Для абсолютного большинства людей словосочетание «свой бизнес» означает понятие, отделяющее работу по найму – на государство или частного собственника — от работы на себя. Бизнес – это совсем другая жизнь, иная система трудовых и социальных отношений, это другое мировосприятие и ощущение экономической свободы.
В то же время собственный бизнес – это не только самостоятельность в принятии решений и заработанная прибыль; это еще и постоянные риски, связанные с изменением спроса и предложения на рынках, с переменой нормативных актов, возможными экономическими кризисами. Свой бизнес требует личных вложений капитала – причем не только денег, но и знаний, труда, нервов.
Если у человека уже есть неплохая работа, средняя, но постоянная зарплата, привычная система отношений в трудовом коллективе, то бывает весьма непросто отказаться от устоявшегося уклада жизни и пойти в бизнес, где вероятны не только высокие прибыли, но и ощутимые убытки. Здравый смысл подсказывает человеку, что лучше синица в руках, чем журавль в небе, что не стоит рисковать и ставить под удар семейный бюджет. Однако желание реализовать себя, попробовать себя на новом поприще, зачастую бывает сильнее прагматических соображений.
Принято считать, что в бизнес чаще идут люди молодые, более склонные к переменам и рискам. И часто это действительно так. Тем не менее, исследования, проведенные недавно, показали, что 30-40% начинающих бизнесменов – это люди зрелые, в возрасте 40-55 лет. Многие из них решаются на вхождение в бизнес по внешним причинам – в связи с потерей прежней работы и сокращением штатов, в связи с выходом на пенсию (особенно это характерно для «молодых» пенсионеров – военных, людей, работавших по «вредным» спискам). Для женщин импульсом к занятию предпринимательством нередко является распад семьи или потеря кормильца.
Как показывают социологические опросы, о собственном бизнесе задумывается две трети граждан, однако психологически далеко не все готовы вступить на путь предпринимательства, обременяя себя ежедневными заботами о прибыльности своего дела. Далеко не все готовы променять спокойную, размеренную жизнь, пусть с невысокой, на гарантированной зарплатой, на хозяйственную самостоятельность, за которой стоят заботы, планы, напряженная работа, успехи и разочарования.
Следует отметить, что некоторая доля людей входит в бизнес не сразу, оставляя работу по найму и полностью посвящая себя свободному предпринимательству, а начинает осваивать коммерческую деятельность постепенно, на условиях совместительства. Так работают, например, врачи, репетиторы, водители такси, владельцы личных подворий. Почувствовав себя более уверенно, эти категории работников позднее целиком посвящают себя предпринимательству.
Что же движет теми людьми, которые все же решились полностью посвятить себя бизнесу, невзирая на все сложности и будущие препятствия? Назовем основные мотивы:
— Природные лидерские качества. Большинство предпринимателей, пришедших в малый бизнес – это люди волевые, решительные, целеустремленные. Дух свободного творчества и самостоятельного ведения дел близок их натуре; такие люди не терпят над собой недалеких и придирчивых начальников, любят инициативу и готовы брать на себя ответственность. В тех социально-экономических условиях, где больше ценится личная преданность, угодничество, лизоблюдство, такие личности не могут себя найти на работе по найму, где они конфликтуют и не находят общего языка с работодателем. В конце концов, лица с задатками неформальных лидеров покидают наемные рабочие места и пытаются начать свое собственное дело, входя в орбиту малого бизнеса.
— Желание реализовать свои таланты на ниве коммерческой деятельности. Самореализация в бизнесе – дело первостепенной важности. Не только деньги являются целью людей, выбирающих бизнес как жизненный путь. Отрицать роль денег как приоритета в предпринимательской деятельности совершенно бессмысленно, но и сводить все многообразие предпринимательства только лишь к погоне за золотым тельцом нельзя. Доказать окружающим и самому себе собственную состоятельность, воплотить в жизнь свои идеи и начинания – вот один из главнейших стимулов старт-аперов.
— Потребность во власти, славе, влиянии. Многие люди, родившиеся в условиях малого достатка, а то и просто бедности, пытаются продвинуться вверх по социальной и экономической лестнице, пытаясь реализовать принцип Self made man (человек, сам себя сделавший). В странах с развитой рыночной экономикой, основанной на системе всеобщей конкуренции, этот принцип особенно ценится, когда человек достигает высокого общественного положения и богатства не благодаря унаследованному состоянию, а в результате приложения своих талантов и упорного труда. Малый бизнес в этом смысле — незаменимый инструмент.
Любой, самый длинный путь, начинается с первого шага. Мечтая о собственном предприятии, высоких доходах, уважении со стороны коллег и трудового коллектива, следует сделать над собой волевое усилие и перейти от мечтаний к построению планов, которые затем воплотятся в конкретные действия. Нельзя поджарить яичницу, не разбив яйцо. Решение должно быть принято, иначе смутные и сладкие грезы так и останутся мечтами – тогда как другие люди будут достигать того, на что мы так и не решились.