Анатолий Владимирович Жигулин  (1 января 1930, село Подгорное Воронежской области — 6 августа 2000, Москва), великий русский поэт и прозаик. Появился на свет в семье выходца из многодетной крестьянской семьи Владимира Фёдоровича Жигулина и Евгении Митрофановны Раевской, правнучки участника Отечественной войны 1812 года, поэта-декабриста Владимира Раевского. Отец будущего поэта В. Ф. Жигулин был выходцем из крестьян, работал почтовым служащим. Долгое время он страдал открытой формой чахотки, и основные заботы о трёх детях лежали на плечах мамы. Происходившая из дворянской семьи мать Анатолия Жигулина была женщиной образованной и обожавшей поэзию. Она часто читала детям стихи, пела им песни. В доме деда в Воронеже, где семья жила с 1937 года, уцелела библиотека семьи Раевских, в том числе и фамильные альбомы нескольких поколений.

Во время Великой Отечественной войны Воронеж и область в течение 8-ми месяцев находились во фронтовой зоне, и не участвовавший в войне по малолетству Анатолий в полной мере познал голод и нищету войны и жизнь в полуразрушенном городе в послевоенное время. Впоследствии проблематика родного города, детства и войны отчётливо зазвучит в творчестве Жигулина. В старших классах Анатолий начал писать стихи, пока что, в основном, это рассказанные в стихах школьные сочинения. Первая публикация воронежского старшеклассника Анатолия Жигулина предстала 29 марта 1949 года на страницах многотиражного издания «Революционный страж» — печатного органа политчасти областного управления МВД. Это было стихотворение «Два рассвета» («Тебя, Воронеж, помню в сорок третьем…») Спустя полтора месяца, 15 мая, в областной газете «Коммуна» было опубликовано стихотворение Жигулина «Пушкинский томик». Первые стихи написаны под воздействием есенинской поэзии. Последующих публикаций молодому поэту по независящим от него обстоятельствам пришлось ждать более пяти лет [1, 119-122].

В 1947 году Анатолий, а также несколько его друзей-одноклассников основали в Воронеже «Коммунистическую партию молодёжи» (КПМ) — подпольную организацию, целью которой молодые люди видели борьбу за возвращение советского государства к «ленинским взглядам». Также в Программе КПМ содержался тайный пункт о возможности насильственного смещения И.В. Сталина и его окружения с занимаемых постов. Вскоре партия насчитывала более 60 человек. В 1948 году Анатолий стал членом политбюро КПМ. Тем не менее тщательная конспирация не уберегла членов КПМ от выявления их «заговора» и последующего гонения. В сентябре 1949-го, когда члены КПМ из школьников превратились в студентов (в 1949 А. В. Жигулин — студент-первокурсник Воронежского лесотехнического института), начались аресты. В итоге было арестовано почти 30 человек, то есть половина от общего количества членов КПМ. В числе арестованных оказался и Анатолий (в конце 1980-х А. В. Жигулин расскажет об этом в автобиографической повести «Чёрные камни»). 24 июня 1950 года решением «Особого совещания» Жигулин был приговорён по знаменитой 58-й статье тогдашнего УК РСФСР (контрреволюционные преступления) к 10 годам лагерей строгого режима. Арестованных содержали в здании № 39, находящемся на улице Володарского.

В сентябре 1950 — августе 1951 годов Жигулин отбывал наказание в Тайшете (Иркутская область), работал на лесоповале. После этого был отправлен на Колыму, где провёл три каторжных года. В заключении работал в Сибири на лесоповале, был рабочим на строительстве и ремонте железной дороги Тайшет-Братск, главное его страдание — Колымские урановые рудники. В Бутугы-чаге убили 380 тысяч человек. Здесь добывали уран для советской атомной бомбы. Здесь же велись строго засекреченные «медицинские эксперименты» на мозге заключенных, трупы которых потом выбрасывали в районе лагерного кладбища. В этом лагере Анатолию Жигулину удалось выжить. Он вернулся, чтобы успеть до смерти написать свою «Соловецкую чайку» — вечный реквием по всем погибшим зэкам.

В 1955 году Анатолий Жигулин был освобождён по амнистии, в 1956-м полностью реабилитирован. «Председатель областной партийной комиссии Самодуров и заведующий отделом культуры обкома Бурнадский звонили директорам, ректорам вузов и советовали нас восстановить, — вспоминал Жигулин. Обнаружилось, что никаких вузовских документов бывших членов КПМ не сохранилось. Они были после нашего осуждения изъяты и уничтожены. А там ведь были наши «аттестаты зрелости». Нам помог директор нашей школы по фамилии Майборода, — в течение одного дня изготовили дубликаты. Весь город покровительствовал нам» [1, 509-510].

Анатолий Жигулин был восстановлен на 1 курс Воронежского лесотехнического института (в настоящее время государственная лесотехническая академия). Так заново началась его жизнь на «гражданке»: без ставшей привычной лагерной переклички, часовых на вышках, лая собак, ожидания писем и посылок от родителей.

В 1960 он закончил Воронежский лесотехнический институт. За год до этого в Воронежском книжном издательстве вышла первая книжка стихов Анатолия Жигулина «Огни моего города». В обращении к читателям автор писал: «Всё самое яркое в жизни связано для меня с родным городом: первое большое горе, когда в июле сорок второго года мальчишкой уходил я отсюда мимо горящих зданий, первые стихи, первая любовь». Затем вышел сборник «Костер-человек» (1961).

19 марта 1961 года «Молодой коммунар» публикует статью Анатолия Жигулина «Поэзия — это жизнь!», в которой была сделана попытка осмыслить свои первые шаги в литературе и сформулировать творческую и гражданскую позицию.

«Часто меня спрашивают, почему я пишу стихи, — начинает Жигулин. — Трудно коротко ответить на этот вопрос. Пожалуй, это началось в детстве. Я был ещё совсем маленьким, когда мне подарили книжку с яркими рисунками. Она называлась «Как от мёда у медведя зубы начали болеть». По ней я научился читать. Книжка была написана стихами, населена весёлыми зайцами, умными дятлами и запомнилась на всю жизнь» [2, 61-62].

4 ноября 1961 года Жигулин знакомится с Александром Твардовским, который с января 1962 года публикует в «Новом мире» несколько подборок стихов поэта. А в 1963 году в свет выходит первый «московский» сборник стихов Жигулина — «Рельсы», который собрал множество положительных отзывов критики. В том же году Жигулин поступает на Высшие литературные курсы Союза писателей СССР. С этого времени он живёт и работает в Москве.

В 1964 в Воронеже тиражом в 3 тысячи экземпляров вышла книжка стихов Жигулина «Память» (1964), вызвавшая восторженный отклик со стороны прессы. Борис Слуцкий в журнале «Юность» сообщал, что в Воронеже вышла книга замечательных стихов. Её написал Анатолий Жигулин. Затем в Москве публикуются его сборники «Избранная лирика» («Молодая гвардия», 1965) и «Полярные цветы» («Советский писатель», 1966).

С середины 1960-х годов в русле традиции «крестьянской» поэзии (С. А. Есенина и др.) появляются лирикофилософские стихи Жигулина, вдохновленные среднерусской природой, ясные и сдержанные, проникнутые светлой печалью осознания быстротечности и хрупкости бытия. «Левитановская» словесная живопись («осока стылая в воде», «упрямо выживший побег», «поле седое») сочетается в поэзии Жигулина с есенинско-клюев-ской темой ностальгической влюбленности в патриархальную деревню — истинную родину русского человека, но в то же время не отрицает органичности и примет нового времени, «звенящих косилок» и «стучащих тракторов».

Он не ходил в молодых — его слава сразу стала взрослой, серьезной, не зависящей от перемен погоды. Его любил и регулярно печатал великий Твардовский, очень разборчивый в своих пристрастиях. О нем замечательно написал отец Александр Мень: «Какой чистый заповедник души! Как будто по ней сапогами не ходили…».

Заметным событием в «лагерной» литературе первых лет перестройки стала автобиографическая повесть Анатолия Владимировича Жигулина «Черные камни» (1988), предложившая подробный и спокойно-искренний, без налета сентиментальности или истерического надрыва рассказ об истории «вины» юного Анатолия перед социалистическим государством, наказании за нее и долгом пути обретения истины, а также написанный в разные годы цикл стихов о пребывании на знаменитой «лагерной» реке Колыме «Сгоревшая тетрадь», включенный в сборник «Летящие дни» (1989) [2, 156-159].

Лирика Жигулина рождается из его собственного душевного и жизненного опыта. Две темы варьируются в его творчестве: природа средней России, Северо-Восточной Сибири и заключение в лагере. При этом он всегда избегает публицистичности. Даже в исполненных боли строках у него преобладает позитивный общий тон и постоянным остаётся стремление преодолевать выпавшие испытания судьбы. Он рассказывает с максимальной точностью о лично пережитом, последовательно развивая свои мысли. Жигулин пользуется в работе записными книжками, окончательные варианты его стихов, благодаря неоднократной переработке, приобретают законченность и цельность, когда нельзя заменить ни одного слова. Его поэзия убеждает простотой и ясностью языка, близостью к природе и нравственно-гуманистической позицией немало пережившего человека.

В начале 1990-х Жигулин создал цикл из 12 стихотворений «Тревожное время России» (Литературная газета. 1992. 23 дек.), где нашли отражение основные темы жигу-линского творчества (ответственность перед прадедами за целостность Отечества; память о «колымском конвое»; любовь, неподвластная времени; защита исторической правды). Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта, видящего укрепление власти дьявола и разгул зла, терзающих «горемычную страну». Жигулин рисовал картину разрушения родины. Поэт-гражданин чувствует «щемящее горе» народа, слышит его «стон в переходах метро». Он отвергает «соблазн оставить» Россию, ибо для него сильнее другое чувство: «Ах, страна дорогая, как ты сердцу близка.». Это блоковское понимание любви к родине впервые Жигулин сформулировал в начале 1980-х: «И эту старую поветь/Нельзя забыть, нельзя оставить.» («Из далекого прошлого»). В цикле возникает также блоковская тема смерти поэта, которая ранее появлялась в стихотворении «Смертный час». Но поэт преодолевает и предчувствие смерти, и душевную усталость, ибо он должен помочь стране пройти «голгофу», нужно служить России, пока «еще не расстреляно сердце» [3, 134-137].

В 1996-м А. В. Жигулин был удостоен Пушкинской премии, присуждаемой президентом России. В июле 2000 года поэт закончил составление нового сборника — «Стихотворения», вышедшего уже после его смерти. Умер Анатолий Жигулин в Москве 6 августа 2000 года на 71-м году жизни. О Жигулине опубликовано более 500 различных работ (монографии, статьи, рецензии, диалоги, главы в книгах о поэзии и т. п.). Библиотека семейного чтения № 9 в Воронеже носит имя Анатолия Жигулина. 2010 год в Воронеже был объявлен годом Анатолия Владимировича Жигулина. Инициаторами стали управление культуры администрации Воронежа и литературная общественность. В этом году ему исполнилось бы 80 лет.

Несмотря на известные перипетии вокруг «Чёрных камней» и нанесённые ему властью глубокие и незаслуженные обиды — чего стоит одно только игнорирование общественной инициативы о присвоении Анатолию Жигулину звания «Почётный гражданин Воронежа», город детства и юности до конца дней оставался его физической и духовной колыбелью. Летом 2011 года в соответствии с волей вдовы поэта Ирины Викторовны Жигулиной в Воронеж была передана значительная часть семейной библиотеки и писательского архива А. В. Жигулина. Книги сразу же поступили на хранение в областную универсальную научную библиотеку им. И. С. Никитина. После завершения обработки часть этих материалов перейдет на хранение в областной литературный музей, а другая часть — в государственный архив Воронежской области.

В сентябре 2014 года жители города Воронежа обратились к мэру с предложением установить памятники на литературном бульваре (ул. Карла Маркса) известным поэтам С. Я. Маршаку и А. В. Жигулину.

«Анатолий Жигулин был человеком со страниц Варлама Шаламова. Еще одним поэтом стало меньше, еще одним живым свидетелем войны против собственного народа, войны, унесшей миллионы жизней. Если бы я был скульптором, то именно с Жигулина я бы слепил неизвестного лагерника,» — сказал Евгений Евтушенко на Радио-Свобода.

Список литературы:

1. Горловский А. Поэзии горящая свеча/А. Горловский//Вопросы литературы. — 1983. — № 12.

2. Абрамов Анатолий. Один из молодых/Анатолий Абрамов//Литература и жизнь. — 1961, 1 февр.

3. Жигулина Ирина. «Золотое злое время, я любил тебя всегда»/Ирина Жигулина//«Литературная газета». -2000, 31 дек.

Полнее см. на КиберЛенинка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *