В конце XIX в. В США и других индустриально развитых странах мира большое распространение получили так называемые тресты (холдинги), то есть предпринимательские монополии с единым управлением. Тресты стали формироваться в нефтяной промышленности, производстве консервированного мяса, на железной дороге, в производстве свинца, сахара и других отраслях. В результате цены на продукцию монополистов стали расти, тресты извлекали сверхприбыли в ущерб потребителям.
В таких условиях развития некоторых отраслей, когда рыночные силы больше не обеспечивали существование конкурентных цен, были приняты два способа контроля, заменяющие рынок и дополняющие его:
- там, где рыночный механизм не мог эффективно функционировать и появлялась тенденция к созданию монополии, были созданырегулирующие органы для контроля за экономическим поведением;
- было создано антимонопольное (антитрестовское) законодательство, предназначенное для предотвращения развития монополий.
В годы наивысшего возмущения общественности трестами в США в 1890 г. был принят закон Шермана. Суть закона отражена в двух основных пунктах:
- любое соглашение, объединение в форме треста или иной форме или тайный сговор, имеющие целью ограничение производства и торговли объявляются незаконными;
- любое лицо, которое будет или пытается монополизировать или объединиться, или сговориться с каким-либо лицом или лицами, чтобы монополизировать какую-либо часть производства или торговли, будет считаться виновным в совершении преступления.
Из содержательной части закона Шермана видно, что его юридический вектор направлен не только и не столько против компаний-монополий, сколько против недобросовестного поведения организаторов и владельцев бизнеса – их сговоров, устранения с рынков конкурентов, различного рода манипуляций.
Данный правовой акт оказался практически бессильным перед лицом компаний, контролировавших значительные доли рынков, которые были менее 100%. Все ясно было только с двумя крупнейшими монополиями – «Америкен Табакко» и «Стандарт Ойл Траст» Дж. Рокфеллера – их с помощью закона Шермана разукрупнили. Но с другими крупнейшими игроками так легко справиться не удалось – закон не содержал четких формулировок, какой процент контроля рынка дает основание признать компанию монополией. Не ясно также было, какие методики подсчета следовало признавать обоснованными и легитимными.
Необходимое уточнение закона Шермана было предпринято в 1914 г. с принятием закона Клейтона. Так, § 3 данного акта объявлял незаконными«принудительные» соглашения, в соответствии с которыми производитель продавал бы некий товар покупателю только при условии, что последний будет покупать и другие товары у того же самого продавца, а не у его конкурентов; а §7 запрещал приобретение акций конкурирующих корпораций, если это может привести к ослаблению конкуренции.