тема взаимоотношений детей и театра широко освещалась в печати, публикации на эту тему периодически появлялись в таких изданиях, как «На путях новой школы», «Жизнь искусства», «Новый зритель», «Рабис» — журнал, первоначально называвшийся «Вестником работников искусств», а также в других изданиях.

Круг обсуждаемых проблем расширился после появления работ известных деятелей детского театра Н. И. Сац, С. М. Бонди, А. А. Брянцева, А. И. Соломарского и других, которые затронули тему взаимоотношений театров юного зрителя не только со своей аудиторией, но и с детскими театральными коллективами. Ни в одной стране мира не уделяли столько внимания искусству для детей, как в молодом советском государстве. Об этом говорит количество профессиональных детских театров, появившихся в 20-30-е годы: Московский театр для детей под руководством Н. И. Сац, Ленинградский ТЮЗ под руководством А. А. Брянцева, Саратовский театр юного зрителя имени Ленинского комсомола. И этот перечень можно долго продолжать, так как были ещё союзные республики, в столицах которых тоже создавались ТЮЗы. Такое внимание к искусству для детей было вызвано необходимостью взрастить новое поколение советских граждан, верных и преданных идеям социализма. В эти годы детские театральные коллективы находились в определённых рамках, что несколько противоречило свободе творчества. Многие педагоги и руководители детских театральных коллективов рассматривали театр как метод образования и способ воздействия на мировоззрение, не придавая должного значения развитию таланта как необходимой составляющей любой личности.

В 30-40-е годы XX века заметно снизилась активность дискуссии «театр и дети». Репертуарные сборники издавали только идеологически отобранные рекомендуемые произведения. Тем не менее именно в это время детские театральные коллективы школ и Домов пионеров стали сотрудничать с профессиональными режиссёрами и актёрами, и это дало новый толчок в развитии детского театрально движения.

Профессиональное искусство, адресованное детям, и детское театральное творчество стали предметом научных исследований в лаборатории театра, которая была создана в конце 1940-х годов в Институте художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР. Для того чтобы проблемы детского театра могла обсудить более широкая аудитория, силами лаборатории театра было организовано издание научно-методического сборника «Школьный театр».

В 50-60-е годы XX века деятельность лаборатории была посвящена рассмотрению проблемы восприятия театральных представлений детьми разного возраста, а также изучению детского театрального творчества по сценическому движению и художественному чтению.

Совместно с Кабинетом детских театров Всероссийского театрального общества лаборатория театра Института художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР издавала сборник «Театр и школа», на страницах которого заинтересованные лица рассматривали всё те же проблемы воспитания театральной культуры и восприятия театрального искусства детской аудиторией. Научный сборник выходил в период с 1960 по 1986 год [16]. В 1970-е и особенно в 1980-е годы интерес к детскому творчеству в целом и театральному в частности значительно возрос. В педагогической практике стали чаще применяться методы обучения с элементами драматического действия: ролевые игры, интерактивное обучение. Активно исследовались возможности театрального искусства как средства результативного восприятия и усвоения материала образовательных программ. Значение театрального искусства в художественно-нравственном воспитании по-прежнему оставалось предметом активного исследования.

Интересными для практического применения стали вышедшие в 1970-х годах монографии Ю. И. Рубиной «Театр и подросток» и Ю. И. Рубиной, Т. Ф. Завадской, Н. Н. Шевелева «Основы практического руководства школьной театральной самодеятельностью». Их концепция затрагивала вопросы педагогического руководства школьными театрами, рассматривались возможности и необходимость обучения детей основам сценического мастерства. В направленности занятий театральным искусством в условиях общеобразовательной школы воспитательные цели преобладали над целями художественными.

20 декабря 1987 года в г. Богородицке, в одном из старинных особняков, некогда принадлежавших графам Бобринским, вновь появился любительский театр «У Гаши», который стал символом возрождения детских театров. Этот театр вырос из небольших театрализованных представлений на вечерах «Клуба любителей прекрасного», проводимых работниками «Библиотеки искусств» — Галиной Анатольевной Спесивцевой и Натальей Алексеевной Машутиной. Кстати, своё необычное название «У Гаши» театр получил от двух слагаемых имён: Гали и Наташи.

Более двадцати лет существовал театр благодаря энтузиазму работников библиотеки и только в 2009 году получил статус муниципального. Первые постановки проходили в том же зале, в котором 200 лет назад шли детские спектакли Андрея Тимофеевича Болотова. Овальный зал Дворца-музея вновь принимал зрителей для просмотра некогда пользовавшейся популярностью пьесы А. Т. Болотова «Честохвал», увидели зрители и «слёзную» драму «Несчастные сироты». И хотя театр «У Гаши» нельзя назвать прямым наследником болотовского театра, создаётся впечатление, что театр Андрея Тимофеевича возродился и живёт своей новой жизнью.

Начиная с 1999 года, в Богородицком Дворце-музее ежегодно проходят фестивали детских театральных коллективов с непременным участием детской студии театра «У Гаши». В летний период спектакли проходят под открытым небом в усадебном парке графов Бобринских. В 2008 году культурно-информационный центр «Спектр» предоставил для спектаклей театра «У Гаши» свою площадку со зрительным залом на 400 человек.

Начиная с конца XX века, детский театр воспринимается и как форма воспитания и обучения, и как искусство, которое должно непременно совершенствоваться и развиваться.

Сегодня детские театральные коллективы России имеют возможность заявить о своих талантах на международной арене, принимая участие в зарубежных гастролях и международных фестивалях, получая при этом новый опыт и загораясь новыми идеями. Детские творческие коллективы могут становиться членами различных театральных ассоциаций и союзов.

Таким образом, история развития детского театра в России свидетельствует о постепенном углублении, осмыслении его как важного социокультурного феномена и мощного воспитательно-педагогического механизма. С течением времени комплексный, синтетический характер театрального искусства всё чаще соотносился с процессом художественно-нравственного и эстетического воспитания, именно поэтому детский театр занял существенное место в педагогической системе воспитания детей и юношества — как пространство коллективного сотворчества режиссёров, учителей-организаторов, юных актёров, драматургов, вокалистов, художников и музыкантов.

 

Источники:

  1. Крук Д.С. История развития детского театра в России //Искусство и современные художественные практики. 2017.
  2. Куц С.Ф., Бокий-Мощенских В.А. Выбор репертуара в детском театральном коллективе. Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2018.
  3. Ешмуратова А.К. Особенности театральной деятельности для детской аудитории. 2017. См. на КиберЛенинка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *