С момента своего возникновения телевидение опирается на новейшие, еще недостаточно освоенные общественным сознанием технологии создания моделей новой реальности. Изобретенное как техническое средство для передачи информации на расстояние, телевидение должно было, по мнению изобретателей, демократизировать общество, расширять информационное пространство и предоставлять равный доступ к нему всех слоев населения. С большим энтузиазмом было встречено и внедрение цветного телевидения, что позволило значительно повысить эмоциональность восприятия зрителей. Люди не только получали информацию об окружающем мире, но попадали в так называемую «медиареальность».

По мере роста присутствия медиа как в обществе, так и в частной жизни индивида, восторженные отзывы о телевидении как позитивном инструменте социальных изменений сменились на более сдержанные высказывания. Среди них появились и высказывания о негативной роли телевидения и для общества, и для человека.

Телевидение помогает человеку без труда войти в особую интеллектуальную и ценностную среду, свойственную сегодняшней эпохе и транслируемую на экране. Являясь авторитетным агентом социализации и обеспечивая существование человека в сложной и противоречивой урбанистической среде, телевидение дает огромному контингенту людей различного возраста и пола функционально пригодные механизмы представления о том, что правильно, а что неправильно в поведении, желаниях, стремлениях и др. Мы видим, что телевидение может влиять на формирование креативно мыслящей и активно действующей личности. Эта личность способна создать вокруг себя особую культурную среду, центром коммуникации которой становится индивидуальное место жительства.

Формируется особый тип домашней культуры, в которой человек, не сходя с места, чувствует себя связанным со всем миром через экран телевизора. Человеку достаточно аудиовизуальной информации, представляемой экраном телевизора, чтобы чувствовать себя компетентным участником мировых событий, знатоком в различных сферах жизни. Разница в культурном уровне может обуславливаться лишь выбором программ.

Появившись в первой половине прошлого века, телевидение активно стало развиваться, проникать в повседневную жизнь человека, участвовать в формировании общественного мнения. По результатам опроса, проведенного ВЦИОМ весной 2012 г., самым востребованным СМИ среди россиян остается телевидение: по центральным каналам информацию получают 98% опрошенных, по региональным — 88%.

Изучение истории российского телевидения трудно назвать достаточным и систематическим. Крайне бедна отечественная историография трудами по истории регионального телевидения. Объясняется данное обстоятельство, прежде всего, сравнительно короткой историей самого явления. К первым трудам, посвященным телевидению, относятся исследования ученых, работавших в области связи, радио, электротехники (М.Э. Гос, С.В. Новаковский, В.Б. Ренард, Г.И. Бялик и др.). Во второй половине XX в. работы о развитии телевещания принадлежали работникам Центрального телевидения. Они освещали отдельные аспекты вещания: программно-жанровые особенности, специфику работы журналистов на телевидении. в современной историографии мы видим публикации, в которых развитие отечественного телевидения рассматривается более всесторонне.

Возникновение телевидения в СССР можно отнести к 1931 г., когда 29 апреля и 2 мая были проведены первые передачи телевизионных изображений. В 1938 г. в СССР были запущены в эксплуатацию первые опытные телевизионные центры в Москве и Ленинграде.

Процесс создания советского телевидения в 1941 г. прервался войной. Но фундамент был уже заложен. После окончания Великой Отечественной войны телевидение в нашей стране развивалось уже безостановочно. Закон о пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. предусматривал восстановление и техническое переоборудование существовавших телевизионных центров и строительство новых.

Московский телецентр, в декабре 1945 г. возобновивший вещание на старом оборудовании, был в октябре 1948 г. остановлен для реконструкции и возобновил работу 16 июня 1949 г.

Ленинградский телецентр возобновил вещание в 1948 г.; он также был переоборудован, хотя и оставался в старом помещении. В ноябре 1952 г. провел пробную передачу Киевский телецентр. В том же году началось строительство телевизионных центров в Минске и Свердловске; в 1953-м — в Риге, Таллине, Баку, Харькове, Горьком, Куйбышеве, Ташкенте, Вильнюсе. В 1954 году заработал «малый телецентр» в Воронеже (подробнее см.Воронежское телевидение).

Дикторы Г.Поваляева и В.Галкин в прямом эфире Воронежского телевидения

Дикторы Г.Поваляева и В.Галкин в прямом эфире Воронежского телевидения. 1966

Бурный рост передающей и приемной телевизионной сети начался в середине 1950-х гг. Если в 1953 г. работали только три телевизионных центра, то в 1960-м уже действовали 84 мощные телевизионные станции, в 1965-м — 121 телестудия.

В течение одного только 1955 г. началась эксплуатация новых телецентров в Риге и Харькове (31 марта), Омске (4 мая), Томске (5 июня), Таллине (29 июня), Минске (2 июля), Свердловске (26 июля), Владивостоке (9 декабря) и Баку (28 декабря). В 1957 г. в стране работало 20 программных телецентров.

15 сентября 1955 г. Совет Министров СССР принял постановление о строительстве в 1956-1958 гг. в 11 республиках 27 программных телевизионных центров и 15 ретрансляционных станций. В этот же день Совет Министров СССР принял постановление о строительстве телевизионного центра в Сталинграде — эту дату мы можем считать началом истории Сталинградского (Волгоградского) областного телевидения.

22 октября 1955 г. Совет Министров РСФСР издал распоряжение об объемах, сроках и источниках финансирования строительства телевизионных центров и ретрансляционных станций, в том числе в Сталинграде, за счет долевого привлечения средств предприятий и ведомств области в сумме 17,6 млн руб.

На заседании бюро областного комитета КПСС 23 ноября 1955 г., посвященном строительству телевизионного центра, были определены источники финансирования: исполкомы Сталинградского городского и областного Советов депутатов трудящихся; обозначен срок окончания работы Сталинградского гор-проекта по привязке проектного задания телецентра в соответствии с выданным паспортом и технической документацией до 1 декабря 1955 г.; монтаж металлической башни высотой 192 м доверен строительному управлению треста «Стальмонтаж». Бюро областного комитета КПСС подчеркивало необходимость немедленного начала строительства телевизионного центра, учитывая сжатые сроки (19561957 гг.). Перед началом строительных работ военные разминировали тер-

риторию, покрытую тысячами осколков от снарядов и мин, на которой лежали или находились в земле неразорвавшиеся мины, снаряды, патроны. В марте 1956 г. были забиты первые колышки на Мамаевом кургане и строительство началось. Приняв обязательство открыть телецентр к 15-летию окончания Сталинградской битвы, строители и монтажники трудились день и ночь, в итоге строительные работы были завершены в срок.

В это время телевидение и радиовещание были выведены из подчинения Министерства культуры и подчинены непосредственно Совету Министров СССР — в мае 1957 г. был образован Государственный комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. 11 декабря 1957 г. Совет Министров РСФСР принял постановление об организации комитетов и редакций по радиовещанию и телевидению в автономных республиках, краях и областях РСФСР, среди которых была и Сталинградская область.

В связи с окончанием строительства телевизионного центра, а также началом пробных телевизионных передач 15 января 1958 г. в Сталинграде была организована студия телевидения при областном комитете по радиовещанию и телевидению. Тогда же было утверждено штатное расписание. Первым начальником телецентра в 1958 г. был назначен Федор Алексеевич Ушаков. Выпускник Ленинградского электротехнического института связи, он в 1949 г. по распределению приехал в Сталинград, в 1956 г. был приглашен на работу в дирекцию строящегося телецентра на должность главного инженера. Его большой вклад в том, что строители сдали здания и сооружения под монтаж оборудования в намеченный срок, чтобы выйти в эфир 2 февраля 1958 г. — в день 15-й годовщины победы под Сталинградом.

Выход в эфир первой передачи Сталинградского телецентра состоялся 2 февраля 1958 г. в 16 часов. Среди приглашенных в студию гостей были защитники Сталинграда — снайпер Василий зайцев, бронебойщик Петр Болото, Федор Ильченко, участвовавший в пленении генерал-фельдмаршала Ф. Паулюса. Они рассказали о событиях, происходивших на сталинградской земле в 1942-1943 гг. Жителей города с 15-летием окончания Сталинградской битвы поздравил секретарь Сталинградского обкома КПСС Д.П. Журавлев. Затем был дан небольшой телеконцерт. Такой была первая передача Сталинградского телевидения.

Мы отмечаем активно растущий в те годы спрос населения на телевизоры. Если в 1950 г. в СССР насчитывалось 14,8 тыс. телевизоров, в 1955 г. — 822,9 тыс., а в 1958 г. — 2538,6 тыс. телеприемников. В Сталинградской области в конце 1958 г. насчитывалось всего 9,7 тыс. телевизоров, а в 1959 г. — 16634 телевизора, из них в Сталинграде — 14021, в Волжском — 2086, остальные 527 — в близлежащих к телецентру сельских районах.

После первого эфира работникам телестудии было выделено время на освоение оборудования, параллельно шел набор сотрудников в штат. Среди сотрудников было два человека с опытом работы на киностудии — супруги Всеволод Демьянович и Ида Александровна Мельник, приехавшие трудиться в Сталинград из Ташкентского телецентра. Большая часть работников Сталинградской студии телевидения была представлена бывшими сотрудниками радиоцентра. К 16 марта 1958 г. коллектив был сформирован, и с этого дня началось регулярное телевещание.

Осенью 1958 г. была получена первая ПТС (передвижная телевизионная станция), и 9 октября состоялась первая внестудийная передача из Сталинградского цирка. В октябре же был показан взрыв перемычки на строящейся Волжской ГЭС, а через неделю — перекрытие Волги.

Обращаясь к программе передач, мы видим, что в то время в репортажах с мест событий рассказывалось о социалистическом соревновании в колхозах, о победе гидростроителей и т. д. Телевидение полвека назад сильно отличалось от современного телевещания ограниченностью репортажей с мест событий. «Живые» репортажи заменялись студийными передачами. Время, «сэкономленное» на внестудийных передачах, уходило на показ кинолент. При этом телевидение отличалось от иных видов СМИ силой воздействия, в том числе из-за новизны форм подачи информации.

В декабре 1959 г. комиссия ЦК КПСС принимает Постановление «О дальнейшем развитии советского телевидения». В постановлении подчеркивалось, что студии телевидения недостаточно используют телевизионный экран для пропаганды достижений советского народа в политической, экономической и культурной жизни, что в передачах на общественно-политические темы плохо пропагандируются и распространяются передовые методы труда и ценные начинания на промышленных предприятиях, стройках, транс-

порте, в колхозах и совхозах. Главной задачей телевидения была обозначена пропаганда решений XXI съезда КПСС. Вслед за центральным руководством сталинградский обком КПСС принял подобное же постановление, которое было расширено и рядом замечаний о подборке на местном телевидении литературно-драматических и музыкальных передач.

Выполняя Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения», Государственный комитет по радиовещанию и телевидению обязал республиканские, краевые и областные комитеты, редакции радиовещания и телевидения организовать передачу по телевидению ежедневной информации о событиях в стране и за рубежом, о достижениях промышленности, сельского хозяйства, науки, техники, искусства, литературы и спорта, выделить для политической информации в программах строго определенные отрезки времени. Необходимо было создать на студиях телевидения специальные редакции «Последних известий», укомплектовать их опытными редакторами и комментаторами. Государственный комитет обязал также главную редакцию по обмену телепрограммами наладить регулярное снабжение местных студий киноматериалами о жизни союзных республик, а по наиболее важным событиям внутрисоюзной и международной жизни готовить и рассылать на места специальные выпуски «Последних известий».

Телезрители получили возможность, как и радиослушатели, своевременно узнавать о важнейших событиях политической и культурной жизни страны и области, а также о наиболее важных событиях, происходящих за рубежом.

В Сталинградской области местная студия телевидения также работала над содержанием программы телепередач. Из информационных материалов отдела пропаганды и агитации обкома КПСС о работе студии телевидения за 1960 г. мы можем увидеть следующее содержание телевизионного эфира. Первостепенное место в программе занимали ежедневные передачи на общественно-политические темы, им отдается половина студийного времени. Подчеркивается стремление студии показать работу партии по улучшению жизненных условий трудящихся, данной цели служат передачи «Сталинград шагает в семилетье». Темпы жилищного строительства отображали передачи «Там, где был пустырь», «В три раза быстрее», «Для вас, сталинградцы».

В передачах стало больше уделяться внимания показу передовиков промышленности, строительства, транспорта, села, «культурного фронта». Для молодежи были введены передачи «Передовики семилетки» и «Твой современник». Студией сняты киноочерки о Героях Социалистического Труда. Передачи такого плана создавались ежемесячно общественно-политической и молодежной редакциями.

Отмечалось использование телевидения для ответов на вопросы трудящихся. Два раза в месяц на вопросы отвечали руководители города, районов, предприятий, учреждений и др.

Значительное место отводилось экономической учебе. Этому вопросу были посвящены передачи «Цена одного киловатта», «Институт и завод», «Ученые заводу».

Отмечалось стремление телестудии к тому, чтобы показать как можно больше технических достижений, к пропаганде новых достижений в промышленности и сельском хозяйстве. Был введен специальный цикл передач «за технический прогресс», где показаны фильмы «Автоматы — техника семилетки», «Литье на поток», «Плавку ведут автоматы», «Электронный консилиум». Пропаганда передового опыта в промышленности и сельском хозяйстве велась под рубрикой «Школа передового опыта». Так, по телевидению была передача о новой строительной технике на Сталинградской ГЭС, о новых автоматических линиях на тракторном заводе.

Перспективами тогда выступали освещение борьбы за технический прогресс на предприятиях Сталинграда и усиление проверки практического внедрения передового опыта.

В 1962 г. отмечено было улучшение содержания телевещания, прежде всего, в передаче политической информации. Однако большие возможности телевидения в идеологической работе и культурном воспитании населения использовались крайне мало.

В целях улучшения работы Волгоградской телестудии ее сотрудники предпринимают попытки узнать мнение телезрителей. Была выявлена проблема обратной связи: не известны авторы писем, звонков, получаемых на телестудии, их профессии, встречи работников студии с телезрителями также не приносили желаемого результата. Так, в 1962 г. была выпущена «Телеанкета», в анкетировании приняли участие около 200 телезрителей Волгограда. В 1965 г. была проведена еще одна «Телеанкета», участниками которой стали свыше 1000 телезрителей. Вскоре при Волгоградской телестудии был организован институт общественного мнения.

На основе анализа результатов опросов был составлен рейтинг интересов волгоградских телезрителей:

1) спорт;

2) художественные фильмы;

3) эстрадные концерты;

4) развлекательные передачи «На огонёк», «КВН»;

5) выпуски телевизионных новостей;

6) передача «У карты мира»;

7) передача «Новости»;

8) передача «Мир сегодня»;

9) оперетты;

10) цикл передач редакции информации «Панорама недели»;

11) передачи на экономические темы;

12) музыкально-познавательные передачи;

13) передачи для тружеников села;

14) телеспектакли;

15) выступления писателей и деятелей искусств;

16) оперные спектакли;

17) чтение стихов;

18) спектакли драматических театров;

19) передачи из музеев;

20) выступления искусствоведов.

Также Волгоградская телестудия снимала телефильмы. В 1967 г. были подготовлены первые части многосерийного документального фильма о битве на Волге.

1955-1960-е гг. — период зарождения и становления телевидения в Сталинградской (Волгоградской) области, время проб, ошибок, первых успехов, которые дали толчок его развитию. В целом можно говорить о быстрых темпах развития телевидения в области. Построенный в короткие сроки телецентр был достаточно хорошо оборудован: эксплуатировались ПТС, три проявочные машины 40-П-3, одна — 47-П-1, копировальные машины, аппаратура для записи звука и т. д. Созданный в короткие сроки штат сотрудников телецентра активно включается в работу, результатом которой становятся привлечение и увеличение зрительской аудитории. Перечень программ, транслируемых телецентром в данный период, отображал цели и задачи, поставленные Советским государством.

См.  У истоков воронежского телевидения.

Источники:

  1. Акмова И.А. Роль телевидения в жизни человека //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2017. № 10 (84) : в 2-х ч. Ч. 2. C. 13-15.
  2. Уткина А.В. Становления сталинградского (волгоградского) телевидения в середине 1950-х — 1960-е гг.// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *