Перед хасанским конфликтом японцы постоянно проверяли прочность обороны реки Амур, в надежде при благоприятных обстоятельствах превратить пограничное столкновение в военную операцию по захвату советских территорий на Дальнем Востоке. Отметим, что нередко такие попытки агрессивных действий предпринимала, и советская сторона. Случалось, что вооруженные столкновения заканчивались трагически для кораблей Амурской флотилии. В исследовательской литературе широкую известность получил крупный Благовещенский инцидент, который возник в связи с ужесточением позиции СССР в вопросе о принадлежности островов в условиях нарастания агрессивных тенденций в политике держав оси в результате заключения Антикоминтерновского пакта и мог перерасти в широкомасштабные боевые действия.

Инцидент начался с того, что 19 июня 1937г. на островах Сеннуха и Большой, расположенных юго-восточнее г. Благовещенска и юго-восточнее г. Айхунь, к югу от середины главного фарватера реки Амура высадились советские пограничники (на первом из них 20 человек, на втором – 40) и изгнали находившихся там подданных Маньчжоу-Го. Затем в нарушении советско-маньчжурского соглашения о судоходстве по фарватерам пограничных рек 1934г. четыре дня спустя более десятка советских патрульных судов с артиллерией на борту заблокировали проход иностранных судов по северному рукаву реки Амур – ее главному фарватеру. При этом около 50 советских пограничников продолжали оккупировать оба острова, которые каждая вступившая в конфликт сторона считала своей территорией, но юридически из-за изменения постоянного русла реки СССР и Маньчжоу-Го не могли доказать собственные права. Теперь в связи с создавшейся ситуацией вопрос о принадлежности островов пришлось решать при помощи вооруженного конфликта.

В соответствии с инструкцией генерального штаба о принятии соответствующих мер в случае незаконной оккупации Советским Союзом части территории Маньчжоу-Го командующий Квантунской армией генерал К. Уэда отдал приказ ее первой дивизии о подготовке к вытеснению советских пограничников с указанных островов, и ее пехотные, артиллерийские и инженерные части были развернуты у правого берега реки Амур в районе названных выше островов. Одновременно одна из трех расположенных севернее левого берега реки советских стрелковых дивизий выступила в южном направлении для предотвращения контрудара противника с противоположного берега.

29 июня 1937г. японцы высадились на упомянутых островах. После чего, 30 июня 1937г. у острова Сычевский японо-маньчжурские войска неожиданно открыли артиллерийский огонь с берега и подбили советский бронекатер «№ 72». Тяжелораненый командир катера лейтенант Александр Беляев упал за борт и погиб. Командование катером принял на себя старшина мотористов Виктор Жабоедов. Он попытался заткнуть пробоину и потушить пожар в машинном отделении, но это уже не могло спасти катер. Жабоедов приказал команде оставить корабль. Вместе с бронекатером погибли главный старшина химслужбы Вовненко, командир отделения Костенко, краснофлотцы Есауленко, Красинов и Тихий.[1] Бронекатер потерял ход, течение прибило его к острову № 514, где он и затонул. Находившиеся рядом канонерская лодка «№ 308» и бронекатер «№ 74» не пришли на помощь пострадавшим морякам, и вышли из зона обстрела. Правда, канонерская лодка «№ 308» сама сильно пострадала от артиллерийского огня. Однако наибольшую безынициативность проявил командир советской береговой батареи 152-мм., который не решился открыть огонь по противнику.

Вечером того же дня командующий ОКДВА  В.К. Блюхер приказал: «1. Зейскому отряду бронекатеров Амурской Краснознаменной военной флотилии идти за катером «№ 72» и привести его к нашему берегу Амура. 2. В случае повторения японо-маньчжурами обстрела наших бронекатеров 152-мм. батарее заставить замолчать батарею противника».[2]

Интересно, что грозный приказ командующего был нарушен. Через неделю (6 июля) к затонувшему бронекатеру «№ 72» подплыло 7 лодок с японцами, и по ним советская артиллерия не стреляла. Позже японцы подняли бронекатер, но в состав Сунгарийской военной флотилии его не ввели. Возможно, что он использовался как речной полицейский катер. Исследователь А.Б. Широкорад пишет следующее о судьбе бронекатера «№ 72»: «С.С. Бережной придумал этому катеру целую легенду. Якобы он был поднят советскими водолазами, восстановлен и снова введен в строй. Участвовал в Маньчжурской наступательной операции в августе 1945г., а 2 апреля 1951г. списан и сдан на слом. В действительности вместо бронекатера «№ 72» ОГПУ передало Амурской флотилии одну из своих канонерок («№ 308» или «№ 310»), которую в амурской флотилии переименовали в бронекатер «№ 75». Бронекатера с номером 72 не существовало».[3]

Уже 29 июня 1937г. правительство СССР под давлением Японии согласилось отвести войска из зоны конфликта. В результате чего, японцы тоже прекратили подготовку к боевым действиям.  Однако советская сторона в своем заявлении подчеркнула, что в период заключения Пекинского договора 1860г. главный пограничный  фарватер проходил по южному рукаву Амура и что его естественное перемещение на север не означает автоматического изменения границы. В ноте заведующего II Восточным отделом НКИД СССР В.И. Козловского посольству Японии содержалась следующая формулировка: «В результате этого обстрела мы понесли потери убитыми и ранеными. Наши канонерки на огонь не отвечали. Мне поручено заявить решительный протест против подобных неслыханных провокационных действий японо-маньчжурских войск». В ответ первый секретарь посольства Японии в СССР Ф. Миякава возразил, сказав, что, как он полагает, инцидент произошел не по вине японо-маньчжурской стороны, и, ссылаясь на мнение посла Японии в СССР М. Сигэмицу, подчеркнул, что «в первую очередь должны быть отведены советские войска, незаконно занявшие эти острова, а маньчжурам нечего занимать и отводить».[4]

Однако 30 июня 1937г. три советских патрульных катера, проходя на высокой скорости по южному рукаву реки Амур южнее острова Сеннуха, обстреляли японских и маньчжурских пограничников. Ответным огнем один катер был серьезно поврежден, а другой потоплен. В тот же день японский посол М. Сигэмицу потребовал скорейшей эвакуации советских пограничников и советских патрульных катеров из района конфликта, заявив решительный протест против действий советских вооруженных сил. 2 июля 1937г. НКИД СССР ответил японской стороне, что он согласен в целях ликвидации конфликта, отвести советские войска и упомянутые катера из района конфликта, но такое положение вещей не означает отказа Советского Союза от прав на спорные острова, и вскоре выполнил свое обещание. Кстати, за день до начала войны Японии против Китая, 6 июля 1937г., к югу от пограничного столба № 2 и острова Большой японо-маньчжурский отряд вновь обстрелял советских пограничников. В результате упорного вооруженного столкновения длившегося несколько часов обе стороны понесли потери, но Благовещенский инцидент был исчерпан.[5]

Автор: Ливенцев Д.В. 

Литература:

[1] Внешняя политика СССР. Сборник документов.  – М., 1946. – Т.4. – С. 277.

[2] Широкорад А.Б. Русско-японские войны. – Минск.: Изд. Харвест, 2003. – С. 469.

[3] Там же. С. 472.

[4] Пограничные войска СССР (1929 – 1938гг.). – М., 1972. – С. 555.

[5] Черевко К.Е. Серп и молот против самурайского меча. – М.: Изд. Вече, 2003. С. 71 – 72.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *