Термином «доносительство» и «стукачество» в российской трудовой практике принято обозначать конфиденциальную передачу информации от нижестоящих сотрудников вышестоящим, от подчинённых – начальникам, или же владельцам бизнеса. Поскольку работа такого рода информаторов является социально не одобряемой деятельностью, в курсах менеджмента она, как правило, не рассматривается.
Тем не менее отечественный опыт в этом плане весьма интересен и поучителен.
Как известно, СССР достиг в темпах роста экономики потрясающих темпов – особенно в годы предвоенного развития. Во времена Великой депрессии 1929-1933 гг., когда весь мир сотрясала гигантская безработица и невиданный ранее хозяйственный кризис, в СССР динамично рос ВВП, строились сотни новых предприятий, внедрялись инновации, повышалась производительность труда.
На это бурное время приходится начало работы Николая Семёновича Патоличева – будущего министра внешней торговли СССР, дважды Героя Соцтруда и кавалера одиннадцати (!) орденов Ленина, являвшихся высшей наградой советского государства.
В 1928 году правительством было принято решение о строительстве в Ярославле резино-асбестового комбината, который, как и Воронежский завод СК (также основанный в 1928 году), был одним из самых инновационных предприятий своего времени.
Производственная дисциплина на комбинате, что называется, хромала. Кому-то тяжело давались новые профессии, обучение и понимание технологий, а кто-то просто опаздывал, прогуливал, воровал и пьянствовал на рабочем месте. В общем, ко времени прихода на комбинат Николая Патоличева, ситуация с трудовой дисциплиной и производительностью труда была далёкой от совершенства. Да и планы по выпуску продукции так за 7 лет и не были ни разу выполнены.
В августе 1938 года молодой 29-летний парторг Патоличев активно взялся за устранение недостатков. В первую очередь он сконцентрировался на человеческом капитале. Через заводскую многотиражку Николай Патоличев обратился к сознательной части коллектива, предлагая всем работникам комбината сообщать о неприглядных фактах поведения коллег, негативно отражающихся на производстве.
Воззвание возымело действие и к парторгу Патоличеву пошёл поток информации от неравнодушных граждан, раскрывающих реальное положение дел на нижних этажах производственных отношений. Основываясь на поступавших данных, Н.С. Патоличев и руководство комбината делали соответствующие выводы, кадровые перестановки, производили рационализацию рабочих мест, меняли управленческие технологии и способы оплаты труда.
Итогом внедрения и использования системы «информирования снизу» стало не только выполнение годового плана-задания, но и увеличение выпуска шин более чем в два раза (на 220%).
Производство СК как инновационный бизнес Воронежа 1930-х годов
Источник: vadim-galkin.ru