Митрополит Евгений (Болховитинов)

Российская система образования в начале XXI века, находится в глубоком кризисе, требующем разработки новых методов, форм и концептуальных оснований будущей педагогики. В связи с этим, особую роль играет то педагогическое наследие, которое было оставлено нам выдающимися учеными и деятелями культуры XVIII-XIX веков. Среди них, деятельность Е.А. Болховитинова (1767-1837 гг.) — будущего краеведа, митрополита Киевского и Галицкого, является примером успешной реализации теоретических положений реформы, на практике.

Указом от 7 сентября 1737 г., была осуществлена попытка реформирования системы духовного образования и учреждения того вида средне-учебных заведений, которые в последствие будут называться семинариями. В соответствии с этим положением, в учебных заведениях учили не только основам грамоты, но и риторике, грамматике и  другим «высшим наукам». Однако реализация данного закона на практике была далека от совершенства. Определенного финансового содержания для школ не существовало и бюджет их формировался из сборов с местного духовенства, которое всячески пыталось уклонится от этих выплат. Кроме того, учебные программы и курсы строились на «механическом затверживании наизусть букварей, толкований грамматики, разных риторических и синтаксических премудростей и проч., и все это не на родном русском языке, а в тяжелых формах латыни».[1] Такие «светские» науки как история, география, были редким исключением в программах тех восьми духовных семинарий, которые существовали до реформ Екатерины II. Все вышеперечисленное, дополнялось таким отношением учителя к ученику, в котором последний  видел только властные распоряжения и жесткую дисциплину со стороны своих наставников. Не являлась исключением и Воронежская семинария. Учеба в ней также виделась как повинность, главным способом избавления от которой являлся побег. С беглецами расправлялись путем штрафов, и даже телесных наказаний, но результата не было. Примером тому может служить 1749 год, когда из 35 человек числившихся в Воронежской гимназии осталось только 5, остальные были в бегах.[2] По многим дисциплинам не было учителей, а некоторые предметы вообще не преподавались.

Сложившееся положение в духовном образовании необходимо было менять. Реформы Екатерины II и И.И.Бецкого, явились одним из важнейших шагов на пути становления новой системы образования.

Основные принципы, которыми должны были теперь руководствоваться преподаватели, были обозначены в «Наказе» Екатерины II и «Учреждениях и предписаниях, касающихся до воспитания» И.И. Бецкого. Образование теперь должно было быть подчинено воспитанию, и быть неразрывно с ним связано; практические соображения уступали место педагогическим; нравственное же воспитание, должно было быть взаимосвязано с физическим. В 1862 году, Екатерина пишет инструкцию Комиссии о церковных изменениях, где и намечает основы будущей реформы: гуманность по отношению к учащимся, расширение числа изучаемых предметов, создание новых библиотек, учреждение «малых гимназий».

Воронежская гимназия отражала влияние тех принципов, которые были обозначены Екатериной II. При епископе Тихоне I начинают вновь функционировать классы грамматики и риторики, появляются начальные духовные школы. При его преемнике, Тихоне II вводятся иностранные языки, а уже при Тихоне III открыты философский и богословский классы.[3] Именно в этой, изменившейся семинарии и начал свое обучение в январе 1778 года Евфимий Алексеевич Болховитинов.

Все острее в это время становится вопрос подготовки профессиональных учителей для духовных семинарий, так как «довольствоваться прежними, импровизированными учителями из недоучившихся студентов, монахов из местного духовенства, становилось все более неудобным даже и в низших классах».[4] С целью повышения уровня провинциального образования было решено отправлять семинаристов в лучшие из российских учебных заведений. Кандидаты на учительские должности стали продолжать свое обучение не только в духовных учебных заведениях, но и в светских, которые с течением времени успели значительно усовершенствовать свои курсы, и достигнуть даже более высоко уровня. Воронежский епископ Тихон III с этой целью направляет в Московскую Славяно-греко-латинскую академию и университет двух студентов, одним из которых и был Е.А. Болховитинов.

Очевидно что, обучаясь в семинарии, затем в академии, сформировавшихся под влиянием принципов Екатерины II, молодой и одаренный юноша Евфимий, воспитал в себе уверенность в необходимости реформ и их благоприятном влиянии на жизнь общества. Его новаторские идеи, позднее будут проявляться в различных сферах его деятельности, но одним из первых мест, где реализовалось его умение воплотить реформы в жизнь, станет Воронежская духовная семинария, куда  в 1789 году он вернулся уже в качестве учителя риторики и французского языка. В 1790 году его перевели на преподавание богословия и философии. С 1797 года он преподавал герменевтику, церковную историю и греческий язык.[5] Талант и организаторские способности Евфимия Алексеевича Болховитинова с первых же лет службы выдвинули его из ряда других учителей. Вскоре он был назначен и на административную должность – префекта семинарии. Одновременно с этим в течении пяти лет он также исполнял обязанности ректора Воронежской семинарии.

В 1790 году Е.А. Болховитинов составляет «Конспект учения, по которому в Воронежской семинарии лекции преподаваемы быть имеют». Данная программа семинарии показывает насколько более прогрессивно подходил Е.А. Болховитинов к образованию, соотношению объемов учебных курсов и постановке всего учебного процесса. На практике, излагая свои лекции на родном языке, не допуская, телесных наказаний, пополняя библиотеку новыми изданиями (после Новгородской и Троицко-лаврской она стала самой большой семинаристской библиотекой) Е.А. Болховитинов действовал с учетом тех изменений, которые произошли в духовном образовании. Необходимо заметить, что все начинания, осуществлявшиеся Евфимием Алексеевичем в Воронежской семинарии, поддерживались архиереями, занимавшими Воронежскую кафедру – Иннокентием (1788-1794 гг.) и Мефодием (1795-1799 гг.), которые были членами Российской академии и образованнейшими богословами. Без их авторитетного руководства и примера, осуществить все задуманное Е.А. Болховитинову было бы гораздо сложнее.

Что же касается непосредственно преподавательской деятельности, то необходимо, прежде всего, обратится к лекциям, которые Е.А. Болховитинов читал в Воронежской духовной семинарии. В основу курса по всеобщей церковной истории (1790-1792 гг.), Евфимий Алексеевич положил труд лютеранского богослова Лоренца Мосгейма, значение которого было признано во всей Европе. В России эту работу для разработки своих лекций использовали только архиепископ Иннокентий и Е.А. Болховитинов. Однако работа Евфимия Алексеевича не являлась простой компиляцией, он перерабатывает курс: добавляет параграфы, перемещает события из одного раздела в другой, дополняет и исправляет размышлениями других авторов. В результате европейски признанные новаторские идеи, практически сразу же оказываются на Воронежской земле, но кроме этого, они еще и дорабатываются.

Другой свой курс, герменевтику (1792-1794 гг.), Евфимий Алексеевич обрабатывает по методу Рамбаха, который требовал в своих трудах от толкователей Святого Писания, наряду с филологическим образованием, искать таинственный смысл в отдельных словах и фразах. Следуя этой концепции, он создает четкую структуру курса лекций: определяет цели и задачи изложения, объясняет источники различных неясных выражений, предлагает определенный список дополнительной литературы.

В результате, необходимо отметить, что курсы церковной истории и герменевтики, разработанные Е.А. Болховитиновым  в первой половине 90-х годов, повсеместно стали вводится только на основании указов от 18 декабря 1797 г. и 31 октября 1798 г.

Третий курс, читавшийся Е.А. Болховитиновым — догматическое богословие (1793 г.). Для этого курса, он не использовал руководства иностранных учёных, а это значит, что проявил максимум своих творческих способностей, основываясь на произведениях православных богословов, таких как Феофана Прокоповича, Платона и др. Данный курс был разработан им в систематических таблицах, способствовавших наиболее легкому и чёткому усвоению сложного материала.

Помимо трёх основных им были разработаны курсы о трудностях естественного богословия (1791 г.), о причинах несогласия в христианской вере (1792 г.), сокращенная греческая герменевтику для учеников низшего греческого класса (1792-1794 гг.), пособие по изучению истории (1794 г.), курс о связи церковной истории с богословием (1795 г.). Кроме этих его трудов, оставшихся в рукописном виде, во время педагогической деятельности в Воронежской духовной семинарии им были напечатаны: «Рассуждение о надобности греческого языка для богословия  и об особенной его пользе для российского языка» (М., 1793.), «Вольтеровы заблуждения, обнаруженные аббатом Нонотом» (М., 1793), «Трюмблетовы размышления о красноречии вообще и особенно о проповедческом» (М., 1793), «Размышление о древнем христианском богослужебном пении и особенно пении Российской церкви, с примечаниями на оное» (Воронеж, 1800), «Рассуждение о том, что алтарные украшения нашей Российской церкви сходны с древними Восточными» (Воронеж, 1800).

Под непосредственным руководством Е.А. Болховитинова старшие воспитанники Воронежской семинарии охотно стали браться за научные работы, которые прямо не относились к их школьным занятиям. Чаще всего они переводили сочинения передовых французских мыслителей. Подобные упражнения показывают с одной стороны довольно высокую степень подготовленности воспитанников, а с другой, серьезное направление курса училища под руководством ученого преподавателя.

Говоря о деятельности Е.А. Болховитинова в Воронежской семинарии, необходимо, прежде всего, говорить о нём как о педагоге-практике, который на высочайшем уровне сумел воплотить в жизнь те теоретические принципы, которые были заложены реформой духовного образования второй половины XVIII века. Под влиянием и руководством молодого педагога Евфимия Алексеевича Болховитинова Воронежская семинария, в учебном плане стоявшая не очень высоко в 79-80-х годах XIX века, а уже к началу 1790-х годов достигла своего расцвета, и стала считаться одной из лучших в России.

 Автор: Борзунова И.В.

Примечания:

[1] Истомин И. Постановление имп. Екатерины II относительно образования духовенства / И. Истомин // Труды Киевской духовной Академии. – 1867. — №9. – С. 581.

[2] Шмурло Е.Ф. Евгений, митрополит Киевский: очерк развития его ученой деятельности в связи с биографией / Е.Ф. Шмурло // Журнал министерства народного просвещения. — 1886 — №4 – С. 284.

[3]Болховитинов Е.А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии / Е.А. Болховитинов. — Воронеж, 1800. – С. 65

[4] Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года / П.В. Знаменский. — Казань, 1881. – С. 682.

[5] Биография Евгения, митрополита Киевского, 1835 года // Митрополит Евгениi Болховiтинов. Вибранi прцi з iсторii Киева. — Киiв, 1995. – С.427.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *