Попробуем заглянуть в будущее Воронежского региона. Оно всегда размыто, неопределённо. В развитие часто вмешиваются различные непредвиденные факторы, которые изначально либо не учитывались вовсе, либо казались малозначимыми. Отсюда и проистекают ошибки долгосрочного планирования, или, как ещё говорят, стратегии развития.
Свои стратегии развития имеют индивиды, которые расписывают свою жизнь по этапам — сначала школа, потом техникум или вуз, затем карьера в той или иной организации или области профессиональной деятельности. Имеют свои стратегии и предприятия, которые определяют будущие таргеты, перспективы выхода на новые рынки, расширения бизнеса, роста прибыли, внедрения инноваций. Под выбранные стратегии формируются бизнес-планы, делаются инвестиции в оборудования, кадры, имидж компании.
Занимаются выработкой стратегии и целые регионы России. Не является исключением и Воронежская область, город Воронеж, районы области, населённые пункты воронежского региона.
Спрашивается — зачем они это делают? Стоит ли тратить время и интеллектуальные усилия на то, что, может быть, никогда не сбудется, ведь реальная жизнь подчас опрокидывает любые планы? Может, лучше доверить формирование региональной стратегии федеральному центру, который лучше знает, что нужно Воронежской области и какие под будущие проекты нужны ресурсы?
Такая мысль постоянно присутствует в системе планирования, поскольку вместе с инициативой и собственной умственной работой на сторону передаётся и ответственность. Родители говорят своему ребёнку — зачем тебе ненужное фантазирование и проецирования себя в будущее, мы лучше знаем твои наклонности, способности и таланты — мы определим за тебя, в каком вузе тебе учиться, какую сферу профессиональной деятельности выбрать и даже какого спутника жизни избрать. Всё вроде бы логично, поскольку жизненного опыта у родителей значительно больше.
И всё же это не лучший вариант, поскольку он сковывает инициативу, подавляет личность, угнетает волю и энтузиазм. Это характерно как для отдельных личностей, так и для предприятий, сёл, городов, республик и областей. Например, в Воронежском крае когда-то пробовали устанавливать наместничества, генерал-губернаторства, основанные на сильной централизованной власти. Однако это не дало хороших результатов, пришлось искать новые формы городского и областного самоуправления, дающих лучшие результаты.
Опыт многих поколений показал, что следует дать простор местной инициативе, идеям, проектам, которые бы поддерживались населением, бизнесом, культурными, карьерными и ментальными схемами. Оптимальное сочетание центральной власти и местных инициатив крайне желательно.
А чтобы реализовывать местные инициативы, задействовать в полной мере финансовые и материальные ресурсы, следует осуществлять долгосрочное планирование, формировать стратегии. Без этого будут неясны приоритеты, желаемое всеми (или большинством) будущее состояние, параметры производства, доходов, пенсий, жилья, социальной инфраструктуры, инноваций и многого другого. Для этого и нужно писать стратегии, спорить при их формировании, прогнозировании, выделении тех или иных средств. Без стратегии люди и коллективы похожи на корабль без парусов — никакой ветер не будет попутным.
Альтернативой коллективному разуму утверждённой стратегии является воля и власть одного человека (лидера, вождя, автократа), который может сильно ошибаться. Вот почему нужна долгосрочная программа развития и соответствующие затраты на неё. А непредсказуемость, неопределённость, которые неустранимы, могут смягчаться выработкой различных сценариев развития. В Воронежской области к разработке Стратегии развития привлекаются лучшие кадры региона из профильных кафедр университетов. Участвуют в данном процессе и специалисты областного правительства. В регионе также имеется Закон о стратегии социально-экономического развития Воронежской области.
Мы не будем углубляться в сложную терминологию и правовой язык официальной стратегии Воронежской области. Пожертвуем этим в пользу простоты изложения и ясности понимания.
Любая стратегия начинается с определения целей, к которым надо будет постепенно продвигаться, упорно работая и преодолевая те или иные препятствия. Какие же цели следует избрать Воронежской области, чтобы стать более конкурентоспособной, богатой и привлекательной через 15 или 20 лет?
Давайте вместе разбираться с этой непростой проблемой, имея в виду то обстоятельство, что целей может быть много и они могут в какой-то степени противоречить друг другу.
1 Высокий уровень доходов и благосостояния жителей Воронежской области
Обычно никто не спорит с тем, что предпринимательские доходы, зарплаты и пенсии населения воронежцев следует повышать. Для конкретизации данной цели обычно устанавливается некий ориентир в рублях на душу населения для зарплат, социальных пособий, МРОТа с учётом предполагаемой инфляции.
2 Низкий уровень безработицы
Для Воронежского региона желательно иметь низкий уровень безработицы, находящийся в пределах, например, 3,5-4%. Для выполнения этой цели в Воронеже и области должно быть достаточное количество предприятий в сфере промышленности, сельского хозяйства, в госсекторе, а также в сфере услуг с достойными зарплатами и условиями труда.
3 Высокая региональная конкурентоспособность
Воронежская область пока не может конкурировать по уровню жизни, зарплатам и доходам, пенсиям и социальным выплатам с такими регионами как Москва, Санкт-Петербург и некоторыми другими в силу исторических и экономических причин. Но у Воронежской области имеются несомненные конкурентные преимущества, которые позволят через 10-15 лет снизить отставание или полностью нивелировать его.
4 Низкий уровень местных налогов
Для привлечения в Воронежскую область внешних инвесторов, а также для стимулирования внутренних капиталовложений в регионе необходимо установить надлежащий налоговый режим, который бы, с одной стороны, был достаточным для пополнения местных бюджетов, с другой — был привлекательным для инвесторов из других стран и регионов.
5 Справедливость распределения финансовых и материальных потоков
Справедливость распределения доходов и собственности — больная тема для современной России. Она решается как на федеральном, так и региональном уровне. Местная законодательная и исполнительная власть может внести свою существенную лепту в этот вопрос, отрегулировав местные надбавки, налоги на роскошь и недвижимость.
6 Наличие достаточной и современной социально-экономической инфраструктуры
Воронежцам и приезжающим на постоянное место жительства в Воронежскую область гражданам очень важен вопрос с наличием детских садов, школ, вузов и техникумов, поликлиник, больниц, театров, торгов0-развлекательных центров, стадионов, спортплощадок, фитнес-клубов и прочих учреждений для комфортного проживания.
7 Доступные цены на жильё и продукты питания
Разумеется, всех волнует вопрос о ценах на продукты питания, жилищно-коммунальные услуги, транспорт, электроэнергию, газ. Они должны быть соразмерными с уровнем доходов воронежцев, не провоцировать задолженности и трудности с платежами.
8 Низкий уровень преступности и наличие систем безопасности
Жители области хотели бы жить в безопасности, чтобы их не беспокоили мошенники, грабители, воры, наркоманы, вымогатели и иные преступники.
К отмеченным нами целям легко могут быть добавлены и другие критерии, которые приобретут актуальность на текущий момент времени. Например, боевые действия на Украине потребуют усилить системы безопасности, военной подготовки и гражданской обороны. Ковид-19 внёс свою лепту в мироощущения воронежцев, добавив критерий наличия доступной и эффективной медицины. Критерий активного развития внешнеэкономической деятельности также может быть актуален. Логичным было бы включение в главный перечень и такой цели, как снижение потребления алкоголя, курения, увеличение сторонников ЗОЖ. Возможно, уже в ближайшем будущем злободневной станет климатическая и экологическая повестка, защита окружающей среды, переработка отходов.