Осенью 2018 года привычный парк на дамбе Воронежского водохранилища, с достаточно устаревшей гребной базой «Буревестник», вертолётной площадкой, заброшенными пляжами с неухоженной инфраструктурой, начал своё активное преображение. Местные власти при поддержке федеральной программы развития начали капитальную перестройку территории дамбы и прилегающей к ней акватории. Впервые, начиная с 1972 года, когда началось заполнение Воронежского водохранилища и была обустроена для пользования горожанами данная площадка, стала осуществляться столь масштабная реновация.
Справедливости ради следует отметить, что данная площадка существовала задолго до образования Воронежского водохранилища — по территории сегодняшней дамбы проходила дорога на левый берег — её мы можем видеть на старой открытке более чем вековой давности (см. изображение ниже).
Что же касается самой дороги (дамбы), ведущей на Левый берег, то она была построена в 1786 году и имеет весьма интересную историю. Это была, как сообщает историк-краевед Е.А. Пульвер, земляная насыпь — дамба, обсаженная деревьями, которая имела полтора километра в длину, 17 метров в ширину и 3-5 метров в высоту. Для того времени это было крупное гидротехническое сооружение, проходившее по заливным лугам и болотам реки Воронеж. Только одного хвороста в основание дамбы было уложено два с половиной миллиона возов. Всё делалось вручную и практически бесплатно, поскольку здесь отрабатывали недоимки крепостные крестьяне. [1] Выходила проложенная дорога к церкви Рождества Христова 1680 года постройки (превращённой после 1917 года в клуб, а потом в завод «Автозапчасть) [2] и рынку (современному рынку Придача). [3]
К сказанному следует добавить и ещё один исторически значимый эпизод. 18 ноября 1905 года на дамбе состоялось сражение 800 солдат дисциплинарного батальона (казармы которого вошли ныне в состав Воронежской Военно-Воздушной академии) с казаками и драгунами царского правительства. [1, с.155-156].
К сожалению, все эти занимательные и интригующие исторические факты не отражены в надписях, инсталляциях, арт-объектах на нынешней дамбе — проектировщики и строители ограничились стендами с изображением тренеров, известных воронежских гребцов, краткой историей создания гребной школы в столицы Черноземья. Впрочем, это дело поправимое, «музеизация» и повышение туристической привлекательности спортивного кластера на дамбе будет, вероятно, осуществлена в недалёком будущем.
Но вернёмся в 2018 год к началу строительства и подготовительным работам застройщиков. Первоначально многие жители Левобережья были недовольны тем, что подрядные организации стали вырубать на дамбе деревья, которые создавали прохладную зелёную зону и служили укрытием от ветров, свободно продувающих открытую местность дамбы (см. фото ниже).
Уходили в прошлое и старые постройки верандного типа, которые местные художники облюбовали как пространства для творчества.
Других мест из-за строительных работ пришлось искать многочисленным рыболовам. И, конечно, целый год, до осени 2019 года, иную локацию для пробежек и занятий физической активностью надо было подыскивать любителям активного отдыха и приверженцам здорового образа жизни. Определённые неудобства реновация доставила и курсантам Военно-воздушной академии, расположенной в нескольких сотнях метров от дамбы — здесь будущие офицеры занимались физподготовкой, сдавали нормативы, играли в футбол.
К началу 2020 года все строительные работы на дамбе были закончены, завершено благоустройство территорий, приведён в порядок ландшафтный дизайн. С восточного и западного направлений на мостах были распахнуты ворота для всех желающих. И массам воронежцев открылась панорама современного спортивного кластера, куда вошли Центр гребли на байдарках и каноэ, крытый футбольный манеж, ледовый Дворец спорта, тренажёрные залы, открытые спортивные и детские площадки для отдыха и занятий физической активностью.
Правда, первое открытие спортивного кластера было смазано начавшейся пандемией, первая волна которой стала накатывать уже в марте 2020-го. Объявленный губернатором карантин неожиданным образом снова закрыл вход на территорию
Не были проведены и всероссийские соревнования по гребле на базе вновь отстроенного центра подготовки. Некоторым заменителем этого большого события выступили состязания гребцов-любителей на лодках «Дракон», представлявших различные предприятия и организации Воронежа. К сказанному следует добавить, что заново отстроенный и оборудованный по последним технологиям гребной центр всё же не стал (во всяком случае пока) тем активатором и популяризатором гребного спорта, на что рассчитывали создатели кластера первоначально.
А вот интерес к крытым спортивным сооружениям типа большого футбольного манежа и ледового дворца спорта в полной мере оправдал ожидания местных властей. Несмотря на пандемию и ковидные ограничения эти объекты работают с полной нагрузкой.
Но главная роль и значение спортивного кластера на дамбе Воронежского водохранилища раскрылась в несколько иных ракурсах.
Кластер привлёк на свою территорию множество отдыхающих, родителей с детьми, физкультурников и любителей здорового образа жизни. Новая визуальная культура, современные спортивные комплексы, привлекательный ландшафтный дизайн стали мощным средством воздействия на умы и сердца воронежцев, внесли позитивные изменения в их мышление и поведение.
Необходимо также подчеркнуть и момент социального экспериментирования. Здесь, на территории кластера, стали проводиться промо-акции общественно-полезной направленности, спортивные праздники, которые продемонстрировали высокую действенность и перспективность. Театрализованные постановки с ростовыми куклами, талисманами, маскотами, музыкальным сопровождением, профессиональными ведущими оказывают позитивное влияние на детей и юношество.
Источники:
- Пульвер Е.А. Здравствуй, Воронеж! Путеводитель. Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1970. С.159.
- Превращение храма в цех: страницы истории воронежского завода «Автозапчамть».
- Воронежский рынок Придача.