Рассмотрение данного вопроса начнем с анализа роли человеческого капитала в процессах развития. Обратимся к промышленным и научно-техническим революциям, смене технологических укладов экономики и типов обществ с позиций теории и практики развития человеческого капитала (HC).

Анализ этих процессов показывает, что HC и циклы его роста и развития являются главными факторами возбуждения инновационных волн развития и цикличного развития мировой экономики и общества /2,4/.

Промышленные, научно-технические, технологические революции осуществляли культурные и образованные люди, профессионалы, вооруженные знаниями, а не винтовками и бомбами.

На языке экономической теории это означает, что революционные изменения в экономике и обществе, крупнейшие инновации осуществлялись на базе накопленного человеческого капитала в каждый исторический период развития народа, страны, цивилизации.

Человеческим обществом постепенно накапливались знания. На их базе развивались образование и наука. Формировался слой высокопрофессиональной научно-технической, управленческой и в целом интеллектуальной элиты, под началом которой и совершался очередной рывок в развитии человечества.

Во всех официальных стратегиях, программах и других документах развития России и регионов человеческий капитал присутствует, но мимоходом. И ограничивается лишь инвестициями в образование и здравоохранение. По советским понятиям теория человеческого капитала считалась буржуазной и с позиций идеологии — ненаучной. И что-то от этого нелепого негатива сохранилось до сих пор.

Вместе с тем, теория и практика развития человеческого капитала в настоящее время является естественным обобщением многих частных экономических теорий развития, органично совмещая их между собой.

Теория развития HC дает понимание процессов развития личности, экономик стран, современного общества, государственности, процессов глобализации мирового сообщества и экономики. Предоставляет возможности долгосрочного прогнозирования развития мировой экономики.

Под ростом HC понимается, как обычно, увеличение его стоимости, под развитием HC — повышение его качества и производительности.

Корреляция циклов развития HC и циклов развития мировой экономики

Проведем сравнения между типами экономики, технологическими укладами и уровнем и качеством HC, взяв за основу ведущие его составляющие – ментальность и культуру, воспитание, здоровье, образование, науку, эффективность элиты, качество жизни и условий труда.

Первая промышленная революция (табл. 2) и первый технологический уклад (1770-1830гг.) на базе длинных волн Кондратьева, совпадают по времени. Этот рывок в развитии мировой экономики произошел на основе быстрого роста производительных сил и становления капитализма.

Появление машин, технологий, оборудования и самого капитализма необходимо, в первую очередь, определить этапом развития человеческого капитала и его главных составляющих.

Произошло в этот период революционное развитие культуры, воспитания, образования, знаний, медицины, экономической науки, совершенствование религий, рост и развитие экономики, развитие общественных отношений и государственности.

Капитализм, с его урбанизацией, с первыми машинами и оборудованием, с соответствующим ростом производительности труда, стал материальным воплощением ускоренного развития человеческого капитала, повышения его производительности за счет нового качества HC — интеллектуальной мощи и новых знаний.

Креативные, культурные и образованные люди, профессионалы в своих сферах и отраслях совершили промышленную революцию. И позволили им это сделать, точнее толкали их на научные, инновационные, промышленные и технологические инновации, накопленные предыдущими поколениями и ими самими знания, и, конечно, конкуренция.

Конкуренция — стремление получить большую прибыль, стремление разбогатеть — заставляли капиталистов рисковать, использовать новшества (инновации). Применять в промышленных производствах новые устройства, машины, оборудование, технологии.

Возникла, востребованная временем, идеология капитализма — протестантизм. Религия креативности, поиска, созидательной культуры трудоголиков, науки, свободы и предпринимательства.

Протестантские священники сами занимались научными исследованиями и стимулировали интерес к науке и образованию у своей паствы. В этом кардинальное отличие протестантизма от православия

Не случайно первыми вошли в капитализм наиболее образованные протестантские страны — Англия, Франция, Голландия, Швейцария, Швеция и другие.

Отстали от них из христианской цивилизации католические и православные страны, а также — Китай, Индия, страны Востока, Латинской Америки и другие.

Конкурентные «соревнования» цивилизаций и стран той эпохи решил накопленный человеческий капитал, его уровень и качество.

У Западной цивилизации он оказался выше по стоимости и качеству и производительнее. Но в первую очередь по качеству культуры, образования и науки, определяемого более высокими инвестициями в них и процессом накопления и использования на практике знаний.

В конце XVIII века Западная Европа перегнала в полтора раза Китай по грамотности населения. И в два раза по ВВП на душу населения.

Образование, наука, культура, воспитание, здоровье, ментальность, креативность духа, помноженные на растущую экономическую свободу, стали главным конкурентными преимуществами Западной цивилизации.

Китай гораздо раньше европейцев совершил свои крупнейшие мировые открытия и инновации, а затем почти заснул в своем развитии на века и тысячелетия, просунувшись в последней четверти ХХ столетия под влиянием извне.

Промышленная революция в научном отношении базировалась на развитии и достижениях математики, механики, физики, химии, экономической науки. На базе крупнейших инноваций были созданы и развивались текстильная промышленность и машиностроение.

Рост величины и качества HC (качества культуры, образования, здоровья, науки, предпринимательского ресурса, качества элиты и управления, качества жизни и государственных институтов и т.д.) позволил создать станки и машины, ставшие крупнейшими инновационными продуктами того времени.

Главной причиной промышленной революции стало рост знаний и появление профессионалов, способных изобретать машины и генерировать инновации. Сами машины — следствие выхода в своем развитии человеческого капитала на новую высоту, на новый уровень качества.

Особое значение в процессах развития имели ментальность и культура народа — база формирования этики труда, предпринимательства, основа качества труда.

Ментальность и культура — одни из важнейших составляющих накопленного народом национального человеческого капитала — главного интенсивного фактора развития и генератора инноваций.

Новые и быстро развивающиеся составляющие HC — общее образование и формирующееся профессиональное образование, наука, предпринимательский ресурс, конкуренция, протестантская культура и идеология жизни и труда позволили внедрить инновации (ткацкий станок, паровая машина, насосы и другие).

В свою очередь инновации в профессиональном образовании, в экономике, в государственном управлении, в общественной жизни инициировали и обеспечили резкое повышение производительности труда.

В итоге в первой половине 19 века формировались индустриальная экономика и общество (табл.2). На этом этапе произошли следующие качественные изменения в человеческом обществе:

— Произошло накопление и реализация на практике качественно нового человеческого капитала, знаний и инноваций (в промышленности);

— Произошла индустриализация — механизация производств, переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; В экономике и в других сферах жизнедеятельности возникли конкурентные отношения и рынки, постепенно формировались демократия и гражданское общество.

— Повысилось качество жизни населения; развивались культура, образование, наука и постепенно готовилась база для очередного витка ускоренного роста экономики, развития промышленности и технологий;

— Происходило опережающее развитие человеческого капитала за счет увеличения в него инвестиций, роста знаний, совершенствования профессионального образования, специализации научных исследований, роста количества и качества научных организаций, увеличения продолжительности жизни.

Рост HC происходил за счет роста экономической и политической свободы, повышения качества и эффективности элит, за счет процессов урбанизации – положительных перемен в культуре, в семье, религии, политике.

С точки зрения развития человеческого капитала, можно выделить следующие этапы промышленной революции:

1) Развитие и повышение эффективности образования, науки, управленческой элиты, предпринимательского ресурса и создание идеологии капитализма, позволившие в совокупности генерировать инновации и создавать машины, востребованные экономикой.

2) Появление профессионального образования и профессиональных научных организаций.

3) Дальнейшее качественное развитие предпринимательского ресурса и свободной конкуренции, то есть капиталистических отношений в экономике.

Таблица 2. Периоды технических революций и их основная характеристика

Элементы технического прогресса

Периоды наибольшей концентрации качественных сдвигов

Конец 18 — начало 19 вв. (первая промышленная революция)

Последняя треть 19 -начало 20 века (вторая промышленная революция)

Середина 20 в.

(третья промышленная революция — научно-техническая революция)

Орудия и средства труда

Возникновение машинного производства

Охват машинным производством основных рабочих процессов; массовое производство машин

Комплексная механизация, автоматизация производства

Двигательная сила и энергия

Паровая машина

Производство электроэнергии, электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания

Электрификация производства, атомный реактор, реактивный двигатель

Предметы труда

Массовое производство железа, чугуна

Массовое производство стали

Качественная металлургия, массовое производство алюминия и пластмасс

Транспорт

Железнодорожный транспорт на паровозной тяге, пароход

Дизельные суда, автомобильный и авиационный транспорт

Развитие транспортных систем, реактивный транспорт и ракетная техника

Средства связи и управления

Почтовая связь

Электросвязь (телеграф, телефон)

Радиосвязь и электроника

Сельское хозяйство

Возникновение научных систем земледелия, селекция растений и животных

Механизация сельского хозяйства, минеральные удобрения

Комплексная механизация и химизация, микробиология, начало регулирования биологических процессов

Строительство и строительные материалы

Господство ручного труда, кирпич и дерево

Первые строительные механизмы; цемент и железобетон

Индустриальные методы строительства, использование новых строительных материалов и легких конструкций

Формы организации науки

Индивидуальная научная деятельность

Возникновение специализированного научного труда

Превращение науки в индустрию знаний, в отрасль экономики

Образование

Распространение грамотности и возникновение проф. обучения

Массовое общее и специальное образование

Значительное повышение среднего уровня образования, быстрое развитие высшего образования

 Источник: Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Екатеринбург, 2003

 На этом и последующих этапах промышленных и научно-технических революций происходило повышение мощности триады драйверов роста и развития экономики, общества и качества жизни: 1) знаний, 2) интеллекта и профессионализма, 3) инноваций.

Вторая промышленная революция (последняя треть 19 века — начало ХХ века) вершилась на базе нового витка роста качества и уровня накопленного HC. Углубилось и приняло массовый характер профессиональное образование, развивалась и специализировалась наука, развивалась и повышалась культура народов.

Вторая промышленная революция на базе развития HC сформировала 2-4-е технологические уклады экономики, создала развитое индустриальное общество с высокой производительностью труда. Она породила массовую генерацию инноваций, которые непрерывно повышали производительность труда. На базе научных исследований постепенно зарождалась в передовых странах индустрия знаний.

Третья научно-техническая революция — началась с середины ХХ века и продолжается до сих пор. Она продолжила формирование 4-го, сформировала 5-й технологический уклад экономики в развитых странах мира и начало 6-го технологического уклада, осуществила переход развитых стран к постиндустриальной экономике. Началось формирование в передовых странах экономики знаний и информационного общества. Происходит глобализация мировой экономики. Создана в развитых странах индустрия знаний, которая стала ведущей отраслью экономики.

Сергей Глазьев дал в своих работах классификацию технологических укладов экономики, приведенную в таблице 3 (в настоящее время исследователями добавлены 6 и 7 уклады). Каждый очередной уклад экономики был связан с соответствующим этапом развития HC и с его новым высоким качеством. Прежде всего, в образовании, в науке и в инновациях.

С середины ХХ века началось создание и совершенствование теории HC, прежде всего, американскими экономистами Теодором Шульцем и Гэри Беккером, которые получили, в том числе, за нее по Нобелевской премии в разное время и по отдельности. Человеческий капитал стал и в теории, и на практике (в реальной жизни он всегда им был) ведущим и сложным интенсивным фактором развития, фундаментом роста ВВП в сочетании с инновациями и с новыми технологиями.

Табл.3. Технологические уклады (ТУ) (макроциклы, длинные волны) Н.Д.Кондратьева

1

2

3

4

5

Период доминирова-ния ТУ

1770-1830

1830-1880

1880-1930

1930-1980

1980-2040 (?)

Лидеры

ТУ

Голландия,

Велико-британия,

Франция,

Бельгия

Те же +

Германия и США

Те же

Те же + ЕС +

Канада +

 СССР +

Япония +

Австралия

Те же (включая всю Европу) +

Сингапур +

Китай + Корея +

 Индия + Бразилия +

 Мексика + РФ(?)

Ядро ТУ

Текстиль,

каналстрой, водяные и ветряные двигатели, чугун

Паровой двигатель,

ж/д, машино-

и пароходо-

строение,

станкоинстру-

ментальная

 пром., черная

металлургия

уголь

Электротехни-ка, тяжмаш, ЛЭП, неорганичес-кая химия, авиа- и автостроение,сталь

Авиа-, авто-,

тракторо-

строение,

цветмет,

органическая

химия, синтети-

ческий каучук

нефть

Электроника,

робототехника,

биотехнологии,

лазерная и

иная оптика,

 фототехника,

дистанционное

 управление,

космос. газ

Ключевой фактор развития

Текстильное

машино-

строение

Паровые двигатели, станки

Электро-

двигатель, сталь

Двигатель

внутреннего

сгорания,

нефть

Биотехнологии,

микроэлектроника,

ядерная физика,

вычислительная

техника

 В развитых странах мира в конце 1990-х годов в HC вкладывалось около 70% всех средств, а в физический капитал — только около 30%. Причем, ведущую долю инвестиций в HC в передовых странах мира осуществляет государство. И именно в этом состоит одна из его важнейших функций в части государственного регулирования экономики.

В России национальное богатство считают статистики по старинке, и в него не включается национальный HC. При невысоком качестве, низкой производительности и стоимости HC инвестиции в высокотехнологичные отрасли не дают отдачи.

Сравнительно быстрые успехи финнов, ирландцев, японцев, китайцев (Тайвань, Гонконг, Сингапур, Китай и др.), корейцев подтверждают выводы о том, что фундаментом для формирования HC является ментальность и культура основной массы населения этих стран. Трудолюбивые, законопослушные народы добиваются сравнительно быстрых успехов в развитии экономики. Трудолюбие народа, уважительное отношение к семье и закону стоят на первом месте в процессе роста и развития экономики за счет повышения производительности труда и человеческого капитала в условиях роста конкуренции и глобализации мировой экономики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *