История левобережного рынка Придача уходит своими корнями далеко в глубь веков. Новый современный крытый рынок с одноимённым названием — лишь вершина айсберга экономических, трудовых и предпринимательских отношений, продолжение всего того, что строилось столетия и не прерывалась даже во времена гонений на частников (что зачастую имело место в период существования СССР). Теперь рынок «Придача» — не просто крупный работодатель со многими сотнями сотрудниками, предпринимателями и самозанятыми, но и мощный логистический центр, обеспечивающий встречу продавцов и покупателей, финансовые взаиморасчёты, ответственное хранение товаров, правопорядок, соблюдение норм гигиены, надзор за качеством продукции.

Чтобы лучше понять роль и значение рынка Придача в современной и прошлой хозяйственной жизни Воронежа, нам придётся обратиться к кратким историческим сведениям — о названии местности и рынка, об основных участниках торговых отношений, о специфике торговли в лавках и под открытым небом.

После образования города Воронежа в 1586 году, который был заложен как деревянный кремль (крепость), вокруг него со временем стали появляться целые микрорайоны (слободы), которые заселяли служилые люди. Последние делились на две больших категории — «служилые люди по отечеству» т.е. по отцам и их чинам — бояре и их дети, провинциальные дворяне, которые получали земельные наделы (дачи) от царя, и «служилые люди по прибору»  — стрельцы, казаки, пушкари, затинщики, драгуны, солдаты. Служилые люди этой категории набирались из разных сословий и групп населения — бедных слоёв посада, нетяглых «вольных охочих людей», донского, волжского, уральского, терского казачества. Они обычно получали за службу небольшое денежное и хлебное жалованье. Однако в южных городах власть предпочитала вместо жалованья наделять приборных служилых людей землёй, которая давалась на так называемом «четвертном праве» — на целую группу населения, без документов на владение землёй отдельными лицами. Воронежские служилые люди по прибору сами пахали землю, обрабатывали расположенные около города поля и этим кормились. Это были одновременно пахари и воины. (Городские поля, принадлежавшие приборным служилым людям Воронежа, располагались на правом и на левом берегах реки. У выступов, или «отрогов» городских полей возникло впоследствии село Отрожки, а там, где были «придаточные» (добавочные) земли, — слобода Придача). [1]

По названию слободы получил имя и сам рынок Придача. Домохозяйства служилых людей в самом Воронеже и близлежащих местностях были одновременно потребителями и производителями многих товаров  — продуктов питания, ягод, мёда, сала, мяса птицы, хлеба. Растущему городу постоянно требовались строительные материалы, лес, ткани, мебель, металлические изделия. На старой открытке начала ХХ века мы можем видеть Чернавский мост с дорогой на рынок Придача; вокруг моста наблюдаются обширные запасы сплава леса, который продавался горожанам в виде брёвен или пиломатериалов.

Вид на Чернавский мост. Слева и справа от моста виден сплав леса. Воронеж. Начало ХХ в.

Центром товарообменных и денежных операций на левом берегу реки Воронеж стал рынок Придача. Сюда стекались крестьяне, мещане, служилый люд, розничные и оптовые торговцы. Здесь же торговали и закупали товар офени (или фени) — профессиональные торгаши, имевшие свой «птичий язык», то есть говорили «по фене«, что потом перешло в криминальную сферу. Покупали офени на рынке свой товар партиями, которые потом реализовывали в розницу, выезжая на повозках в отдалённые хутора и сёла.

Торговали на придаченском рынке обычно прямо с повозок или раскладывая товар на земле.

Торговля на рынке гончарной продукцией

Часть купцов имела на рынке постоянные места, строила лавки, где хранился и продавался товар, нанимала сидельцев (продавцов из числа мещан или крестьян). В базарные дни на Придаче образовывалась большая сутолока, толпа и подвыпившая публика часто наступала на товар, портила его, возникали ссоры и потасовки. Нередким было и воровство, коим промышляли профессиональные карманники и городская голытьба. Для предотвращения споров, конфликтов и воровства на рынке действовала администрация и городовые.

С победой социалистической революции 1917 года рынки — в том числе придаченский — должны были постепенно уйти в небытие. Организованная магазинная торговля (например, магазинами «Овощи и фрукты»), различной живностью и цыплятами (магазинами «Природа») и т.д. должна была вытеснить толкучие рынки. Всякая предпринимательская деятельность и побочные заработки «спекулянтов» подлежали ликвидации или хотя бы минимизации.

Однако всё вышло с точностью до наоборот. Голод, НЭП и нормирование продуктов сделали рынок Придача ещё более значимым для населения. Даже в самые суровые годы борьбы со спекулянтами здесь можно было купить все необходимые продукты. Вместо денег продавцы принимали ценные вещи, золотые и ювелирные изделия. Здесь же орудовали скупщики краденого и подпольные ростовщики.

В послевоенное время рынок Придача продолжил свою работу. Дефицит товаров и ограниченность продовольственного ассортимента в магазинной торговле обеспечивали постоянный приток покупателей на придаченский рынок. Из близлежащих домохозяйств (а вокруг рынка до 1970-х годов был сплошной частный сектор) на рынок поступали молоко, творог, сметана, мясо, птица, зелень, ягоды, фрукты, цветы и прочая продукция. Рядом с рынком действовала автостанция, что было весьма удобно для приезжих сельчан из воронежской глубинки.

В середине 1980-х годов стал бурно развиваться непродовольственный сегмент рынка Придача, под который была выделена отдельная площадка (вещевой рынок). Особенную активность здесь проявляли вьетнамцы, которые первоначально приехали в Воронеж совершенно для иных целей — работы на Воронежском шинном и Семилукском огнеупорном заводах. Вот что писала областная газета «Коммуна» 2 сентября 1989 года в статье «»Горячий цех» дружбы».  Руководитель вьетнамских рабочих Чыонг Ван Хыонг в интервью газете сообщил: «Наша группа в количестве 350 человек приехала в Воронеж по соглашению между правительством СССР и Социалистической Республикой Вьетнам. В течение  6 лет посланцы Вьетнама будут обучаться различным рабочим профессиям в цехах Воронежского шинного завода. Первые три месяца они обучались на курсах русского языка». [2]

Но работа на придаченском рынке оказалась гораздо более привлекательной и прибыльной для вьетнамских товарищей, которые продавали воронежцам недорогие джинсы и иную китайскую одежду. Да и предприятия, на которые прибыли вьетнамские товарищи, стали к тому времени испытывать определённые трудности (распад экономических связей, проблемы с качеством и сбытом продукции, а потом инфляция и закрытие производств).

В этом смысле следует констатировать тот факт, что воронежские рынки (в том числе и рынок Придача) — это те структуры, которые не только ничего не потеряли от экономического и политического кризиса начала 1990-х, но и стали явными выгодоприобретателями, поскольку именно на рынки хлынул рабочий люд из закрывавшихся воронежских предприятий. Здесь не было недостатка в рабочих местах и покупателях, потому как товар и рыночные цены всегда находились в равновесии с текущим спросом.

Администрация рынка обеспечивала арендаторов или разовых продавцов небольшими лотками с крышей над головой (см. фото ниже). Лишь мясной павильон, который мы видим на заднем плане, был полностью крытым — хотя и не имел отопления.

Работа старого рынка «Придача» под открытым небом. Октябрь 2009

Торговля под открытым небом с удобствами на улице была не слишком комфортна для разовых и постоянных торговцев. Поэтому к 2010-м годам городскими и областными властями было принято решение о строительстве крытых рынков, обеспечивающих продавцов и покупателей надлежащими удобствами, системами кондиционирования, видеонаблюдения и безопасности, складами и холодильниками, рекламными материалами и торговой информацией, онлайн кассами и банкоматами.

Большой крытый рынок Придача был выстроен на удивление быстро — менее, чем за два года. Уже 8 мая 2013 года он начал свою работу (см. фото ниже).

Крытый рынок Придача, открытый 8 мая 2013 г. на месте старой торговой площадки.

Крытый рынок Придача, открытый 8 мая 2013 г. на месте старой торговой площадки.

Первой начала свою работу продовольственная часть рынка, затем была сдана в эксплуатацию и вещевая секция — включая уличную площадку, которая сдаётся в аренду разовым продавцам или предпринимателям (самозанятым) на продолжительный период.

Уже в 2014 году на уличной площадке рынка Придача стал работать такой инновационный инструмент, как молокомат (см. фото ниже).

Молокомат на торговой площадке рынка Придача. 2014.

Молокомат на торговой площадке рынка Придача. 2014.

К молочному автомату в скором времени подключились и другие вендинговые аппараты, осуществлявшие как торговые функции (реализуя штучные товары — шоколадные батончики, чипсы и проч.), так и развлекательные элементы (типа «достань игрушку»).

Внутри торговых помещений стали арендовать площади не только чисто торговые, но и производственно- торговые компании. Например, компания Naturliche — производитель натуральных колбас и мясных деликатесов — сделала ставку на открытость производства. Каждый посетитель придаченского рынка мог видеть через стеклянные стены процесс приготовления колбас. Такая маркетинговая стратегия была на тот момент передовой, поскольку в среде покупателей колбас и окороков имеется немало скептиков по части рецептур и способов приготовления колбасы. Открытость приготовления мясных продуктов компанией Naturliche сыграла свою положительную роль при становлении данного бизнеса.

Отлично ведёт торговые дела в стенах придаченского рынка и компания Молвест, предлагая покупателям товары по оптимальному соотношению «цена-качество». Надо констатировать, что Молвест Аркадия Пономарёва практически вытеснил других производителей молочных изделий с рынка Придача — обеспечивая конкурентоспособность своей продукции исключительно добросовестными методами.

В настоящее время рынок Придача испытывает определённые трудности торгово-экономического и организационно-управленческого характера. Мы сразу можем это увидеть, если посетим основной торговый зал продовольственной площадки. Множество торговых мест остаются пустующими. А это означает, что плата за место для предпринимателей, организаций и самозанятых слишком высокая. Её бы снизить, заполнить торговые вакансии. Но это будет плохим сигналом для остальных торгующих, которые также захотят скидок. Таким образом, администрация рынка Придача попадает в ловушку повышения издержек, когда удержание и повышение цен ведёт к оттоку продавцов, а снижение недопустимо из-за потери текущих доходов.

Конечно, мешает наращиванию прибыльности торговли и отсутствие информативного и практически полезного интернет-ресурса, на котором заинтересованные лица могли бы почерпнуть сведения о стоимости и локации торговых мест в залах и на открытых площадках рынка, о стоимости и условиях хранения товара, доставки, погрузки-разгрузки, логистических услугах. И, конечно, не помешало бы присутствие на сайте консультанта, способного сообщить о величине дневного клиентопотока, об интересах и запросах покупателей, о планах рыночной администрации в долгосрочном и краткосрочном периоде. Это будет необходимо сделать в условиях быстро растущей конкуренции с сетевыми магазинами и близлежащими гипермаркетами, которые хотят привлечь к себе новых покупателей, закрепить их у себя скидками и всевозможными акциями.

Наконец, стоит отметить и такой эффективный механизм активизации торговли, как собственная торговая марка (СТМ). После объявления нам Западом «санкций из ада» после 24 февраля 2022 года, отечественное импортозамещение стало всё более интенсивно использовать этот инструмент, заменяя им иностранные брэнды. В общем, владельцам рынка Придача есть над чем подумать.

Источники:

  1. Основание Воронежа: город и уезд в XVII веке.
  2. Коммуна. 1989. 2 сент.
  3. Центральный рынок Воронежа: страницы истории.

В.В. Галкин, д.э.н., проф.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *