Фокус нашего внимания при изучении микро и макроэкономики был обращен к рыночным хозяйственным системам как наиболее эффективным и распространенным в современном мире. Однако рыночными экономическими системами не исчерпывается все многообразие возможных способов ведения хозяйства. История знает и другие типы социально-экономических систем, основанные на различных теоретических, идеологических и теологических построениях.
Назовем основные из них.
1. Теократические социально-экономические системы. В основу построения теократических хозяйственных систем положено то или иное религиозное мировоззрение. Это могут быть государства, основанные на исламском вероисповедании, где основу социальной и экономической жизни составляют нормы шариата, следующие из священной книги мусульман Корана. Религиозная регламентация повседневной жизни может быть весьма строгой – женщины должны закрывать лицо специальными накидками или платками – паранджой, хиджабами или никабами, а их роль в экономике ограничивается ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей.
Банковская деятельность также нормируется предписаниями религиозного плана – ссудный процент признается ростовщичеством и тогда вся кредитно-финансовая сфера должна работать по иным правилам, нежели это принято в светских государствах.
Все основные политические и экономические решения принимаются только с одобрения религиозных лидеров – как это делается в современной Исламской республике Иран, где верховный аятолла имеет не меньшую власть, чем официально избранный президент страны.
На территории Италии существует теологическое государство Ватикан с верховной властью папы Римского и своей собственной финансовой системой. В основу всей жизни и деятельности Ватикана положена Библия. Все остальные правовые акты и экономические действия следуют из Библии или ее трактовок, сделанных отцами церкви. Отметим, что в средневековой Европе реальная экономическая, политическая и военная сила папы и духовенства зачастую была выше, чем власть монархов и королей. Не в меру самостоятельные суверены отлучались папами от церкви, что влекло за собой утрату политической и экономической власти [1].
На принципах теократического государства построена вся система экономических и политических отношений в современном Тибете, духовным лидером и фактическим президентом которого является Далай-лама. Народ, живущий в Тибете, признает Далай-ламу живым богом. Отсюда следуют его всеобъемлющие властные полномочия (не признаваемые руководством Китая).
Таким образом, мы можем констатировать, что альтернативные экономические и политические хозяйственные системы, основанные на религиозных верованиях, существуют и в настоящее время, уживаясь в глобальной экономике с рыночными системами.
2. Националистические социально-экономические системы. Идейной основой создания систем данного типа является убежденность какой-либо нации или этнической группы в своей исключительности. Таковыми были идеи, господствовавшие в фашистской Германии в 1920-1940-х годах. Весь бизнес неарийцев, к коим относились евреи, славяне, цыгане и некоторые другие «неполноценные» народы, конфисковывался в пользу национального государства, а его владельцы либо уничтожались, либо изгонялись из страны.
Экономические отношения, по замыслу нацистов, должны были строиться по линии «раб-господин», где в роли господ находились немцы, а в роли рабов – упомянутые выше «второсортные» народы. Причем земля и имущество порабощенных стран переходило к их новым хозяевам; а население обязано было безропотно трудиться на представителей «высшей» расы. Такая система социальных и экономических отношений весьма похожа на рабовладельческий строй с той лишь оговоркой, что место плебеев и патрициев занимают люди, разделенные по расовому или этническому признаку.
3. Криминальные экономические системы. Многообразие современных экономических систем дополняют специфические хозяйственные образования децентрализованного типа, в которых бал правят преступные кланы, живущие за счет пиратства, грабежей, торговли людьми и наркотиками.
Образуются криминальные системы на обломках государств, раздираемых внутренними конфликтами и войнами. Оставшиеся после активных боев вооруженные формирования не сдают оружие и не приступают к мирной жизни. Бывшие боевики и их полевые командиры не торопятся становиться землепашцами, слесарями или станочниками. На контролируемых ими территориях, на которые поделена страна, производятся натуральные или синтетические наркотики, которые продаются в благополучные страны. На вырученные деньги поддерживается криминальный режим.
При этом возможны вариации. Криминал может промышлять не наркотиками (как в Афганистане), а пиратством, нападая на торговые суда и захватывая заложников (так поступают сомалийские пираты). Иногда криминал контролирует нефтедобычу или добычу алмазов. Но суть от этого не меняется. Криминальные экономики весьма живучи и нередко встречаются в современном мире.
4. Коммунистические и социалистические экономические системы. Если криминальные хозяйственные системы создаются и функционируют как изначально нелегитимные и несправедливые, то коммунистические доктрины научно обоснованы и хорошо развиты.
Коммунистические идеи очень древние и тесно связаны с мечтой человечества о более справедливом общественном и экономическом строе. Первые коммунистические идеи мы находим еще у библейских персонажей (моральный кодекс строителя коммунизма весьма похож на заповеди Моисея). Впоследствии их развивал Платон, Т.Мор, Т.Кампанелла, французские социалисты-утописты. Потом за них взялись лучшие умы своего времени в лице анархистов, социал-демократов и коммунистов-теоретиков, пожелавших сделать из утопии науку.
Однако столь значительное и важное для России учение мы рассмотрим более подробно ниже, в отдельных разделах.